9 октября, среда
 
 

В Турции хотят ограничить платежи наличными. И это может плохо повлиять на туризм

В Турции обсуждают проект поправок в законодательстве, согласно которым и розничные покупки на сумму свыше 200$ нельзя будет оплачивать наличными под угрозой штрафа. От такого начинания потеряют не только российские туристы. Подробности – в нашей заметке.

Министерство финансов Турции и налоговое управление подготовили поправки в законодательство, согласно которому оплату покупок на сумму свыше 7000 лир (206$ или 18,8 тыс. рублей по курсу на 12 сентября) можно будет производить только безналичным расчетом, пишет издание Turizm Guncel.

Источники «Вестника АТОР», знакомые с текстом документа, утверждают, что никаких явных исключений для туристов в нем не предусмотрено. Более того, вопреки информации, которая появилась в некоторых российских медиа, это именно новый закон, а не новые штрафы за неисполнение старого.

Просто ранее ограничения на суммы наличных платежей действовали только для расчетов между турецкими юрлицами, а теперь к ним хотят «подключить» и потребителей. И штрафы действительно предусмотрены – до 10% от суммы покупки, до не менее 5000 лир. Как для продавца, так и для покупателя.

Как пояснил координатор PEGAS Touristik по странам СНГ Орхан Санджар, пока что проект находится на стадии общественного обсуждения и окончательная версия может быть скорректирована на основе мнений заинтересованных сторон, включая представителей туристической отрасли.

ОГРАНИЧЕНИЕ НАЛИЧНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ В ТУРЦИИ НЕГАТИВНО ПОВЛИЯЕТ НА ПЛАТЕЖЕСПОСОБНЫХ ТУРИСТОВ

Представители туристического сектора Турции негативно оценивают влияние предлагаемых поправок на бизнес (если, конечно, они будут приняты). В частности, неудобство такие нововведения создадут российским туристам, которые смогут в этом случае оплачивать крупные покупки преимущественно картами, выпущенными банками третьих стран (а они есть далеко не у всех). Либо «пластиком» UnionPay, но это возможно совсем не повсеместно – даже такая сеть, как Migros, категорически не принимает российские карты этой системы.

Возможно, определенным выходом для российского рынка стало бы широкое распространение среди российских туристов QR-платежей наподобие турецкой системы LETIM или Payinturkey от Сбера. Но для них нужен работающий мобильный интернет (а россияне за границей, к сожалению, часто принципиально не включают роуминг ради экономии). Но самое главное, что отнюдь не все торговые точки в Турции сейчас готовы принимать платежи этого типа. 

При этом нужно понимать, что решение с ограничением наличных платежей эквивалентом 200 долларов ударит именно по сегменту платежеспособных туристов: купить фрукты или сувениры на базарах, напитки и снеки в лавках, а также перекусить в кафе по-прежнему спокойно можно будет и за наличные. А вот большие покупки: шубы, кожаные или ювелирные изделия, брендовые вещи – могут стать некоторой проблемой.

Кроме того, формально тогда нельзя будет и легально оплатить наличными большие счета в ресторанах или насыщенные экскурсии на всю семью (они стоят дороже 200 долларов). С учетом активной инфляции в Турции и значительного роста цен, когда стоимость входных билетов в известные музеи составляет порядка 30$, а однодневные экскурсии начинаются преимущественно от 50$, не говоря о люксовых развлечениях, трудностей у туристов, которые путешествуют большими семьями или компаниями, будет все больше.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

ОБЪЕМ СОВЕРШАЕМЫХ В ТУРЦИИ ТУРИСТАМИ ПОКУПОК МОЖЕТ СНИЗИТЬСЯ

Кстати, как говорит турецкий собеседник нашего издания, негативные последствия такого решения турецких властей ощутят на себе не только россияне, но и весьма платежеспособные гости с Ближнего Востока. Они, во-первых, традиционно путешествуют большими семьями, а, во-вторых, зачастую предпочитают платить именно наличными, хотя их-то карты как раз нормально работают в Турции.

То есть в итоге может пострадать вся экономика курортных зон Турции – от Антальи до Стамбула и Карадениза, так как с высокой долей вероятности некоторая часть иностранных туристов просто будет отказываться от дорогих покупок.

Вице-президент АТОР, генеральный директор туроператора Space Travel Артур Мурадян считает, что объем дорогих покупок, которые совершают в Турции российские туристы, действительно может снизиться. Хотя на российский турпоток в количественном выражении новые нормы, если они вообще появятся, вряд ли повлияют. Россияне продолжат ездить в Турцию, но, вероятно, будут там меньше тратить. И это уже проблема Турции. 

И это по сути своей противоречит вектору развития туриндустрии Турции, который власти страны хотели бы задать. За последнее время представители ответственных министерств и ведомств неоднократно заявляли, что хотели бы диверсифицировать туризм в стране, повысить средний чек, привлечь более платежеспособных гостей, развивать люксовый сегмент и так далее. 

БИЗНЕС В ТУРЦИИ УЖЕ ЗНАЕТ СПОСОБЫ «ОБХОДА» НОВОГО ЗАКОНА

С другой стороны, на всякого мудреца довольно простоты. Один из источников редакции в туриндустрии Антальи подчеркнул, что принятие поправок считает вполне вероятным, тем более что подобные меры уже действуют в части аренды жилья.

Однако решение найти можно, говорит представитель турецкого турбизнеса. Например, совершенно очевидным выходом для турецкого турбизнеса видится очень незамысловатый путь: торговцы будут просто «пробивать» крупные покупки несколькими чеками, и все. 

Кроме того, само собой, проблемы, связанные с оплатой размещения и экскурсий можно будет легко решить с помощью туроператоров. У многих из них, например, экскурсии в Турции можно оплатить просто переводом на Сбербанк Онлайн или Т-Банк. 

Но, в любом случае, говорит собеседник редакции, новые ограничения будут создавать очередные дополнительные неудобства. Как турецкому бизнесу, так и российским туристам. И это вряд ли хорошо. 

Екатерина Тропова

Фото: Flicr

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР