19-21 сентября в Москве прошел Второй международный Саммит Всемирной туристской организации ООН по городскому туризму. Корреспондент Вестника АТОР пообщался с одним из участников саммита – президентом объединения European City Marketing Игнасио де Делас, о том, что может дать городу правильный маркетинг.
- Как вы считаете, какова роль городского маркетинга?
- По моему мнению, городской маркетинг является одним из наиболее важных и стратегических шагов, который должен предпринять город для улучшения своей конкурентоспособности не только как туристическое, но и как экономическое направление. Это способ города показать миру свои сильнейшие стороны в экономике, образовании, исследованиях и, конечно, туризме.
- Организация European City Marketing (ECM) помогает городам подчеркнуть их сильные стороны?
- Практически все города имеют специализированные органы, занимающиеся повышением туристической привлекательности этих населенных пунктов, их брендированием. Наша организация European City Marketing (ECM) предоставляет городам – своим членам, инструменты и платформы для усиления их конкурентоспособности, а также возможности для улучшения их маркетинговой составляющей. Таким образом, каждый город, входящий в ЕСМ, помогает другим участникам организации, делясь с ними информацией, практикой и знаниями. Это сеть коллег, в которой каждый город улучшает свои показатели, изучая опыт других стран.
- Российские города входят в ЕСМ?
- На текущий момент, в ЕСМ входит только один российский город – Санкт-Петербург. Этот город является очень активным участником организации, и мы горды, что имеем в списке своих членов Санкт-Петербург. Столица России – Москва, пока не входит в нашу организацию. Надеюсь, что в обозримом будущем она также станет участником ЕСМ. Не могу сейчас рассказать, когда это произойдет. Единственное, что я могу сообщить – мы ведем переговоры на эту тему.
Уверен, что офисы по туризму российских городов будут присоединяться к нашей организации. В России очень активно развивается рынок выездного туризма, но потенциал въездного туризма все еще реализован не полностью. В будущем, туризм станет очень важной составляющей в экономике большинства ваших городов.
- Как вы считаете, какие шаги должны быть предприняты для начала работы города по привлечению туристов?
- Для этого необходимо просто желание. Также важно поставить для себя конкретные цели: куда вы хотите дойти, и что хотите получить.
- Существуют ли какие-то общие принципы городского маркетинга для всех городов?
- На этот вопрос нелегко ответить однозначно. С точки зрения маркетинга, все города должны иметь собственные стратегии, т.к. каждый город отличается от другого. В каждом городе свое культурное наследие, свой уровень развития бизнеса и т.д. Но есть и некоторые правила и рекомендации, которые, по моему мнению, должны рассматривать все города. Например, все города должны сконцентрироваться на собственном USP (уникальное торговое предложение). То есть сосредоточиться на своих самых сильных сторонах, которые могут сделать город наиболее конкурентоспособным.
- Можете ли вы назвать какие-либо яркие примеры удачного городского маркетинга в сфере туризма?
- Я не буду говорить о своем городе – Мадриде, т.к. это могло бы звучать не скромно. В числе позитивных примеров можно назвать Амстердам. Этот город проделал большую работу, которая приносит свои плоды. Вена также достигла больших успехов… В целом, большинство главных городов Европы работают очень активно, и результаты это работы впечатляют. Если же говорить не о столицах и крупных городах, я бы отметил Гётебург (Швеция). В своей работе по развитию туризма они сделали акцент на спортивный туризм. Они очень активно привлекают в свой город спортивные мероприятия, на которые приезжают тысячи зрителей.
- Как вы считаете, необходим ли городу собственный бренд? Как логотип помогает в развитии туризма в городе?
- Я думаю, что создание бренда имеет множество сторон. Возможно, единственный бренд - не всегда лучший способ продвижения. В каждой стране, каждом городе необходимо искать собственный подход, и для каждой отдельной важной отрасли должны использоваться собственные способы продвижения и брендирования. Положительным примером здесь может стать Амстердам с лого «I’AMstardam», которые используется с целью развития туризма.
- Как вы считаете, насколько велик потенциал Москвы в сфере привлечения туристов?
- Москва имеет огромный потенциал. Ежегодно город привлекает миллионы туристов, и это далеко не предел.