Туроператоры и правовая служба АТОР рассказали, на что могут претендовать туристы, путешествия которых сорвались или были перенесены из-за многочисленных задержек и отмен рейсов, связанных с закрытием воздушного пространства.
Вечером и ночью 6 мая аэропорты Москвы и ряда других регионов приостанавливали прием и отправку самолетов из-за опасности атаки беспилотников.
Возникший коллапс до конца не могут «разобрать» до сих пор. Закрытие неба повлияло на вылеты как минимум 350 рейсов и на планы не менее 60 тыс. пассажиров. С высокой долей вероятности, веерные задержки сохранятся и завтра, 8 мая.
Как подчеркнула руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова, задержки и переносы рейсов 6-7 мая возникли по обстоятельствам, на которые не могли повлиять ни авиакомпании, ни тем более туроператоры.
На что имеет право пассажир задержанного рейса
Согласно ст.120 Воздушного кодекса РФ, при задержке рейса пассажир имеет право на получение компенсации от авиакомпании (штраф за каждый час ожидания), за исключением случаев и обстоятельств, находящихся вне компетенции перевозчика (очевидно, атака беспилотников таким обстоятельством как раз и является, но авиакомпании, тем не менее, делают все возможное для минимизации неудобств у пассажиров).
«Возвращаясь к вопросу о задержке рейсов и ожидания в аэропорту. Можно напомнить пассажирам, что независимо от того, как приобретался авиабилет – самостоятельно туристом или в составе турпакета – билет является договором, заключенным между пассажиром и авиакомпанией. А значит, на каждого пассажира распространяются права, утвержденные Федеральными авиационными правилами», – отметила Надежда Ефремова..
В случае задержки рейса, отмены рейса из-за неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, изменения маршрута перевозки, пассажиры могут рассчитывать на бесплатные:
- воду (задержка более 2 часов),
- горячее питание (задержка более 4 часов),
- место в гостинице (при задержке рейса более 6 часов ночью и 8 часов днем)
- и предоставление иных услуг, указанных в ФАП
«Задержка рейса из-за закрытия воздушного пространства является форс-мажором. Это означает, что авиакомпания или туроператор не освобождаются от выполнения своих обязательств, но при этом не должны брать на себя затраты, связанные с форс-мажором. Таким образом, поставщики услуг имеют право на удержание фактически понесенных расходов», – дополнили в Space Travel.
В страховой компании ЕВРОИНС Туристическое страхование «Вестнику АТОР» пояснили, что у компании есть варианты страховки, позволяющие получить компенсацию 50$ США за задержку рейса свыше 3 часов, вне зависимости от причины. Эта выплата входит в расширенные пакеты услуг страхования (полисы Optima).
Сами авиакомпании тоже стремятся пойти навстречу пассажирам и предложить шибкие условия перебронирования и возврата стоимости билетов.
Туроператоры не обязаны возвращать деньги, но стремятся минимизировать затраты туристов
Что касается компенсации стоимости отдыха от туроператора, то дело обстоит чуть сложнее: по сути, никто не виноват... Но каждая сторона стремится пойти навстречу туристу.
«Туроператор не оказывает услугу авиаперевозки, он по поручению туриста бронирует согласованные услуги на определенные даты и время, например, приобретает авиабилеты, заказывает номер в отеле и т.д. Эти услуги туроператором оказаны, документы, подтверждающие исполнение туроператором обязательств по договору (авиабилет, ваучер на размещение и др.), туристу выданы, а предвидеть и повлиять на возможность ими воспользоваться туроператор в данном случае не может. Соответственно, если турист примет решение расторгнуть договор о реализации турпродукта, то туроператор в соответствии с законом «О защите прав потребителей» сможет вернуть туристу денежные средства, за исключением фактически понесенных расходов», – объясняет Надежда Ефремова.
По ее словам, туристам, которые приобрели пакетные туры с перелетом, продлить отдых из-за позднего прилета курорт за счет туроператора не получится по той же причине. Тем более, что в туре каждому туристу заранее забронирован номер на определенный период и выписан обратный авиабилет.
В Space Travel подтвердили, что туроператор, в случае аннуляции тура по решению туриста, вправе удержать штрафы от отеля, перевозчика и иных поставщиков туруслуг.
Возврат полной стоимости тура возможен только в том случае, если МИД и Минэкономразвития РФ официально признают, что поездки в ту или иную страну несут угрозу безопасности туристов.
При этом в «Интуристе» добавляют, что если тур сформирован с перелетом на чартерном рейсе и задержка составила более суток, возможен перерасчет стоимости путевки у туроператора.
По опыту туроператоров, вопросы частичной компенсации стоимости тура всегда решаются индивидуально. В случае, если вылет рейса в страну отдыха задерживается, туроператор всегда обращается в отель и к иным поставщикам туруслуг с просьбой об уменьшении цены из-за форс-мажора. Как вариант, туристам могут быть в качестве компенсации предложены дополнительные услуги.
Что касается задержки обратного рейса из-за чрезвычайных ситуаций, то данная ситуация также является форс-мажором, и как правило туристы сами оплачивают дополнительные ночи проживания в отеле. Но и в этом случае туроператоры проводят переговоры с объектом размещения, чтобы либо снизить цену, либо получить бесплатное проживание.
«С туристами, которые захотят аннулировать тур из-за задержки рейса, будет проводиться индивидуальная работа в зависимости от политики поставщиков наземных услуг и штрафных тарифов на отели», – отметили в пресс-службе «Русского Экспресса», добавив, что туроператор традиционно предпримет все меры для минимизации фактически понесенных расходов.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: piqsels.com