Каким будет 2011 год. Прогнозы операторов

Послекризисный 2010 год, несмотря на больший прирост туристов практически на всех направлениях, оказался весьма неоднозначным с точки зрения прибыльности и развития отрасли. Происходящие ежесезонно форс-мажорные обстоятельства порой вынуждали туристические компании  работать себе в убыток. Своими впечатлениями от года уходящего и прогнозами на год наступающий поделились руководители туроператорских компаний.

Илья Иткин, генеральный директор компании PAC GROUP:

- Основной тенденцией для рынка в целом можно считать выход туристической отрасли из кризиса, о чем говорит и растущая динамика спроса и увеличение объемов перевозки на всех направлениях. Спрос на путешествия вернулся на докризисный уровень 2008 года, что наглядно демонстрируют результаты и нашей компании. 2010 год завершается для PAC GROUP более чем позитивно. Мы сконцентрировались, поставив серьезные задачи - достижение лидерства и удержание доли рынка на всех стратегических важных для нас направлениях: Италии, Европе (Франция, Великобритания, Швейцария и Австрия), Северной Европе (Финляндия, Скандинавия), горных лыжах, морских круизах и логичном продолжении развитии этого направления - открытии сегмента речных круизов в 2010 году. На нашем основном направлении – Италия -  мы остались лидерами, увеличив объем продаж на 57%. Важно отметить, что рост произошел не только в Москве, но и в регионах, где представлены наши филиалы. Морские круизы в очередной раз доказали свой иммунитет в период кризиса, в 2010 году интерес к ним со стороны потребителей также продолжал увеличиваться. В 2010 году объем продаж морских круизов увеличился на 85%. Что касается экскурсионной Европы, то здесь цифры также впечатляют: Франция и страны Бенилюкса показали рост на 84%, Великобритания на 44%, Австрия - 36 %, Швейцария - 52%, Страны Северной Европы на  34%, что, безусловно, свидетельствует о возврате интереса к путешествиям по Европе.

Хотелось бы, чтобы будущий год оказался более спокойным как в макроэкономическом, так и природно-климатическом плане. Что касается компании, то на 2011 год у нас амбициозные планы, в которые входят как упрочнение лидерских позиций на всех направлениях, так  и  наращивание присутствия в регионах.

 

Владимир Каганер, гендиректор компании «TEZ Tour»:

- В этом году выездной турпоток увеличился значительно. На некоторых направлениях – даже в разы. Но это слабо отразилось на улучшении экономики туроператоров. Таким образом, можно говорить о восстановлении турпотока, даже о его увеличении, но, в то же время, о снижении нормы прибыли, или, в лучшем случае, ее «топтании на месте».

В 2011 году я ожидаю стагнацию рынка. Может, на отдельных направлениях он и будет расти количественно, но сказать, что этот перерастет в улучшение операторской экономики, у меня пока  нет никаких оснований. Дело в том, что, несмотря на какие-то оптимистические заявления, рынок находится в рецессии. Восстановились только объемы, экономика остается на том же уровне. При этом последние негативные события уходящего года достаточно сильно ударили по рынку. Если даже отбросить стихийные бедствия (вулканы, акулы, снегопады), последствия остановки работы «Капитал тура» на рынке будут ощущаться еще какое-то время. Это вызвало серьезное недоверие туристов и к агентствам, и к операторам, и уход клиентов в Интернет.

На мой взгляд, в целом, состояние макроэкономики не способствует сейчас росту благосостояния потенциальных туристов, которые поедут отдыхать. Поэтому, я считаю, что хорошим исходом следующего года будет закрепление на достигнутых в этом году позициях. Если рост и будет, то какой-то незначительный, никаких планируемых кем-то 30-40% прироста рынка я в следующем году не ожидаю.

Тарас Кобищанов, гендиректор компании «Русский Экспресс»:

- В этом году число отправленных компанией туристов выросло больше, чем на 52%,существенно перекрыв показатели 2008 г. Вместе с тем норма прибыли уменьшилась. Причина - обострившаяся конкуренция на рынке, спровоцированная неумеренными аппетитами изголодавшихся за время кризисного 2009 г. туроператоров и подогревшей их амбиции войной авиаперевозчиков.

Тем не менее, в 2011 году турпоток может вырасти не более чем на 10%. С той же вероятностью можно прогнозировать и его снижение на такую же величину. Экономика не вышла из кризиса, обуздать инфляцию не удается. Прошлым летом спрос был дополнительно разогрет потоком СПО, так что рост продаж может быть только за счет новой волны спецпредложений. Рост прибыли в данной ситуации вероятен только в случае покидания рынка рядом игроков и ослабления конкуренции на определенных направлениях. Однако оборотной стороной вероятных банкротств туроператоров и турагентств может стать рост недоверия потребителя к профессиональным участникам рынка и падение клиентского спроса.

Ефимова Екатерина, директор департамента выездного туризма компании «КМП групп»:

- Год был достаточно насыщенным и активным, Турпоток в этом году увеличился в среднем на 25-35% по сравнению с прошлым годом. Прибыль увеличилась, но не пропорционально росту турпотока. Эффективность значительно упала, в связи с большим количеством предложений на рынке. Значительное увеличение перевозки привело к большому демпингу на рынке и очень низким ценам, особенно остро это ощущалось в низкие сезоны. Ну и конечно сильно повредили некоторым направлениям такие природные явления как активизация вулкана в апреле месяце, акулы в Красном море в декабре месяце, вспышка холеры в Карибском регионе и, конечно, банкротство «Капитал тура».

В следующем году мы предполагаем значительное увеличение турпотока, так как покупательская способность значительно растет. Многие отели пока еще готовы снижать цены и предоставлять различные акции, в связи с чем мы можем предложить продукт по приемлемым ценам. О росте прибыли, однако, сейчас сказать сложно. Все зависит от амбиций многих операторов. Если каждый будет ставить самолеты на все направления, то мы опять столкнемся с переизбытком предложений и как следствие – большое количество горящих предложений без прибыли, а то и потерь для самих операторов.

Анна Подгорная, гендиректор компании «Пегас Туристик»:

- Турпоток, естественно, в этом году вырос, поскольку от кризиса мы несколько оправились. Однако это не было резким ростом. В общем, прибыль также несколько выросла, но случившиеся в этом году негативные события серьезно навредили туррынку. Речь идет о выбросе вулканического пепла весной, аномальной жаре летом, акулах в Египте, ситуации с «Капитал туром» и прошедшем в Москве ледяном дожде.

В следующем году мы ожидаем некоторый прирост, однако, резких скачков так и не будет. Стоит отметить, что мы берем данные в условиях стабильности, вне всевозможных форс-мажоров, предсказать которые невозможно. Мы ожидаем неплохую динамику. Причин несколько. Во-первых, рейтинг доверия к туроператорам к этому времени должен подняться. Надеюсь, что урегулируется ситуация с «Капиталом» и негативные эмоции по этому поводу со временем должны забыться. Во-вторых, именно те события, которые произошли в отрасли в этом году, позволяют нам говорить об отложенном спросе. Это будет отложенный спрос как раз тех людей, которые по тем или иным негативным причинам отказались от поездки за границу в этом году. Рост прибыли также должен быть, несмотря на то, что окончательно из кризиса не вышла. Дело в том, что те деньги, которые люди откладывают на отдых, чаще всего тратятся именно на него, а не используются в качестве «подушки безопасности» для экстренного случая.

Эдуард Кузнецов, гендиректор компании «Мегаполюс турс»:

- Выездной поток в этом году увеличился даже по сравнению с докризисным 2008 годом. Однако динамика выезда туристов от первого квартала к четвертому (2010 год) падает. Причины несколько: кризис преодолен не полностью или близится его следующая стадия, и это влияет на платежеспособный спрос. Частичное влияние оказала и ситуация с «Капитал туром»: туристы боятся доверять деньги турагентам и операторам. При этом по прибыли 2010 год значительно хуже 2009-го. Сыграли свою роль значительный переизбыток предложения над спросом, «зеленые ростки» в глазах у игроков, необходимость увеличения оборота в условиях убыточного бизнеса, амбиции - война за сегмент на рынке.

В следующем году, думаю, можно ожидать рост потока выезжающих, но не более 10% по отношению к 2010 году. Все будет зависеть от макроэкономики, от платежеспособного спроса. Ожидаю значительное сокращение амбиций ключевых туроператоров. Прибыльность в следующем году возрастет: по итогам 2010 года, а особенно 4-го квартала мало кто из ведущих игроков будет способен играть в игры с такими убытками. Ситуация с «Капитал туром» заставит банки ужесточить кредитную политику для турбизнеса. Принимающие партнеры будут осторожнее с фактическим кредитованием российского турбизнеса (накопление задолженности). Изменения в законодательстве о туризме повысит прозрачность турбизнеса (речь идет о работе агентов от имени и по поручению,  безналичных расчетах). Увеличение размера фингарантий приведет к уменьшению числа туроператоров. В случае создания СРО в среде туроператоров будет легче договариваться о правилах поведения на рынке, избегать беспрецедентного демпинга, обвального количества СПО. Думаю, продолжатся процессы консолидации на туроператорском рынке, не все «переживут» этот новогодний сезон.

Алексей Крылов, гендиректор компании «UTS»:

- Рост турпотока в этом году был существенным, но прибыль при этом не возросла. Я связываю это с несколькими факторами. Во-первых, снизилась маржинальность. Во-вторых, в нашем случае  -  больше ресурсов нашей компании направлено на развитие: новый персонал, мы разрабатываем новые направления, открываем новые офисы.

Я думаю, что рост турпотока в следующем году будет, но темпы будут ниже. Тем не менее, рост будет – все объективные данные за это. При этом количество клиентов не столь сильно увеличивается, сколько происходит внутреннее перераспределение. Рынок сильно меняется: крупные компании становятся сильнее, а слабые - слабее. Насколько я замечаю, каждую неделю какой-то туроператор уходит с рынка. Не так громко, как «Капитал тур», конечно, но мелкие, средние туроператоры либо закрываются, либо переориентируются. Таким образом, происходит перераспределение потоков. За счет этого и за счет постоянных клиентов, рост в следующем году у нас будет. На сегодняшний день мы панируем и ставим цель нарастить и прибыль. Конечно, в дальнейшем потребитель станет более требовательным, но этот фактор не несет в себе ничего отрицательного.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР