18 июня, вторник
 
 

Генеральный директор FUN&SUN – о трендах спроса и прогнозах на 2023 год

Побеседовали с генеральным директором туроператора FUN&SUN Владимиром Рубцовым о том, как идут продажи в летнем сезоне, каким он выдался для Турции и на других ключевых массовых направлениях, какие полетные программы сделают кассу зимой и осенью, о ценах и трендах потребительского поведения туристов. И, конечно, о прогнозных цифрах по рынку.

 Владимир, каковы ваши прогнозы в целом по рынку выездного туризма в 2023 году, исходя из оценок летнего высокого сезона?

– По нашим предварительным оценкам (и при допущении, что рынок не потрясут очередные вызовы) объемы рынка выездного туризма в этом году до +20% – по сравнению с 2022 годом.

Но это увеличение обусловлено «ростом с низкой базы»: все мы помним, каким был неровным прошлый год, с поздним стартом сезона, сложностями с авиаперевозкой и т.п. Если же сравнивать текущие объемы с последним докризисным годом, 2019-м, то выездной турпоток окажется примерно наполовину меньше, чем тогда.

– Если говорить о продажах FUN&SUN, здесь те же тренды?

– Нет, не совсем. Нам все же удается расти и на нестабильном рынке, переживающем турбулентность. Сейчас, по текущей статистике, наши летние продажи опережают прошлогодние показатели на 30%. Конечно, это тоже происходит благодаря более ровному сезону – в прошлом году ситуация с полетными программами «устаканилась» только к середине июня.

Наибольший прирост в количестве туристов в процентном отношении у нас наблюдается по «нетипичным» летним направлением – ОАЭ, Таиланду и Египту (в этом году мы расширили программу по Египту и впервые продолжили зимние полетные программы по азиатским направлениям – в Таиланд и Шри-Ланку).

Если говорить о распределении летних продаж, то сейчас Турция занимает долю 54%, на втором месте – ОАЭ с 13%, далее идут Россия (12%), Египет (8%), Абхазия (7%) и Таиланд (2%).

Турецкое направление в этом году существенно подорожало и мы видим определенное снижение интереса к пляжной Турции. Как вы оцениваете этот летний сезон?

– Безусловно, сезон по Турции в 2023 году очень тяжелый. В январе мы видели хороший спрос на лето: у нас в компании мы видели кратный прирост по сравнению с 2022 годом. Но затем череда событий «подрубила» эту тенденцию: землетрясение, завышенные цены от отелей Турции, которые почему-то ожидали улучшения показателей прошлого сезона, волатильность курса рубля.

В апреле весь рынок видел провал – очень низкие показатели по отправленным из РФ в Турцию туристам. А в мае туроператорам пришлось скорректировать в сторону уменьшения объемов большинство своих полетных программ. В итоге все игроки вошли в сезон с горящими турами и местами на рейсах.

Однако ситуация улучшается. Так, мы видим, что продажи на июль гораздо лучше, чем в июне, стабильный спрос есть на Турцию и в августе. В последний летний месяц в Турцию едет аудитория, традиционно не очень чувствительная к цене.

В целом, по сравнению с прошлым годом этим летом мы увеличили и объемы отправленных в Турцию туристов, и нарастили свою долю на направлении – оценочно, до 25% от всего рынка российского организованного туризма в Турции. Для нас это пока рекорд.

– Какие еще направления хорошо сыграли у вас в компании этим летом?

Кроме Турции в этом году «выстрелил» летний Египет, во многом как альтернатива подорожавшим турецким курортам: продажи выросли в 2 раза по сравнению с прошлым годом. Наша доля на египетском направлении летом составляет 8% от организованного турпотока.

Отличные результаты уже второй год показывают и летние Эмираты – несмотря на довольно жесткую жару в этот период, россияне активно едут на отдых в ОАЭ.

По направлению ОАЭ, благодаря собственным программам, мы показываем прирост в полтора раза по количеству отправленных туристов. Что касается нашей доли в организованном турпотоке в ОАЭ, то, по нашем оценкам, она уже превышает 50%.

– Многие аналитики говорят, что в этом году рынок еще больше «ушел в сторону премиума», а бюджетных туристов очень мало. Что видно по вашим продажам?

– Не могу сказать, что весь бюджетный сегмент в этом году отрезан от туризма. В то же время, доля премиального сегмента по сравнению с доковидным временем действительно увеличилась, в том числе из-за общего роста цен.

Например, по нашей статистике, если на самом массовом направлении, Турции, в 2019 году на туры стоимостью до 200 тыс. рублей у нас приходилось 70% продаж, то в этом году – только 30%. Сдвиг вполне очевиден.

Часть туристов с невысокими доходами и правда никуда не поехала. Но у другой части бюджетного сегмента, скажем так, просто сместился акцент потребления.

Эти туристы или уменьшают продолжительность отпуска, или выбирают отели меньшей звездности, или переориентируются на более экономичные направления: например, вместо Турции выбирают Египет или отдых в России.

Переориентация на Россию – тренд этого года, так как здесь больше перевозки, более доступные цены на билеты, возможность путешествовать поездом или на личном автомобиле.

Говорят, что и премиальных туристов стало меньше, в основном из-за релокации части платежеспособных клиентов…

– Да, я видел такие данные. Возможно, в целом для рынка это значимо. Но в наших продажах – не заметно: напротив, мы активно растем именно в премиальном сегменте, расширяем свою долю здесь.

Если в 2022 году доля премиальных туров у нас составляла около 10%, в середине 2023 года она уже порядка 15% по всем направлениям, включая массовые.

Последние годы мы настраивали процессы внутри компании для целевого обслуживания премиального сегмента, создав формат FUN&SUN Premium – в итоге все больше агентств доверяют нам своих постоянных VIP-клиентов.

В этом году мы готовы обслуживать таких туристов и в прямом канале, и уже открыли первый собственный офис продаж FUN&SUN Premium в Московской области, расположенный в центре «куста» элитных коттеджных поселков. Видим за этим форматом хорошее будущее – это одна из наших точек роста.

Какие направления предложит FUN&SUN осенью и зимой на собственной перевозке? Будут ли новинки?

– На осенне-зимний сезон мы ставим собственные чартерные и блочные полетные программы в ОАЭ (самая широкая), в Египет, в Таиланд, на Шри-Ланку. Будет и зимняя Турция – но только из Москвы. Маврикий – на блоках Emirates.

Прорабатывается и чартерная программа в Гоа (Индия), на Мальдивы тоже хотим поставить свой чартер. Очень надеемся на Китай: с открытием международного аэропорта Саньи у Хайнаня может быть хорошее будущее в грядущем зимнем сезоне.

Насколько выше будут цены на осенне-зимний сезон по выездным направлениям, чем в прошлом году? На какой рост рассчитывать туристам?

– Контрактные цены на осень и зиму в валюте поднялись незначительно – в пределах +5% по сравнению с прошлым годом.

Но в рублях, они, безусловно, вырастут в годовом выражении гораздо больше – курс оказывает самое большое влияние на цены. Напомню, что прошлую зиму мы работали при курсе 65 рублей за доллар, а сейчас – при курсе 90 рублей за доллар. Соответственно и цены на зимние туры будут другими.

Беседовала: Редакция «Вестника АТОР»

Фото: предоставлено FUN&SUN

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР