9 октября, среда
 
 

Что ждет российский туристический рынок в 2020 году

Как будет развиваться российский туристический рынок в 2020 году и как будут меняться предпочтения российских потребителей, на пресс-конференции в НСН рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.

НОВЫЙ ВЫЗОВ ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

По оценке АТОР, 2019 год оказался для российского туристического рынка достаточно стабильным. «Рынок не лихорадило. Ситуация со спросом была также прогнозируемой и стабильной», – заявила на пресс-конференции Майя Ломидзе.

Тем не менее, уходящий 2019 год стал знаковым для всего мирового рынка туризма. Обанкротился старейший в мире туроператор Thomas Cook. Непосредственного влияния на расклад сил на российском рынке это событие не оказало. Однако, как говорит Майя Ломидзе, «туроператорский рынок в целом во всем мире после этого события получил очень сильный вызов, и российский рынок также затронут этим вызовом».

Как считают в АТОР, происходит пересмотр потребителем «классической» схемы принятия решения о том, куда поехать и стоит ли при этом воспользоваться услугами туристической компании.  Как поясняет г-жа Ломидзе, это говорит о том, что инструменты туроператоров во всем мире уже не столь эффективны, как прежде.

«Мировой рынок должен поменяться. И Россия как часть этого глобального рынка тоже будет участвовать в этом процессе изменений. Технологии и средства коммуникаций играют все большую роль, поэтому классический туроперейтинг будет меняться. Стандартная схема пакетных туров недостаточно эффективна и не очень интересна определенной части потребителей, и эта часть аудитории будет расти ежегодно», – заявила Майя Ломидзе.

По ее мнению, есть два основных вектора поведения этой части туристической аудитории. Есть путешественники, которые хотят бронировать самостоятельно, и есть те туристы, которые предпочитают пользоваться услугами туроператоров, но не хотят бронировать именно простые и стандартные пакетные туры. Они готовы довериться профессионалам и в некоторых случаях больше заплатить за предложение, сделанное специально для них. Как подчеркнула Майя Ломидзе, эту тенденцию отмечают даже те туроператоры, которые специализируются на пакетном туризме на подавляющем большинстве массовых направлений.

АКТУАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ РАЗВИТИЯ ТУРИНДУСТРИИ В 2020 ГОДУ

По прогнозам АТОР, в 2020 году будут актуальны три вектора развития туриндустрии.

Первый вектор связан с классическим массовым туризмом, к которому относится семейный отдых и отдых в формате «все включено» по таким направлениям, как Турция, Греция, Таиланд.

В этом сегменте произойдет определенное перераспределение спроса – в пользу более бюджетных пакетных туров (за счет частичного ухода к туроператорам самостоятельных туристов, которые прежде относились к среднему сегменту) . В целом увеличение спроса в массовом сегменте ожидается, но не будет таким значительным, как в 2017 и 2018 гг.

Второй  вектор – это рост популярности пакетного предложения по немассовым направлениям.  Все большему количеству туристов интересны пакеты на базе регулярной перевозки по зарубежным направлениям и регионам России, которые позиционируются как дорогие индивидуальные направления.  

«Речь идет об индивидуализации запроса с сохранением цены на уровне или чуть выше уровня массового продукта. Об этом тренде говорят практически все крупные туроператоры. Это значит, что под такие предпочтения туристов будет формироваться больше турпродукта на GDS», – считает исполнительный директор АТОР.

Кроме того, вырастет и доля онлайн-бронирований – все больше людей будет покупать туры как у онлайн-агрегаторов пакетных туров, так и на сайтах самих туроператоров. «Эта тенденция не нова. Мы видим ее усиление на протяжении последних лет. Доля таких продаж постоянно увеличивается», – говорит Майя Ломидзе.

Третий вектор – это перераспределение спроса в сторону более массовых направлений, поскольку там ниже цена продукта. Как пояснила Майя Ломидзе, спрос на дорогие и экзотические направления снизился, и за счет этого и будет расти массовый сегмент.

«Речь не идет о люксовых турах стоимостью 500-700 тыс. р. на человека. Там все стабильно. В 2020 году спрос в люксовом сегменте останется неизменным. Спрос в бюджетном сегменте немного подрастает, и очень сильно продолжит проседать средний ценовой сегмент», – резюмировала исполнительный директор АТОР.

ВЛИЯНИЕ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

По оценке АТОР, влияние на туристическую индустрию России, и особенно на туризм в регионах, окажет «Стратегия развития туризма в РФ до 2035 года».

«Судя по тем трекам, которые заложены в Стратегии, и по планируемым мероприятиям в этом документе, может произойти серьезная перезагрузка отношения к туризму в регионах. Кроме того, ожидается запуск новых инструментов, которые могут стимулировать появление новых объектов инфраструктуры, повлиять на маркетинговую стратегию. И если хотя бы частично то, что заложено в плане мероприятий на 2020 год, будет реализовано, это вызовет очень большое оживление в регионах. Туризм начнет играть с экономической точки зрения более значимую роль», – считает г-жа Ломидзе.

О том, что ситуация меняется, говорит и поддержка туроператоров въездного рынка в форме субсидий. Впервые в 2019 году таким компаниям были выплачены субсидии, что, по мнению исполнительного директора АТОР, является «революционным решением». О такой господдержке въездного туризма говорилось с 1996 года.

По прогнозам АТОР, в 2020 году стоит ждать изменений, связанных с законодательством. До сих пор эта история касалась только выездного рынка, в то время как внутренний и въездной рынок регулируются не столь жестко. Агентский рынок вообще не регулируется. По словам Майи Ломидзе, как будет меняться законодательство и в каких направлениях, сказать сейчас сложно. Очень важно, чтобы эти перемены носили «конструктивный характер» и были направлены на развитие бизнеса. В противном случае «любое закручивание гаек демотивирует бизнес заниматься туризмом».

«Это основополагающие вещи, которые затрагивают развитие всей отрасли. Это не только туроператорский рынок, спрос, предложение, цены и отношения с потребителем. Это более глубокая история. И судя по тому, как выглядит план мероприятий, предусмотренный Стратегией развития туризма, можно надеяться, что эта история будет созидательной и развивающей», – подчеркнула г-жа Ломидзе.

ЗА СЧЕТ ЧЕГО ВЫРОС СПРОС НА НОВОГОДНИЕ ТУРЫ

По словам Майи Ломидзе, не стоит опасаться невыполнения полетных программ туроператорами на новогодние праздники.

«Нет ни одного тревожного звоночка, который может сказать о срыве полетных программ на новогодние каникулы. Большая часть туров продана в штатном режиме», – заявила она.

По оценке АТОР, общее количество россиян, которые планируют путешествовать по внутренним и зарубежным направлениям на предстоящие новогодние даты, в сравнении с прошлым годом выросло на 15%. Основной прирост дали российские направления, и в первую очередь это произошло за счет расширения предложения самих туроператоров.

Исполнительный директор АТОР отметила интересный тренд, который свойственен текущему зимнему сезону. Если в прошлом году снижение цен на постноводние заезды начиналось после 15 января, то в этом сезоне стоимость заездов снижается на 15-20% уже начиная с 4-5 января.

Как пояснила г-жа Ломидзе, увеличение спроса на новогодний период было достигнуто только за счет специальных цен и акций.

«Это не органический рост. Это не означает, что люди почувствовали себя увереннее или у них появилось больше денег. Этому помогли хорошие цены на новогодние туры на этапе раннего бронирования. Обычно после Нового года спрос проседает. В этом году, чтобы этого избежать, туроператоры сформировали привлекательные цены и на заезды после Нового года», – рассказала эксперт.

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАМПАНИЯ ПО ЭЛЕКТРОННОЙ ВИЗЕ

С 2021 года на всей территории РФ заработает электронная виза. Как считают в АТОР, 2020 год должен быть годом активного информирования мирового сообщества о внедрении российской e-visa.

«Наступающий 2020 год будет годом подготовки к введению электронной визы. Это очень важная, революционная история для российского рынка. Переоценить фактическую отмену виз невозможно», – подчеркнула Майя Ломидзе.

«Это гарантированный рост спроса. По очень осторожным прогнозам наших аналитиков даже в консервативным сценарии спрос на поездки в Россию вырастет минимум на 30%. Но многое будет зависеть о того, как будут выдаваться электронные визы. Как показал эксперимент в Санкт-Петербурге, определенный процент туристов не может въехать из-за ошибок при заполнении визовых анкет. Но общий эффект уже заметен. По данным на середину ноября, в Санкт-Петербурге было «плюсом» 26 тыс. иностранных туристов. И это при том, что информационной кампании по введению электронной визы в Санкт-Петербург практически не было», – отметила она.

ЧЕГО ЖДАТЬ ОТ «ЭЛЕКТРОННОЙ ПУТЕВКИ»

На текущий момент подписано около 20 соглашений с туроператорами о тестировании системы «Электронной путевки». Однако пока никто из представителей туроператорского сообщества с действием этого механизма не знаком.

По факту, систему пока никто не видел. Так что пока ничего определенного сказать про нее нельзя. «Электронная путевка» есть в федеральном отраслевом законе и оснований для того, что она внезапно исчезнет, нет. В какой форме она будет внедрена – говорить еще рано. Работа ведется. Очевидно, что через какое-то время наступит время для тестирование, и тогда станет понятно, что, собственно, тестируют туроператоры. Пока про «Электронную путевку» сказать ничего определенного нельзя», – резюмировала исполнительный директор АТОР.

ТУРЦИЯ ОСТАНЕТСЯ ВЫЕЗДНЫМ НАПРАВЛЕНИЕМ «НОМЕР ОДИН»

По мнению Майи Ломидзе, введение налога на проживание в отелях Турции не окажет существенного влияния на спрос по этому массовому направлению. Исполнительный директор АТОР напомнила, что туры в Турцию в сезоне-2019 уже подорожали, но это не помешало направлению сохранить лидерство на выездном рынке.  Поэтому небольшое изменение цены в связи с налогом на проживание в Турции в сезоне-2020 на спрос никак не повлияет.

«Если Турция подорожает в два раза, спрос начнет меняться. Изменение цены 5-15%, как показал опыт прошлого года, несущественно для Турции. Это лидирующее направление в сфере выездного туризма. Соотношение цена-качество даже при условии роста цен получается оптимальным для наших туристов», – подчеркнула г-жа Ломидзе.

Она добавила, что цены на отели согласованы с отельерами задолго до сезона и не привязаны к туристическому налогу.

Как считает Майя Ломидзе, нет никаких предпосылок к тому, что Турция потеряет свое лидерство в 2020 году. Возможно, конкуренцию на выездном рынке Турции составил бы Египет, но пока массовый туризм в эту страну пока отсутствует – чартеры в Египет пока не разрешены. О том, насколько далеко Турция на российском выездном рынке «оторвалась» от других стран, говорит тот факт, что идущая второй в классическом выездном туризме Испания закончит год с результатом в 1,3 млн российских туристов, в то время как Турция уже перешагнула планку в 6 млн российских туристов.

При этом г-жа Ломидзе обратила внимание на то, что российские курорты по числу отдыхающих россиян уверенно обходят турецких конкурентов. «Краснодарский край давно обогнал Турцию. Краснодарские курорты в этом году приняли 16 млн туристов», – отметила она.

Запись пресс-конференции смотрите ниже

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР