Аналитическая служба АТОР исследовала потребительские предпочтения туристов, покупавших пакетные туры онлайн с января по июнь 2017 г.,, сравнила средние цены на туры в Турцию и по России и выявила причины экономного поведения российских внутренних туристов.
Согласно анализу статистики продаж интернет-магазина пакетных туров Onlinetours.ru от 33 ведущих туроператоров страны, в I полугодии 2017 года, Турция заняла чуть более четвертой части всех пакетных туров, проданных через этот интернет-агрегатор, а Россия – чуть более одной пятой части.
Предпочтения туристов этих двух аудиторий различаются кардинально, но эти различия обусловлены прежде всего текущей структурой ассортиментного предложения и ценовой доступностью объектов, считают аналитики АТОР.
ТУРЦИЯ: КТО, КУДА И НА СКОЛЬКО
На фоне почти полной идентичности аудиторий Турции и России по признакам состава группы, различия в выборе размещения и питания выглядят очень яркими. Туристы в России экономят на классе отеля, на питании и на продолжительности отдыха.
Так, что касается состава группы, то 40% туристов, выбравших тур в Турцию в I полугодии этого года, поехали туда вдвоем, почти столько же – 33,9% - составили семьи с детьми в разных составах. 14,3% туристов покупали себе тур на 1 одного человека, компании в 3 и 4 взрослых – 5,6%
63,7% туристов при покупке тура в Турцию в первом полугодии выбрали отель 5*, 28,6% - 4*, и лишь 7,9% - отели 3*
Так, 63,7% туристов при покупке тура в Турцию в первом полугодии выбрали отель 5*, 28,6% - 4*, и лишь 7,9% - отели 3*, на остальные варианты приходится менее 1%.
58,3% поехало в Турцию по системе «все включено», и 40,4% - по системе «ультра все включено».
35% туристов выбрали в Турции тур длительностью от 9 до 12 ночей, 33,7% - 7-8 ночей.
РОССИЯ: СХОДСТВА И ОТЛИЧИЯ
По составу группы аудитория курортов России в целом похожа на «турецкую». Так, по данным Onlinetours.ruв структуре проданных туров по России 41,3% заняли взрослые пары, 33,1% - семейные туристы с детьми в разных составах, 10,1% - одиночные туристы, а компании в 3 и 4 взрослых – 7,6%.
А вот выбор по классу отеля, типу питания и продолжительности отдыха были у внутренних туристов совсем иными. Из общего числа поехавших на российские курорты через Onlinetours 69,6% выбрали отели 3*, 3,6% - отели 2*. Только 23,1% предпочли отели 4* и лишь 1,9% - отели 5*.
В турах по России 69,6% туристов выбрали отели 3*, 3,6% - отели 2*. Только 23,1% предпочли отели 4* и лишь 1,9% - отели 5*
При этом 35,7% выбрали тур без питания, 35,3 – только завтраки, 9,9% - «завтрак-ужин». Туры с трехразовым питанием в российские отели и санатории приобрели 12,4% клиентов, с системой «все включено» - 6,7%.
Только 12% туристов, отправившихся в туры по России через Onlinetours, выбрали продолжительность поездки от 9 до 12 ночей, и 16,4% - на 7-8 ночей. Основная масса отдыхающих в России выбрала туры длительностью 4-6 ночей (33%) и 3 и менее ночей (туры выходного дня) – таковых было 31,4%.
СРЕДНИЕ ЦЕНЫ НА ТУРЫ В ТУРЦИЮ И ПО РОССИИ
Столь большие различия в потребительских предпочтениях при практически идентичной структуре группового состава, разумеется, диктуются не скромностью российских туристов у себя на Родине и желанием «шикануть» за границей. На такое поведение влияет прежде всего ценовая доступность туристических продуктов сравнимого качества.
Согласно статистике Onlinetours.ru, средние цены на туры в Турцию с перелетом туда и обратно по первому полугодию 2017 года составили: в отели 3* (с системами питания AI - UAI – здесь и далее) – 52,1 - 54,2 тыс р. на двоих на семь ночей, в отели 4* – 61,7 - 71,5 тыс. р., в отели 5* – 83,6 - 90,7 тыс. р.
Аналогичные по условиям и длительности туры по России в среднем стоили: в отели 3* (с системами питания BB («только завтрак») и AI – здесь и далее) – 50,1 и 73,4 тыс. р., в отели 4* – 60,9 и 81,6 тыс. р., а в отели 5* – 86,4 и 114,8 тыс.р., соответственно.
Таким образом, российские отели 3* и 4* с завтраками в первом полугодии стоили в примерно как турецке «трешки» и «четверки» со «все включено», а российские отели 5* с завтраками даже по средним ценам оказывались на 3 тыс. рублей дороже своих турецких собратьев с AllInclusive.
Если же сравнивать российские предложения по All Inclusive (а этот сегмент в России постепенно развивается, его анализ был проведен нами в отдельных материалах), с турецкими, то картина получится следующая.
Средняя цена тура со все «включено» в российский отель 5* перекрывала среднюю цену тура в турецкую «пятерку» с «ультра все включено» на 26%
Так, тур в российскую гостиницу 3*, с весьма вольно трактуемым «все включено», в первом полугодии стоил дороже тура с турецкой «четверкой», работающей по системе «все включено». Тур в российский отель 4* с AI стоил в среднем всего на 2,3% дешевле, чем турпакет с турецкой «пятеркой» с этим же типом питания, а средняя цена тура со все «включено» в российский отель 5* перекрывала среднюю цену тура в турецкую «пятерку» с «ультра все включено» на 26%.
Как видим, в первом полугодии 2017 года ценовая ситуация сложилась не в пользу российских курортов. При этом органический спрос на отдых именно в России среди аудитории Onlinetours.ru был достаточно велик, но туристам приходилось выбирать из имеющегося спектра предложений, сообразуясь со своими финансовыми возможностями – что и привело к текущей картине экономии на сроке поездки, классности отеля и типе питания: сыграло свою роль ограниченное предложение отелей с типом питания "все включено", имевшее место в начале сезона завышение цен на востребованные отели по сравнению с Турцией, а также текущие цены перелетов по России.
Подробную информацию о распределении продаж по отдельным показателям спроса по десяти наиболее популярным направлениям:в каком составе туристы отправлялись на отдых, какую звездность отелей выбирали, бронируя туры через систему Onlinetours.ru, долевое распределение продаж по типу питания, как распределялся объём реализованных туров по продолжительности пребывания в или иной стране отдыха в I полугодии 2017 года, смотрите в подробном отчете, который публикует Аналитическая служба АТОР.