Владимир Воробьев: «Мне кажется, чиновники толком не знают, какого результата они хотят добиться»

Есть ли кризис в туризме, как будет строиться конкурентная борьба на рынке, а также о том, что необходимо для дальнейшего развития туризма рассуждает президент компании "Натали Турс" Владимир Воробьев

- За последние несколько месяцев туристический рынок России постигло немало потрясений. В СМИ заговорили о кризисе в туристической отрасли. Как вы считаете, почему сложилась такая ситуация на туррынке?

- Я не считаю, что в данный момент на рынке сложилась какая-то очень непростая ситуация, поэтому не стал бы делать трагедии из той серии банкротств, которые произошли за последнее время. По моему мнению, идет естественный процесс структурирования рынка. По статистике Ростуризма, на рынке около 4 тыс. туроператоров. Возможно, просто рынку такое количество туроператоров не требуется. Процесс идет, и любой туроператор сейчас должен очень четко себя позиционировать. Нужно играть по правилам тех, кто борется за долю на рынке. Если компания к этому не готова, то нужно уходить в ниши, и продолжать существовать как крепкий нишевый туроператор. События, которые мы наблюдали этим летом, происходят, возможно, с теми, кто неправильно выбирает свою стратегию поведения, включаются в борьбу за долю, не имея достаточных ресурсов для этого.

Я думаю, что для многих произошедшее стало серьезным отрезвляющим моментом, и уже сейчас мы наблюдаем изменение в поведении многих туроператоров. Кто-то стал более осторожным, кто-то, напротив, старается получить доступ к ресурсам для того, чтобы включаться в конкуренцию. Это нормальная рыночная ситуация.

Кроме того, возможно, государство в какой-то степени запоздало с усилением регулирования на туристическом рынке. Даже в очень развитых капиталистических странах рынок нуждается в четких правилах и регулировании со стороны государства, которое приводило бы его в четкие цивилизованные рамки. Но сейчас в России процесс изменения законодательства запущен, в ближайшее время рынок будет взят под более серьезный контроль со стороны государства.

- Как вы оцениваете те предложения, которые попали в последние версии законопроектов?

- Откровенно говоря, в какой-то степени предложенные нормы представляются избыточными. Я не исключаю, что на первом этапе для наведения порядка и контроля было бы достаточно сделать рынок прозрачным и понятным через различные институты электронных путевок, реестров и т.д. А потом, реализовав эту меру, двигаться дальше. Сейчас может получиться, что будут введены некие регулирующие нормы, которые не будут работать по той причине, что рынок не прозрачен в должной мере. Но важно понимать, что мы говорим о проекте. Не исключено, что в дальнейшем будут внесены правки, которые сбалансируют нормы проекта.

С моей точки зрения, для разработки адекватных эффективных норм, необходимо в первую очередь собрать статистику, проанализировать тенденции, которые происходят на рынке туризма. Далее важно понять, что туризм - это отрасль экономики, и выработкой вопросов ее регулирования должны заниматься люди с экономическим образованием. Ну а далее можно отстраивать отрасль шаг за шагом в том направлении, в котором нужно государству. Здесь есть различные варианты. Можно выбрать путь Северной Европы, где достаточно ограниченное количество туроператоров. А можно выбрать вариант пути Южной Европы, где огромное количество туроператоров, и эта модель работает. В частности, в Италии существует порядка 50 средних туроператоров, которые организуют чартерные рейсы и берут блоки. Кроме того, существует огромное количество небольших туроператоров. Во Франции, Испании рынки еще более размыты. Вообще, в Южной Европе государство делает ставку на средний и малый бизнес, организованный в конгломераты, кооперативы.

- В одном из проектов предлагается ввести на туристическом рынке саморегулирование, создавать саморегулируемые организации (СРО). Как вы относитесь к перспективе появления этого института?

- Эта идея возникала на разных этапах реформирования туристического рынка. В том числе, напомню, что при создании Ассоциации туроператоров России (АТОР) идея перехода к СРО также рассматривалась как основополагающая. В дальнейшем Ассоциация неоднократно поддерживала создание СРО на туристическом рынке.

На протяжении лет участники рынка, как поддерживали идею создания СРО, так и отрицали ее. Думаю, что истина где-то посередине. Было бы правильно, если бы на туристическом рынке была бы возможность иметь несколько СРО, и у участников рынка был бы выбор, в рамках какой СРО они хотели бы работать. Это привело бы к конкуренции между различными саморегулируемыми организациями. Если на рынке появится только одна саморегулируемая организация, это вряд ли приведет к чему-то хорошему на выходе, потому что будет отсутствовать конкурентная среда.

- Как, по вашему мнению, будет развиваться туроператорский рынок в России? Какое количество туроператоров было бы оптимальным для нашей страны?

- В данном вопросе все зависит от того, что хочет государство. Если цель - присутствие на рынке ограниченного количества туроператоров, то эта одна модель, и мы еще какое-то время будем наблюдать, как мелкие и средние туроператоры будут уходить с рынка, а те, кто останется, будут взяты под контроль. В дальнейшем могут быть образованы некие барьеры для выхода на рынок новых игроков.

Не исключено также, что государство захочет существенно ограничить размеры бизнеса в области туризма, и сделать ставку на малый и средний бизнес. Пока мне кажется, что чиновники толком не знают, какого результата они хотят добиться. Учитывая все это, делать прогнозы достаточно сложно. Так или иначе, очевидно, что создаваемые сейчас новые правила по расчету фингарантий станут серьезным ударом по крупному бизнесу. Однако остается вопрос, кто будет эти правила соблюдать, и кто будет это контролировать.

- Изменились ли взаимоотношения туроператоров с авиакомпаниями после череды банкротств, которая произошла летом на рынке? Например, ваши условия сотрудничества с "Трансаэро" поменялись?

- Условия работы с "Трансаэро" с финансовой точки зрения всегда были жесткими. Мы всегда предоставляли банковские гарантии, предоставляли депозиты. Поэтому турист и авиакомпания всегда были застрахованы от рисков. Это подтверждается фактом, что банкротство "Ланты-Тур Вояж", "Южного Креста" не привели к каким-либо проблемам у пассажиров "Трансаэро". Насколько я знаю, договоры с "Аэрофлотом" также строго подразумевают депозиты и гарантии. Аналогичным путем, как мне кажется, поступают другие перевозчики.

- А как будет развиваться агентский рынок в России? Информация о закрытии агентств появляется значительно чаще, чем о банкротстве туроператоров.

- Говоря об агентском рынке, я бы хотел отметить несколько тенденций. Во-первых, простота выхода на рынок привела к избыточности агентств. Сейчас никто толком не может сказать, сколько же турагентств работает в России. Недавно Министерство культуры озвучивало цифру в 20-40 тысяч. Это достаточно большой разброс. Например, с компанией "Натали Турс" ((ССЫЛКА ИЗ КОМПАНИЙ) работает порядка 15 тыс агентств. При этом я отдаю себе отчет, что многие с компанией "Натали Турс" (ССЫЛКА ИЗ КОМПАНИЙ)  не работают. Из чего можно сделать вывод, что на рынке действительно существует около 30-40 тысяч агентств. С моей точки зрения это минимум в три раза больше, чем нужно рынку. Если взять оборот рынка, поделить его на количество участников, то получится, что годовой оборот агентства в среднем составляет меньше миллиона долларов. А мы понимаем, что есть агентства, которые делают больший объем. Другие, соответственно, меньше. Кроме того, избыток компаний порождает демпинг, банкротства, создает определенную нестабильность на рынке.

Вторая тенденция - борьба крупнейших туроператоров за клиента привела к появлению огромного количества франчайзинговых офисов. Их количество становится, наверное, уже избыточным.

Помимо открытия франчайзинговых офисов, многие туроператоры начали открывать прямые продажи онлайн. Это еще один путь конкурентной борьбы. Сейчас, по оценкам участников рынка, порядка 5% продаж совершается посредством онлайн дистрибуции. Это наносит серьезный удар по рознице.

Если мы хотим иметь стабильный рынок, необходимо иметь, в том числе, стабильную дистрибуцию. Вероятно, этой зимой пойдет естественный процесс закрытия достаточно большого количества агентств. Тяжело сказать, какое количество будет необходимо рынку, но мне кажется, что около 10 тысяч - было бы более чем достаточно для России. И тогда, с учетом онлайн продаж, собственных офисов туроператоров, ситуация была бы более контролируемой, а агентства могли бы перестать заниматься демпингом. И если бы были введены какие-то элементарные правила, которые бы затруднили выход на агентский рынок - гарантии и т.д., то для существующих агентств это было бы благом.

- "Натали Турс" будет менять свои принципы работы с агентским рынком?

- В данный момент для нас важно не завоевывать, а удерживать лояльность своих партнеров. Мы прорабатываем новую политику, которая будет действовать, скорее всего, с Нового года. Мы планируем делить агентства на некоторые группы – выделять агентства, которые нам интересны, и использовать различные механизмы сотрудничества в зависимости от вхождения агентств в ту или иную группу. Цель - сохранение лояльности агентств, которые долгое время сотрудничают с "Натали Турс"(ССЫЛКА ИЗ КОМПАНИЙ).

- А как сохранить лояльность туристов?

- Мы видим, что туристы постепенно возвращаются. Например, был период - в сентябре, октябре- когда продажи почти совсем остановились. В настоящий момент мы видим некоторую активизацию спроса. Кстати, доля продаж наших фирменных офисов увеличилась. То есть, доверие к бренду сохраняется. Думаю, что примерно такая же ситуация сейчас у всех туроператоров. Турист старается сокращать количество посредников. По моему мнению, туристам нужно время: чтобы время прошло, а проблемы завершились.

- Все более популярной становится тема внутреннего туризма. Крупные туроператоры постепенно осваивают этот рынок. «Натали Турс» планирует организовывать российских туристов в России?

- У меня есть очень четкое понимание перспектив работы туроператора на рынке внутреннего туризма. Оно связано с нашим опытом активной работы на внутреннем рынке Испании.

На внутреннем рынке, как правило, присутствует серьезная конкуренция между авиаперевозчиками, которая поддерживается конкуренцией с железной дорогой и путешественниками на собственных автомобилях. Поэтому на этом направлении туроператоры с их чартерными рейсами не являются востребованными.

Во-вторых, на внутреннем рынке турист не нуждается в серьезной ассистенции. Русскоговорящий турист едет на русскоговорящий курорт, где он в силах сориентироваться сам.

Конечно, существуют и будут существовать люди, которые ходят в агентства покупать билеты и размещение в отелях. Но с каждым годом будет расти количество туристов, которое бронирует все эти виды услуг самостоятельно. С этой точки зрения традиционный дистрибуционный канал (туроператор – турагентство или отель – турагентство) не имеет какой-то серьезной перспективы. Понимая все это, зачем же заниматься инвестициями в тот бизнес, где мы не очень нужны и востребованы?!

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР