2000 листов золота, вышивальщицы и арт-объекты ручной работы: как обновляют гранд-отели Европы

В Париже, Лондоне, Венеции, Санкт-Петербурге над реставрацией и обновлением легендарных европейских отелей трудятся лучшие архитекторы, строители и художники мира. На расходы в таких случаях не скупятся, приглашают самых лучших, потому что это обязательно окупится. Подумайте, каково это – жить в отеле, где даже росписи на потолке восстанавливал не просто специалист, а реставратор картин Леонардо да Винчи.

На реновацию тратятся порой безумные деньги и ресурсы. Проекты по омоложению стоят столько, что на них можно было бы смело построить два модных отеля с нуля. О том, как идет работа над обновлением гранд-отелей Европы, рассказал forbes.ru.

Париж

Peninsula Paris, Ritz и Bristol

В Париже сразу несколько гранд-отелей за последние годы пережили колоссальные «пластические операции», на которые не пожалели ни времени, ни денег, – похоже, профессия реставратора стала чуть ли не самой востребованной в городе. Весь в лесах стоит Le Crillon, и пока не говорят, что именно там происходит и когда мы увидим его новое лицо. К своему юбилею в 2016 году полностью омолодился Le Bristol. Правда, он все это время продолжал принимать гостей, а реновация шла частями – знаменитый сад a la francais, Bar Du Bristol, спа, ресторан Epicure. Были обновлены по очереди все исторические номера и сьюты, а также добавлено 29 новых, включая занимающий весь последний этаж Suite Lune de Miel с роскошным видом на Париж.

На все обновления, которые начались в 2010 году, ушло ни много ни мало €150 млн.

Это колоссальная сумма, но в Peninsula Paris утверждают, что обогнали Bristol по бюджетам. Чтобы построить первый Peninsula в Париже, было восстановлено известное здание конца XIX века на авеню Клебер, где в начале XX века был гранд-отель Majestic, а после, в 1960-х, оно принадлежало МИДу, и там в 2009 году проходили протокольные дипломатические мероприятия. За годы, пока он служил местом официальных переговоров, его интерьеры успели превратиться в офисы и конференц-залы со стенами, покрытыми сухой штукатуркой. Величественный фасад и крыша сильно обветшали. К счастью, под фальшивыми стенами и потолками уже во время реновации в нулевых годах XXI века обнаружились первоначальная лепнина и другие детали интерьеров, прежнее великолепие которых удастся восстановить. Реновация была, пожалуй, самой колоссальной – на нее ушло четыре года (для сравнения: Majestic строили всего два), интерьерами занимались звездный архитектор Генри Люн (Гонконг) и команда реставраторов под руководством Ришара Мартине. Чтобы качественно восстановить прошлое, были проведены довольно затратные и масштабные исторические исследования. Ну и тут коллекция всех выдающихся спецов: например, две росписи на потолке сигарного салона восстанавливала Чинция Паскуали (реставратор картин Леонардо да Винчи в собрании Лувра). Отель вновь открылся в 2015 году. Сумму, потраченную на всю эту историю, скрывают, однако утверждают, что это самая крупная инвестиция в современный отель, говорят, что потратили даже больше, чем на новый беспрецедентно дорогой отель Royal Mansour в Марракеше.

Практически с замиранием сердца вся Франция следит и за судьбой перестройки в легендарном Ritz на Вандомской площади. C самого своего открытия в 1898 году он был национальным символом элегантности и верным приютом Марселя Пруста и Эрнеста Хемингуэя, Коко Шанель и Одри Хепберн. До закрытия на реновацию он уже дышал на ладан – не только обветшал, но и снизилось качество сервиса: видимо, чувствуя запах тления, официанты стали совсем уж хамить и плохо обслуживать на завтраке. В 2012 году Ritz впервые в своей истории закрылся на ремонт, который длится уже четвертый год. Открыть свое новое лицо городу он должен был этой весной. Задача реновации – сохранить дух, при этом добавив все возможные инновации от последних технологических новинок до тоннеля под Вандомской площадью к парковке. В том числе будет добавлена третья кухня, чтобы принять всех желающих учиться кулинарному мастерству у команды звездного ресторана L’Espadon.

За эти годы на все нововведения и реставрацию было потрачено €140 млн, и сумма явно будет еще больше.

В январе 2016 года в почти готовом к открытию Ritz случился пожар, и отель снова попал на первые полосы всех национальных газет. Теперь открытие переносится с марта на «чуть попозже».

Лондон

The Lanesborough

Самое громкое открытие в городе после реновации – отель The Lanesborough в особняке эпохи Регентства, между Гайд-парком и Букингемским дворцом. В здании конца XVIII века изначально располагался госпиталь Святого Георгия, и лишь в 1991 году открылся отель. В 2013-м он попал под управление группы Oetker, и в декабре 2013 года фасад скрылся за непрозрачным пологом, оставалось только гадать, что творится внутри легендарного особняка, где когда-то работала Флоренс Найтингейл. На открытом аукционе было распродано все, решили сохранить лишь хрусталь и посуду, которые были изготовлены для отеля на заказ. Колоссальная работа по восстановлению интерьеров, куда добавлена ультрасовременная хай-тек-начинка, – и осенью 2015 года The Lanesborough, любимая гостиница королевской семьи, вновь вернулся в статусе одного из лучших отелей Лондона.

Реконструкцию решили доверить мэтру современного luxury-дизайна итальянцу Альберто Пинто. Поначалу Пинто хотел отказаться от проекта, но его уговорили лично посетить отель, после чего он вдохновенно принялся за работу. Он раньше из принципа не занимался отелями, а только частными особняками, яхтами и самолетами, причем реновация легендарных исторических объектов – его главная компетенция. Именно поэтому проект нового лица The Lanesborough скорее напоминает частную резиденцию, английское поместье, где с радостью принимают дорогих гостей.

Проект стал и последней работой Пинто, который скончался в конце 2012 года и лично курировал только преображение The Lanesborough Suite.

Воплощение его замысла продолжила его сестра и деловой партнер Линда Пинто вместе с командой бюро Alberto Pinto. Совместно с архитекторами над проектом работало реставрационное бюро ReardonSmith, которое также стало посредником в переговорах с Комиссией по историческим зданиям и памятникам, утверждая все изменения, что само по себе непросто: особняк эпохи Регентства, где располагается The Lanesborough, включен в список архитектурных объектов Великобритании под категорией Grade II. Поэтому, например, были сохранены все оригинальные названия сьютов.

Над интерьерами отеля трудились вышивальщицы, стеклодувы, краснодеревщики, лакировщики, специалисты по позолоте и бронзе, декораторы — всего более 300 человек, которые день за днем кропотливо воссоздали 93 номера отеля.

Особое внимание уделялось потолкам: более 2000 листов 23-каратного золота понадобилось для декорирования потолков лобби, залов и номеров. Искусные trompe l'oeil – обманки – добавляют шарма интерьерам: например, отделка под мрамор в The Withdrawing Room или эффект каменной стены в коридорах второго этажа. Почти 100% материалов для реновации интерьеров – текстиль, мебель, ковры – были изготовлены по индивидуальному заказу поставщиками из Соединенного Королевства. В том числе 54 люстры, вручную изготовленные мастерами-стеклодувами из Wilkinson, чьи работы эксперты давно приравнивают к произведениям искусства.

И надо сказать, старались не зря, и те 18 месяцев, пока отель совсем не принимал гостей, скоро отобьются с лихвой. Сами лондонцы снова стали использовать гостиницу как место для встреч, и это теперь один из центров светской жизни города: чтобы попасть сюда даже просто на дринк вечером, надо за пару дней бронировать место.

Венеция

The Gritti Palaсe

На новое лицо дворцового отеля The Gritti Palaсe ушло €35 млн, девиз мероприятия — «Если мы хотим оставить все как есть, мы должны тут все заменить». Расположенный в двух шагах от площади Сан-Марко и театра Ле Фениче отель La Gritti приобрел свой готический вид в XV веке, в XVI стал резиденцией дожа Венеции Андреа Гритти, а в конце XIX века из частной резиденции сделали отель. В XXI веке на реновацию ушло полтора года, и в 2013-м он открылся и почти сразу же снова вошел в списки лучших исторических отелей мира, а в знаменитейший бар Bar Longhi теперь ходят не только чудаковатые ценители былой роскоши, но и ультрамодная публика.

Над реновацией трудилось бюро Donghia Associates (часть компании — производителя знаменитых тканей Rubelli), а за архитектуру отвечала компания Venice Рlan Ingegneria Srl под чутким надзором Регионального совета Министерства культурного наследия и охраны окружающей среды Венеции. Весь антиквариат и произведения искусства тщательно восстановлены и отреставрированы, интерьеры сьютов дополнены новыми арт-объектами ручной работы, окна заменены на новые, и в отеле теперь зимой и весной нет такой сырости, как прежде. Предусмотрена и экологичная утилизация сточных вод – слабое здоровье тонущего города ставилось во главу угла при операции обновления.

Санкт-Петербург

«Гранд отель Европа»

Пышный фасад с пилястрами с атлантами и кариатидами был оформлен в 1873–1874 годах архитектором Фонтана. «Вот архитектура современной, огромной гостиницы – это уже деловитость, американизм, сотни нумеров, огромное промышленное предприятие: тотчас же видно, что и у нас явились железные дороги и мы вдруг очутились деловыми людьми», – не без иронии писал Ф. М. Достоевский в июле 1873 года о гостинице. В 2000-х легендарная питерская гостиница на углу Невского и Михайловской улицы вошла в одну из ведущих мировых групп Belmond, и новый владелец старинному отелю к лицу.

В 2014 году отель отпраздновал 140-летие, к этому моменту было открыто новое крыло с Авангардными сьютами – и каждый имеет свое лицо и назван именем одного из великих русских художников: Малевич, Кандинский, Родченко, Архипенко, Лисицкий, Кандинский. Проект вело («деловитость, американизм») нью-йоркское архитектурное бюро Адама Тихани (это они же, к слову, делали новый The One & Only в Кейптауне и ресторан Oro в венецианском Belmond Hotel Cipriani). Идею посвятить каждый сьют одному из великих русских авангардистов принадлежит самому мистеру Тихани, работ художников там, однако, нет, но интерьер точно соответствует стилю – узнаваемый почерк читается в коврах, портьерах, тканях, самой планировке.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР