Принятый во втором чтении законопроект, вносящий поправки в закон об основах турдеятельности в РФ, содержит множество нововведений. Непонятно, придется ли туроператорам подстраиваться под новые правила в срочном порядке, в феврале-марте 2016 года, чтобы попасть в единый реестр Ростуризма.
Когда будет принят закон
23 декабря Госдума приняла во втором чтении поправки в закон об основах туристской деятельности. Документ, который должен был быть принят еще в прошлом году, неоднократно перерабатывался. Последняя версия, которая и была на днях принята во втором чтении, максимально приближена к документу, обсуждавшемуся недавно на портале раскрытия информации Regulation.Gov.
По информации, имеющейся у «Вестника АТОР», законопроект будет принят в третьем чтении в начале следующего года. Руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова пояснила, что третье чтение представляет собой процедуру окончательного принятия законопроекта в качестве закона. Поправки на этом этапе уже не рассматриваются. Правда, по требованию большинства депутатов законопроект может быть возвращен к стадии чтения. Далее процедура предполагает одобрение проекта Советом Федерации. Дума должна передать документ в течение пяти дней. В случаях, если принятый Государственной Думой федеральный закон не подлежит обязательному рассмотрению Советом Федерации, и если в течение 14 дней он не был рассмотрен Советом Федерации, то в течение пяти дней данный федеральный закон направляется Думой Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
Таким образом, процесс все еще может оказаться длительным. И этот факт немаловажен, учитывая, что большинству туроператоров необходимо продлевать свое членство в едином реестре туроператоров уже в марте следующего года. Принятие закона накануне или сразу после этого момента может доставить немало проблем российским туристическим компаниям.
Полномочия органов власти и новые понятия
Законопроект вводит несколько новых определений. Так, например, «детский туризм» – это туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя. Появилось определение «системы навигации и ориентирования в сфере туризма», а также «туристско-информационного центра». ТИЦ, согласно проекту, должен информировать физических лиц о туристских ресурсах и об объектах туристской индустрии, а также продвижению туристских продуктов на внутреннем и мировом туристских рынках.
Одна из важнейших частей законопроекта посвящена разграничению полномочий органов власти в сфере туризма. Сейчас четкой градации нет. Органы федеральной власти, в частности, устанавливают порядок оказания услуг по реализации туристского продукта. Большая часть полномочий относится к «Турпомощи» и новым фондам ответственности туроператоров:
• установление порядка и условий оказания экстренной помощи туристам;
• установление порядка и условий финансирования расходов на оказание экстренной помощи туристам из резервного фонда объединения туроператоров в сфере выездного туризма (далее также – резервный фонд);
• установление требований к критериям отбора кредитных организаций, в которых допускается размещение средств резервного фонда, фондов персональной ответственности туроператоров в сфере выездного туризма (далее также – фонд персональной ответственности туроператора)
О туроператорах и турагентах
Несмотря на то, что против обязательного страхования туроператоров выступил даже регулятор страхового рынка – Центробанк, законопроект по-прежнему предусматривает необходимость получения туроператором страховки или банковской гарантии. При этом в проекте отмечается, что страховщиков, как и банков, у одного туроператора может быть несколько.
Правда, проект предусматривает три случая, когда страховка или банковская гарантия не нужна. Первые два случая касаются деятельности по экскурсионному обслуживанию по России (не более чем 24 часа подряд), а также деятельности государственных и муниципальных предприятий и учреждений, решающих социальные задачи. Что касается туроператоров, то они вправе отказаться от фингарантии, если осуществляют деятельность в сфере выездного туризма и имеют сформированный фонд персональной ответственности туроператора не менее 7% от общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за прошедший год». Из текста закона следует, что туроператорам по внутреннему и въездному туризму придется оформлять фингарантию в любом случае.
Еще одно важнейшее нововведение: «договор страхования финансовой ответственности туроператора может быть расторгнут». Напомним, что ранее он заключался на год, и не мог быть досрочно расторгнут ни одной из сторон. Объясняя это положение, законопроект отсылает к Гражданскому кодексу. Интересно, что при этом банковская гарантия, выданная туроператору, не может быть отозвана до окончания срока действия.
Законопроект закрепляет требования к лицам, занимающих должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера, иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора:
• отсутствие неснятой или непогашенной судимости за какое-либо умышленное преступление;
• отсутствие факта совершения им более трех раз в течение одного года, предшествовавшего дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр, правонарушений в сфере туристской деятельности, ответственность за которые предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;
• отсутствие дисквалификации должностного лица туроператора на день, предшествовавший дню подачи в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти документов для внесения сведений о туроператоре в реестр;
• отсутствие факта замещения должности руководителя туроператора, его заместителя, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета туроператора, в течение 12 месяцев, предшествовавших дню исключения сведений о туроператоре из реестра.
Новый проект предусматривает небольшое «послабление» для турбизнеса, касающееся взносов в фонд персональной ответственности туроператоров. В законопроекте говорится, что «размер ежегодного взноса туроператора в фонд персональной ответственности туроператора равен одному проценту общей цены туристского продукта в сфере выездного туризма за прошедший год». Напомним, что предыдущие версии предписывали участникам рынка «сдавать» в фонд по 100-500 рублей за каждого туриста.
При этом туроператорам дается возможность «разбить» взнос на несколько платежей, что, несомненно, удобно для участников рынка. Перечисление ежегодного взноса производится равными долями, не позднее 15-го числа каждого месяца, следующего за истекшим календарным кварталом.
В документе также меняется формула «работа турагента от имени и по поручению туроператора». Напомним, что ранее эта поправка живо обсуждалась в туроператорском сообществе, не желающем брать на себя ответственность за деятельность агентских компаний по всей России. В новом проекте поправка сохранилась в усеченном варианте: «Продвижение и реализация туристского продукта осуществляются турагентом на основании договора, заключаемого между туроператором и турагентом. Турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта по поручению туроператора». То есть, турагент будет действовать от своего имени, но по поручению туроператора. «Таким образом, договор между агентом и оператором по-прежнему может быть агентским, но оператору придется сформулировать поручение своему агенту», – поясняет руководитель Правовой службы АТОР Надежда Ефремова.
Более подробный разбор норм законопроекта можно посмотреть здесь и здесь.