23 июля, вторник
 
 

Туроператоры подвели итоги лета 2023 года внутри России

Краснодарский край стал самым популярным летним направлением у российских туристов в 2023 году. Доля этого региона превысила 50% в общем объеме продаж туроператоров по внутрироссийским направлениям по итогам лета 2023. Главным направлением лета в этом регионе и в общем рейтинге стал Сочи. Кто еще в ТОП-10, как выросли цены, и какова динамика турпотока – в нашем обзоре.

Доля курортов России в продажах ряда многопрофильных туроператоров в 2023 году выросла до 20-30%, что позволило ей занять второе место после Турции. Тем не менее, в абсолютных цифрах общий летний турпоток внутри России (включая самостоятельные поездки), как и всегда было ранее, оказался значительно больше зарубежного. По предварительным оценкам, только на массовые пляжные курорты этим летом россияне совершили порядка 14,5 млн поездок.

По итогам летнего сезона Сочи в очередной раз стал самым популярным летним направлением у российских туристов. На Сочи приходится более 50% всех продаж туров в Краснодарском крае. При этом у большинства федеральных туроператоров на Сочи приходится от 40 до 60% продаж по всем внутрироссийским направлениям.

На втором месте – Анапа. Доля этого курорта в продажах туроператоров по внутренним направлениям составляет 10–20%.

В топ самых популярных у российских туристов внутренних направлений в порядке убывания также попали: Санкт-Петербург, Кавказские минеральные воды, Крым, Москва и Подмосковье, Дагестан, Калининград, Казань, Алтай.

Доля этих направлений в общих продажах по России составляет от 13% и ниже. В совокупности 10 указанных направлений приняли этим летом более 90% туристов, бронирующих свои туры по России у туроператоров.

КАКИЕ РОССИЙСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ УВЕЛИЧИЛИ ТУРПОТОК

Среди лидеров по приросту турпотока туроператоры этим летом называют Дагестан. У «Интуриста» прирост объемов по Дагестану составил 35%, у туроператора «Дельфин» – 14%, у Национального туроператора «АЛЕАН» прирост по пляжным турам в Дагестан составил 37%, по экскурсионным – 67%, у PEGAS Touristik рост объемов Дагестана на уровне +250%.

Покупая туры в Дагестан, туристы предпочитают совмещать экскурсионный и пляжный отдых. «Мы видим большой интерес к культуре, традициям, горским обычаям и красоте Кавказских гор», – говорит Алена Громова, директор по внутреннему рынку туроператора Coral Travel.

В список самых растущих направлений этим летом также попали Анапа и Кавминводы.

Причин роста спроса на Анапу несколько. Во-первых, направление популярно у семей с детьми из-за широких песчаных пляжей и пологого входа в море.

«Кроме того, здесь хороший выбор семейных отелей по системе «всё включено» и оптимальное соотношение цены и качества», – говорят в компании «Мультитур».

Третий фактор – активизация на направлении некоторых крупных туроператоров. Так, например, в компании FUN&SUN в этом году в Анапе появился свой принимающий офис, что привело к приросту бронирований на 120% в сравнении с летом прошлого года. У «АЛЕАН» продажи туров в Анапу выросли на 26%.

Самое популярное летнее направление, Сочи, тоже показало рост по итогам лета. Однако, менее внушительный – в среднем, по агрегированным оценкам туроператоров, около 5-10% по сравнению с прошлым летом.

Однако у некоторых компаний прирост был больше. Так, например, PEGAS Touristik в этом сезоне взял большее количество блочных кресел на рейсах Nordwind из многих российских городов в Адлер. Из Москвы у PEGAS Touristik и FUN&SUN были и свои чартерные рейсы в Сочи. Все это обеспечило курорту хорошую загрузку, несмотря на рост цен, который наблюдался до старта сезона.

«В этом году чартеры на Сочи сработали хорошо, т. к. наконец-то авиакомпании дали хорошие цены туроператорам, на фоне того, что регулярная перевозка сильно выросла в цене», – говорят в пресс-службе туроператора FUN&SUN.

Что касается Кавказских минеральных вод, на этом направлении ситуация неоднозначная. По итогам лета многие туроператоры назвали регион одним из самых быстрорастущих.

«Рост турпотока в Кавминводы этим летом составил примерно 10% в сравнении с прошлым годом. Возможно, причина в том, что частично еще отыгрывается отложенный спрос. Многие пропустили поездки на лечение за время пандемии 2020–2022 гг., т. к. санаторное лечение выбирают в основном пожилые люди. А они были в группе риска по «ковиду» и предпочитали не выезжать на отдых», – говорит Сергей Ромашкин, вице-президент АТОР и генеральный директор компании «Дельфин».

Однако дальнейший рост турпотока в Кавминводы под вопросом. За последние три года никаких новых объектов размещения здесь не появилось и спрос «уперся» в предложение, говорит эксперт. Уже этим летом наблюдался дефицит размещения, номера плохо подтверждались. Более того, на сентябрь и октябрь в Кавминводах уже практически все распродано. Позитивным следствием такого дефицита стало увеличение глубины продаж.

НА КАКИХ НАПРАВЛЕНИЯХ ТУРПОТОК ЛЕТОМ УМЕНЬШИЛСЯ

Регионом с отрицательной динамикой в этом году стал Крым. Несмотря на активизацию продаж в начале июля, направление закончит летний сезон с минусом около 30%. В целом, по оценкам туроператоров, доля Крыма в общем рейтинге летних направлений за последние два года сократилась примерно в 2 раза – с 15% до 6–8% в 2023 году.

«Нужно понимать, что падение турпотока в Крым этим летом не произошло одномоментно. Оно было заложено еще в январе. До начала сезона бронирований было мало, но с конца июня спрос активизировался. Когда появилась информация о пробках на мосту, а затем повреждении Крымского моста, около недели запросов практически не было. Тем не менее, в августе спрос стал снова восстанавливаться», – говорит Сергей Ромашкин.

Произошло снижение спроса и в отношении туров на Камчатку: туроператоры видят падение продаж на 10–11% по сравнению с прошлым сезоном. Однозначных причин на рынке не называют. Возможно, интерес к направлению снизился органически: все, кто хотел посетить Камчатку, уже сделали это. Возможно, причина в повышении цен.

«Сейчас средний чек по Камчатке выше 100 тыс. рублей на человека, а год назад был менее 100 тыс. рублей. Камчатка подорожала не больше, чем другие направления, но «психологическая» отметка по цене, видимо, пройдена. Камчатка по нашим оценкам принимает 200–250 тыс. туристов в год, и даже небольшое колебание спроса заметно», – говорит Сергей Ромашкин.

КАК ИЗМЕНИЛИСЬ ЦЕНЫ ЭТИМ ЛЕТОМ

Цены в 2023 году выросли по всем направлениям, но удорожание было плавным. Самым дорогим периодом традиционно стала вторая половина июля – август.

«В среднем мы наблюдали рост цен на размещение в размере 12–15% по сравнению с 2022 годом, на турпакеты с перелетом – на 15–20%», – сообщают в PEGAS Touristik.

Наиболее сильно подорожавшим летним направлением стал Сочи.

«Наибольший рост цен, обусловленный удорожанием всех составляющих тура, вт. ч. транспортной, мы фиксируем в Сочи. В пик повышения цен на перевозку, с 1 июля по вторую половину августа, прирост среднего чека по турпакету с перелетом составил около 40% по отношению к прошлому году. Если сравнивать не летний сезон, а брать временной отрезок с января этого года по август и сравнивать его с аналогичным периодом прошлого года, то удорожание турпакета с перелетом по Сочи составляет всего 17%, то есть основной рост был именно летом», – говорят в пресс-службе туроператора «АЛЕАН».

Также с начала года выросли цены на турпакеты с перелетом в Санкт-Петербург (+26%) и на курорты Кавказских Минеральных Вод (+21%).

Повышение цен по Дагестану и Кавминводам на летний период составило 18-20% в сравнении с прошлым годом. Что не помешало направлениям попасть в летний ТОП – как по приросту турпотока, так и в целом по спросу туристов.

Лидер по снижению цен этим летом – Крым. В начале года отельеры региона давали цены до минус 30% в сравнении с 2022 годом. В течение сезона цены выросли и стали в августе на 12% ниже прошлогодних.

«В 2022 году Крым тоже не поднимал цены, а значит Крым сейчас работает по ценам 2019 года. Не сказать, что это сильно помогает. Компенсировать снижение потока снижением цен не удалось, т. к. основные причины, по которым туристы не доехали до полуострова – не экономические», – говорит Сергей Ромашкин.

СКОЛЬКО СТОИЛ ЛЕТНИЙ ОТДЫХ В 2023 ГОДУ

Средний чек тура в Краснодарский край этим летом составил примерно 120 тыс. рублей на 3 человек (двое взрослых и ребенок, 10 дней) без авиаперевозки. В Сочи – около 100–120 тыс. рублей, в Анапе – около 85 тыс. рублей. 

Средний чек тура в Кавминводы этим летом составил примерно 140 тыс. рублей за 12 дней (средняя продолжительность санаторного отдыха). Средний состав туристов – 1,5 человека (очень много туристов едут по одному).

Средний чек тура в Крым составил 95 тыс. руб. на 10 дней (3 человека, без дороги).

В Дагестане туристы в среднем отдыхали 7 дней, приезжая на отдых вдвоем. Средний чек составил 83 тыс. рублей.

В Калининграде туристы в среднем проводили 5–6 дней. Средний чек – 75–80 тыс. рублей на двоих. В Казани при аналогичных параметрах средний чек составил 35 тыс. рублей на двоих.

Средний чек на размещение в Подмосковье (на двоих с питанием втрехзвездочном объекте с развитой инфраструктурой) – 12 000 руб. в сутки.

Стоимость летней авиаперевозки выросла в этом году примерно на 15% по сравнению с прошлым летом. Но важно учитывать, что в 2022 году наблюдалась «ценовая аномалия» – цены были слишком низкими. В феврале-марте прошлого года все российские авиакомпании встали на землю. Для поддержки авиакомпаний правительство выделяло субсидии. Поэтому перевозчики прошлым летом установили самые низкие цены за последние 10 лет. В этом году цены вернулись «к рынку».

КУДА ТУРИСТЫ ЕХАЛИ НА ЭКСКУРСИИ

Летом 2023 года более 80% российских туристов предпочитали пляжный отдых. Тем не менее, спрос на экскурсионный туризм тоже есть.

ТОП самых популярных экскурсионных направлений не изменился. Это Москва, Санкт-Петербург, Золотое Кольцо, Дагестан, Татарстан, Калининград, Карелия. Растет популярность речных круизов. Средняя продолжительность экскурсионных туров в 2023 году – 4–5 дней. Продолжительность круизов варьируется, в зависимости от маршрута, от двух до 11 дней.

В «Интуристе охарактеризовали главные тренды в экскурсионном туризме летом 2023 года.

«Растет популярность новых, развивающихся с туристической точки зрения, регионов Сибири. Например, в этом году наряду с Алтаем и Байкалом был спрос на экскурсионные туры в Хакасию и Республику Тыва. По словам принимающих партнеров в Хакасии, все группы на все заезды у них были полные. Если главным продуктом по республикам Северного Кавказа в прошлом году было большое путешествие по Кавказу с посещением сразу 3–4 республик, то в этом году туристам больше интересны республики сами по себе. Едут в Дагестан (экскурсии и отдых на море), отдельно в Северную Осетию, отдельно только в Чечню», – подчеркнули в пресс-службе туроператора.

Обзор летнего спроса по зарубежным направлениям летом 2023 года читайте на ленте «Вестника АТОР» 1 сентября.

Анна Бирюкова

Фото: АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР