5 марта, вторник
 
 

Где турагентам взять бесплатные фотографии. Москва подает пример другим регионам

Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства города Москвы выложил в интернет для бесплатного скачивания и использования внушительную по объему фотоподборку красивых видов Москвы во все сезоны. На нашей памяти это первый такой случай и прецедент. Расскажем подробнее, почему и для кого это важно, и зачем другим регионам и федеральному центру следовать московскому примеру.

МОСКВА БЕСПЛАТНО, ТО ЕСТЬ ДАРОМ

Московский комитет по туризму и «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы» выложили на сайте RUSSPASS для легального бесплатного доступа всех пользователей интернета подборку из 502 высококачественных профессиональных фотографий российской столицы, сделанных в разное время года.

В подборке фото много самых разных достопримечательностей Москвы, и все они (что важно) подписаны. Размеры фото, их вес и разрешение – большие, от 2500 до 6000 пикселов по горизонтали. То есть технически могут использоваться и для интернета, и, в ряде случаев, для полиграфии.

По сути, правообладатель («Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства города Москвы») заказал все эти фотографии за плату профессиональным фотографам, а затем подарил для легального бесплатного использования туристам, турагентам и всем, кому нужны красивые виды столицы.

По условиям лицензионного соглашения, любой человек, переходящий по ссылке с фото, получает право на легальное использование на условиях открытой лицензии всех выложенных там фотографий – безвозмездно на срок действия на территории всего мира.

Фотографии можно использовать свободно (всеми предусмотренными п. 2 ст. 1270 ГК РФ способами, в том числе воспроизведение, тиражирование, распространение для неограниченного круга лиц и т.п., кроме перепродажи).

Фотографии Москвы в подборке можно даже менять (использовать для креативного дизайна). При этом, согласно указанному п.2 ст. 1270 ГК РФ, не имеет значения, используются ли эти фото каким-либо образом для целей рекламы или нет, то есть турагентства и туроператоры также могут свободно использовать их для продвижения, например, туров в Москву или экскурсий по Москве.

Ограничения тоже есть – скачиваемые фотографии нельзя никаким образом использовать для перепродажи (как в электронном, так и физическом варианте), нельзя также передавать кому-то или предоставлять для просмотра эти фотографии от своего собственного имени (лица или организации). Открытая лицензия, напомним, подразумевает указание на правообладателя – т.е. «Проектного офиса по развитию туризма и гостеприимства города Москвы».

ПОЧЕМУ ТАКОЙ ПОДАРОК СЕЙЧАС ВАЖЕН ДЛЯ ТУРИСТИЧЕСКОЙ ОТРАСЛИ

Безусловно, бесплатными фотографиями Москвы, выложенными на сайте RUSSPASS, может воспользоваться любой человек, не только турагент, туроператор, отельер, организатор экскурсий или работник СМИ. Однако именно для продвижения туризма шаг, сделанный Москвой, принципиально важен в нынешней обстановке.

Без качественного профессионального  фотоконтента продвижение туризма в России сейчас просто невозможно. Отсутствие картинок, блеклый, маленький и непривлекательный снимок на сайте турагента или оператора – плохой инструмент для привлечения туристического интереса. При этом не является секретом тот факт, что предприятиям туротрасли сейчас остро не хватает именно фотоматериала по городам и регионам России.

Иллюстрировать на сайтах зарубежные направления куда проще. Определенные сложности представлял уход из РФ западных платных фотостоков, но проблема решаема.  

В сети есть 10-20 бесплатных хороших англоязычных фотостоков с фотографиями высокого разрешения, где фото также скачиваются по открытой лицензии, у большинства зарубежных отелей есть фотогалереи на сайте.

У многих офисов по туризму зарубежных стран есть открытые базы фото, где надо зарегистрироваться, указав свою почту, и можно бесплатно скачивать красивые фотографии стран и городов.

Наконец, любые бесплатные фото с открытой лицензией можно искать (с англоязычными запросами) в Google – там для этого есть удобный инструмент-фильтр. И разумеется, зарубежного контента в таком бесплатном поиске куда больше, чем российского.

В России не так. Фотоконтента в Google по России мало (сравнительно с зарубежными направлениями). А качественного, который можно было бы использовать для продвижения – еще меньше). Яндекс до сих пор не сделал поиск картинок с фильтром по лицензии. В англоязычных бесплатных фотостоках картинок по РФ мало, в основном они тоже любительские. Сайты отелей России далеко не все предоставляют фото в принципе, а качественные картинки с возможностью бесплатного их легального использования – очень редко.

Платные российские фотостоки есть, но широта ассортимента российского контента в них пока уступает, честно говоря, ушедшим от нас западным аналогам. А заказывать профессиональную фотосессию Москвы для агентства или туроператора с Урала (так же как и фотосессию в Сочи агентству или туроператору из Москвы) сложно и затратно.

В теории, в интернете можно найти почти любые, и очень качественные фото разных уголков нашей страны – и многие делают так от безвыходности. Но использовать фотографии российских просторов даже для искреннего и бесплатного продвижения города и туристического направления турфирме просто опасно.

Последние три года туротрасль в буквальном смысле захлебывается от «серийных» судебных исков нескольких контор, занимающихся прибыльным и легким бизнесом под видом «защиты авторских прав».

Некие юридические фирмы поставили судебные дела на поток и специализируются только на фото в туризме. Они ищут в сети максимально распространенные на сайтах турфирм картинки (взятые из Интернета, как правило, в тот период, когда этому не придавалось никакого значения), находят авторов фотографий, затем перекупают у них права на эти (часто не имеющие даже особой художественной ценности, но распространенные в интернете) работы. А потом серийно подают иски к любой турфирме, на сайте которой обнаружены эти фотографии. Удаление их с сайта не помогает: «профи» делают нотариально заверенные скриншоты.

Это выгодно: практика показывает, что за одну фотографию вокзала, площади или даже просто дорожного указателя с надписью «Белоруссия» профессиональные перекупщики требуют от 10 до 100 тысяч рублей. И получают их: суды в 99% случаев становятся на их сторону как правообладателя. Формально ведь все правильно.

В итоге сейчас турфирмы зареклись брать фотографии даже с официальных турпорталов регионов и сайтов отелей – непонятно, какая там цепочка авторских прав, можно ли эти фото с сайта брать на свой, не подадут ли на тебя завтра в суд и т.п. Туризм продвигать надо, а нечем.  

На всем этом нерадостном фоне 502 профессиональных и бесплатных фото Москвы для всех и для любых целей с точно и прямо заявленной «легальной неограниченной бесплатностью для всех» – это ценный и важный подарок туротрасли.

Который себя окупит уже в кратчайшее время. Когда на сайтах агентств, туроператоров и экскурсионных бюро, а затем и иностранных туроператоров, отправляющих туристов в Москву, будут появляться профессиональные имиджи столицы, интерес к ней закономерно возрастет – и у россиян, и у иностранцев. А значит, будет больше и туристов. В общем, Москва сделала отличную инвестицию в развитие своей туристической привлекательности.

РЕГИОНАМ И ЦЕНТРУ ЖЕЛАТЕЛЬНО ПОСЛЕДОВАТЬ ПРИМЕРУ МОСКВЫ

Эксперты туротрасли, опрошенные «Вестником АТОР», шаг московских властей горячо приветствуют. И отмечают, что подобные шаги могли бы сделать по московскому примеру и остальные регионы РФ, которые хотят продвижения туризма.

Действительно, многие туристические администрации регионов РФ в последнее время проделали достаточно большую работу по сбору и систематизации качественного фото и видеоконтента туристической направленности.

Однако эти фотоподборки либо лежат где-то «в недрах» турведомств и ТИЦ и предоставляются, например, только СМИ и рекламным площадкам по запросу. Но когда тебе надо за 15 минут проиллюстрировать конкретный тур или статью, и ты не видишь всего ассортимента в свободном доступе, это проблемно и сложно. 

Либо часть такого контента выкладывается на сайтах ТИЦ, туристических порталах – но всегда без четкого официального объявления о том, что эти конкретные фотографии можно бесплатно легально скачать и использовать у себя в любых целях, кроме перепродажи.

Почему? В одних случаях, вероятно, играет роль фактор «отчетности»: деньги за фотографии заплачены, а делиться что, бесплатно? В других, скорее всего, речь идет о неурегулированных правоотношениях (когда турпортал не выкупает бессрочно исключительные права у фотографа и, соответственно, не властен ими неограниченно распоряжаться).

В любом случае, говорят опрошенные редакцией туроператоры, создание официальных бесплатных цифровых фотобанков по типу московского во всех регионах России кратно подняло бы популярность туризма в них, облегчило, упростило и активизировало бы их продвижение. И у россиян, и у иностранной аудитории.

Кстати, а не нужен ли такой федеральный бесплатный туристический фотобанк? Это имело бы практический смысл. И имело бы реальную отдачу.

Редакция «Вестника АТОР»

Фото: «Проектный офис по развитию туризма и гостеприимства Москвы»

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР