25 июля, четверг
 
 

Эксперты назвали способы увеличить объемы туризма в рамках стран ШОС

Средняя Азия сегодня имеет огромный потенциал, чтобы стать хабом для транзитных встречных поездок между Китаем и Россией. О том, как правильно выстроить международные коммуникации и укрепить трансграничное сотрудничество между профильными общественными и образовательными организациями, бизнесом и властями, поговорили на недавно прошедшей масштабной конференции.

На прошлой неделе состоялась конференция «Возможности расширения географии трансграничных туристских поездок внутри территорий государств – членов ШОС».

В конференции приняли участие представители органов государственной власти и бизнеса из Россия, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана, Пакистана, а также организаций «Мир без границ», World Travel Alliance и секретариата ШОС.

Как отметил заместитель генерального секретаря ШОС Джанеш Кей, регион ШОС обладает уникальным туристическим потенциалом.

На его территории находится 143 памятника природы и исторической архитектуры, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Все страны ШОС придают большое значение развитию туризма и намерены наращивать турпотоки в рамках организации. Эксперты поделились своим видением мер, которые помогут это сделать.

КАК УВЕЛИЧИТЬ ТУРПОТОКИ МЕЖДУ СТРАНАМИ ШОС

Одними из важнейших шагов в рамках увеличения турпотока между участниками ШОС – увеличение взаимной авиаперевозки. При этом стоимость таких рейсов должна быть привлекательной для туристов. Это, например, 250-300 долларов за билеты туда-обратно.

Еще одно предложение, поддержанное участниками конференции – создание общей дорожной карты по развитию туризма в странах ШОС, а возможно, и создание единого координирующего органа.

Важно не забывать о маркетинге и продвижении, для развития туризма нужно усилить работу со СМИ в вопросе освещения культурных особенностей всех стран.

Участники конференции предлагают вводить трансграничные маршруты в рамках стран участников ШОС. Примеры таких межгосударственных маршрутов уже есть.

Например, как рассказал Эрадж Мухаммаджон-заде, директор альпинистско-туристической базы «Артуч», действует и пользуется спросом туристический маршрут с началом в горах Таджикистана и заканчивающийся в узбекском Самарканде.

Заместитель генерального директора по международным связям и туризму горного курорта «Роза Хутор» Сергей Хворостяный отметил, что в рамках Евразийского альянса горных курортов также уже ведется работа по организации трансграничных маршрутов.

При этом было подчеркнуто, что организация подобных маршрутов может быть успешной при условии адекватного и равноценного сервиса в каждой из участвующих стран.

«Приезжая в Узбекистан, туристы хотят посетить и соседние страны. Все эти страны должны работать над единым уровнем качества сервиса. Если на территории одной из принимающих сторон произойдет сбой, то общее впечатление от поездки у туриста останется плохим. Поэтому надо скоординированно работать, в том числе по пунктам пропуска, созданию зеленых коридоров. Нужно улучшить координацию таможенных, пограничных служб, чтобы время пересечения границы не превышало 30 минут», – сказал Шухрат Исакулов, начальник департамента Госкомитета по туризму Республики Узбекистан.

В вопросе привлечения иностранных туристов важно учитывать традиционные особенности каждого из народов при формировании турпродукта. Практические советы дал Мэтью Ма, представитель российской туристической ассоциации «Мир без границ» и Казахстанской Евразийской туристической ассоциации в Гонконге, глава экспертного комитета проекта China Friendly.

«Если говорить о привлечении китайских туристов, ориентирование турпродукта под них очень важно. Например, есть несколько пиковых дат путешествий китайцев (китайский Новый год, 1 мая и т. д.) – при разработке турпродукта и прогнозировании турпотоков важно учитывать эти даты. Большую роль для туристов играет питание. Китайские туристы, например, привыкли пить горячую воду и чай во время путешествий. Приемы пищи можно дополнять развлечениями – во время ужина было бы хорошо устраивать песенные и танцевальные представления», – отметил Мэтью Ма, подчеркнув огромную роль продвижения турпродукта в вопросе привлечения туристов.

Говоря о турпродукте и его продвижении, некоторые участники конференции высказали мнение, что в рамках ШОС возможно было бы создать единую базу туристических маршрутов, туристических компаний, создать коммуникационную площадку.

Один из таких коммуникационных инструментов уже заработал между Россией и Китаем – China Friendly Chat.

«China Friendly Chat помогает объединить разные туристические силы, и мы создаем такую среду, где мы сможем общаться, обмениваться прикладной информацией, решать совместные задачи. Мы знаем, что в некоторых странах для общения популярен только Telegram, в других – WhatsApp. А что посередине? Такой общей площадкой может быть China FriendlyChat. Мы закрываем пропасть между культурами и привычками интернета и бизнес-ментальностью», – рассказал Евгений Зальберг, операционный директор проекта China Friendly Chat.

Напомним, что проект China Friendly Chat был одобрен в том числе правительством РФ. Он станет площадкой для сотрудничества, обмена опытом, технологиями и т. д. Формат чата позволит вне зависимости от языковых барьеров (здесь есть автоматический перевод) вывешивать презентации, видеоролики, направленные на продвижение стран, а также проводить мероприятия в онлайн-режиме.

РАБОТА НАД КАДРАМИ И ПРИВЛЕЧЕНИЕ МЕСТНОГО НАСЕЛЕНИЯ В ПРОЕКТЫ

Наконец, одна из важнейших задач для развития туризма в странах ШОС – создание квалифицированных кадров в сфере гостеприимства. В каждой из стран ШОС планомерно ведут работу для решения проблемы дефицита кадров в туризме.

Так, например, три года назад в Казахстане создали первый и пока единственный в стране профильный вуз «Международный университет туризма и гостеприимства».

И.о. ректора этого университета Карлыгаш Аралбекова подчеркнула, что сейчас важно полностью менять подход к образованию в этой сфере.

«Важно менять подход к образованию в креативных сферах экономики – здесь будущее за высокотворческими людьми. Если раньше система профильного образования строилась как передача знаний и контроль над их усвоением, сейчас задача состоит в том, чтобы побуждать студентов создавать инновации, идет переход на креативное образование», – пояснила она.

По ее мнению, высшее образование в сфере туризма обязательно должно быть дуальным: два года студенты изучают теорию, а после этого два года – практикуют.

«В рамках ШОС необходимо создать общую систему туристического образования. Мы должны иметь единые стандарты, т. к. проблемы тоже у всех в этом сегменте одинаковые. Также нужна единая база практик в рамках стран ШОС, чтобы студенты могли выезжать на практику в эти страны в рамках своего обучения», – считает Карлыгаш Аралбекова.

Важность кадров для развития туризма подчеркнул и Сардорбек Самаридинов, руководитель отдела международного сотрудничества Международного университета туризма и культурного развития «Шелковый путь». За три года количество вузов в Узбекистане, специализирующихся на туризме, выросло с 16 до 30, число студентов в них – с 4,1 тыс. до 11,5 тыс.

В рамках конференции рассказали и важность развития туризма в странах и их регионах и с точки зрения увеличения занятости населения путем вовлечения их в создание турпродукта. Например, текстильная фабрика в городе Шахрисабз (Узбекистан) и появилась, и превратилась в полноценный турпродукт благодаря желанию ее основателей помогать малоимущим женщинам, обучая их традиционному ремеслу.

В Таджикистане жителей горных районов привлекают к обслуживанию туристов. Они готовят и продают национальные блюда, сувениры, водят туристов в горы по туристическим маршрутам, организуют гостевые дома для размещения туристов. Благодаря туризму удается трудоустроить не только взрослое население, но и молодежь.

У СРЕДНЕЙ АЗИИ – ОГРОМНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ В СФЕРЕ ТУРИЗМА

Средняя Азия сейчас обладает огромным туристическим потенциалом. И дальнейшее его развитие зависит от шагов, принимаемых странами.

«У стран ШОС – богатейшее культурное наследие. На территории стран-участников находится более 12% объектов культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Нас объединяет одна цель – повышение показателей туристических обменов между нашими странами», – подчеркнула Евгения Дрожащих, заместитель директора Департамента многостороннего экономического сотрудничества и специальных проектов Минэкономразвития РФ.

«Мы рады, что прошло такое масштабное значимое мероприятия. Мы благодарны, что Минэкономразвития РФ помог собрать на одной площадке представителей госорганов шести стран ШОС. Ассоциация «Мир без границ» со своей стороны привлекла к участию в конференции представителей международных организаций и бизнеса. Состоялся живой диалог, мы услышали кейсы, обсудили многие проблемы», – отметил Александр Львов, модератор конференции и председатель Совета Ассоциации «Мир без границ».

По итогам конференции было принято решение, что все направят все свои предложения в резолютивную часть. Также соответствующее письмо будет направлено в секретариат ШОС.

«Мы будем продолжать работать, не останавливаясь на достигнутом, «расшивая» узкие места, которые были озвучены участниками конференции», – сказал Александр Львов.

Напомним, что в 2022 году был подписано соглашение по развитию туризма в рамках ШОС, был принят план работы на 2023 год. Однако на данный прошедшая конференция – пока единственное мероприятие в этом сегменте. Поэтому непонятно, будет ли план выполнен в 2023 года, а также будет ли продлен на 2024 год.

В кулуарах обсуждали, что бизнес нуждается в подобной поддержке, но госорганы не торопятся принимать решения. Именно поэтому, и с учетом разновекторных интересов власти и бизнеса, все участники мероприятия согласились, что основная функция в выстраивании коммуникаций ложится сейчас на общественные организации, которые могут и должны стать мостиками как между властью, бизнесом и образованием внутри стран, так и между странами ШОС.

Анна Бирюкова

Фото: Hindustan Times

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР