Минтранс выступил с инициативой создания страхового фонда за счет авиаперевозчиков, средства из которого будут идти на возмещение ущерба клиентам обанкротившихся авиакомпаний. Согласно предложенному министерством проекту закона «О гарантиях исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров», пассажир, рейс которого не может быть совершен, получит возможность осуществить перелет с другим авиаперевозчиком либо получить возмещение. При этом компании, отказавшиеся от внесения определенной суммы в фонд, осуществлять перевозку не смогут.
По замыслу чиновников, главная цель законодательной инициативы - защита прав и законных интересов пассажиров воздушного транспорта на случай неисполнения перевозчиком обязательств перед пассажирами по договорам воздушной перевозки пассажира в связи с введением в действие сертификата эксплуатанта ограничений, влекущих невозможность исполнения перевозчиком заключенных договоров воздушной перевозки пассажира, приостановлением действия сертификата, аннулированием сертификата эксплуатанта. Казалось бы идея не плохая. Так, банкротства авиаперевозчиков случаются чаще всего внезапно, в результате чего пассажиры теряют и время, и деньги. При этом , по ныне действующему законодательству, возмещение затрат пострадавшим клиентам происходит за счет государственных средств. Так, в 2009 году бюджет «похудел» на 5 млрд рублей, выделенных на перевозку пассажиров «проблемных» авиакомпаний.
«Целью деятельности организации по гарантированию исполнения договоров воздушной перевозки является обеспечение прав пассажиров в случае неисполнения перевозчиком договора воздушной перевозки пассажира в связи с аннулированием сертификата эксплуатанта, приостановлением действия сертификата эксплуатанта, введением в действие сертификата эксплуатанта ограничения, влекущего невозможность исполнения договора воздушной перевозки пассажира», - говорится в проекте закона. Похоже, что в случае принятия данной законодательной инициативы, средств из бюджета выделяться больше не будет, а, следовательно, все расходы будут переложены на плечи авиаперевозчиков. «Любая дополнительная финансовая нагрузка на авиаперевозчиков будет сказываться негативно», - утверждает генеральный директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. Пор словам аналитика, подобные обременения в итоге станут дополнительным налогом, который так или иначе будет переложен на плечи пассажиров. «Все это приведет к тому, что авиабилеты станут дороже, а пассажиры станут меньше летать», - говорит Борис Рыбак.