Въездной туризм в Россию стал еще более «китаеориентированным»

Въездной турпоток в Россию продолжает восстанавливаться, а доля Китая в общей статистике увеличивается. Китайский турпоток уже приближается к 60% от общего въездного потока туристов в Россию. Растут рынки арабских стран, иностранцы все больше узнают Россию не из окна экскурсионного автобуса – например, отмечен рост интереса к отдыху в загородных отелях.

По статистике, опубликованной Пограничной службой ФСБ РФ, за три квартала 2024 года (январь – сентябрь) Россию с туристическими целями посетили почти 1,3 млн иностранцев. Это в три раза меньше, чем до пандемии – за первые три квартала 2019 года турпоток в РФ составил 4,3 млн визитов.

Зато в сравнении с периодом с января по сентябрь 2023 года турпоток вырос в три раза – с 429,1 тыс. визитов в прошлом году до 1,3 млн в этом.

ДОЛЯ ВО ВЪЕЗДНОМ ТУРИЗМЕ КИТАЯ РАСТЕТ

Интересно, что с января по сентябрь 2019 года из одного только Китая Россия приняла столько же туристов, сколько за три квартала 2024 года из всех стран мира.

Главная особенность въездного туризма в этом году – он стал еще более ориентированным на Китай. Так, по итогам периода январь – сентябрь 2024 года въезд из Китая обеспечил 57% всего въездного турпотока в РФ. Для сравнения, в 2019 году доля Китая во въездном турпотоке в Россию составляла всего 30%.

В 2024 году из Китая в Россию приехало в 1,3 раза больше туристов, чем из всех других стран мира вместе взятых. А в 2019 году количество визитов из Китая было в три раза меньше, чем из всех остальных стран вместе.

Такая тенденция объясняется тем, что турпоток из других стран, которые были  до пандемии основными поставщиками туристов в Россию, фактически прекратился. Появляются новые рынки и новые поставщики, но пока объемы турпотока оттуда не достигают допандемийных показателей, например, из Европы и США. 

Например, турпоток из ОАЭ (новый рынок для российского въездного туризма) за три квартала составил 43,2 тыс. визитов. Для сравнения, турпоток из США за такой же период 2019 года составлял 222,8 тыс. визитов.

ТОП ИНОСТРАННЫХ РЫНКОВ ПО ДАННЫМ ОФИЦИАЛЬНОЙ СТАТИСТИКИ

В целом, по данным Погранслужбы ФСБ РФ, ТОП-10 главных поставщиков туристов в РФ в период с января по сентябрь 2024 года выглядит так: Китай (731,9 тыс. визитов), Германия (52,4 тыс.), Туркмения (45,6 тыс.), Иран (45,5 тыс.), Турция (44,2 тыс.), ОАЭ (43,2 тыс.), Саудовская Аравия (39,1 тыс.), Казахстан (19,1 тыс.), Индия (17,7 тыс.) и Эстония (13,6 тыс.).

Стоит отметить, что попавшие в десятку Германия, Туркмения, Казахстан и Эстония сейчас на самом деле практически не поставляют в Россию классических туристов. Просто граждане этих стран пишут в графе о цели поездки «туризм», а приезжают с личными или бизнес-целями.

За пределами ТОП-10 пока остаются другие рынки, потенциально перспективные для российского въездного туризма: Кувейт (12,9 тыс.), Южная Корея (8,5 тыс.), Катар (7,7 тыс.), Оман (6,5 тыс.), Таиланд (6,4 тыс.), Бахрейн (6,3 тыс.).

ТРЕТИЙ КВАРТАЛ ПРОДЕМОНСТРИРОВАЛ ПИК ПРИБЫТИЙ ИЗ САУДОВСКОЙ АРАВИИ

Если говорить о третьем квартале 2024 года отдельно, то большинство стран не достигли допандемийных объемов турпотока. На общем фоне больше всего выделяется в этом плане Саудовская Аравия – в третьем квартале (в пик туристического сезона) Россия приняла почти 23 тыс. туристов из этой страны. В то время как в допандемийный период турпоток не достигал и 2,5 тыс.

Напомним, что сейчас между Россией и Саудовской Аравией нет прямого авиасообщения. Туристам приходится лететь через третьи страны. Кроме того, иностранцы не могут пользоваться в России своими банковскими картами – приходится везти наличные.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:

Если эти вопросы будут решены, турпоток из Саудовской Аравии в Россию будет значительно больше, говорят эксперты опрошенных туроператоров.

РЕЙТИНГ ТУРОПЕРАТОРОВ И ТРЕНДЫ ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА 2024 ГОДА

У туроператоров в этом году поток иностранных туристов показывает двух-трехкратный рост в сравнении с предыдущим годом.

ТОП основных рынков, поставляющих туристов в Россию, у туроператоров также возглавляет Китай.

У туроператора «Интурист» рейтинг стран в этом году выглядит так: Китай (65%), ОАЭ (10%), Иран (8%), Индия (7%), Саудовская Аравия и другие страны Персидского залива (5%), Белоруссия – 2%, страны ЮВА – Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Таиланд – 2%, постсоветские страны и Европа – 1%.

«Самый яркий тренд прошедшего лета – Россию открыли для себя туристы стран Персидского залива, и их доля стабильно увеличивается. Недавно мы провели для 11 туроператоров Ближнего Востока фам-трип и показали им возможности Северной столицы. В данный момент работаем над новым программами по Русскому Северу со стартом в Санкт-Петербурге для арабского рынка», – рассказали «Вестнику АТОР» в «Интуристе».

Туроператор «Тари-Тур» в летнем сезоне принимал туристов из таких стран, как: Китай (превалирующая доля), Вьетнам, Индия, Германия, Индонезия, Малайзия, Вьетнам, Катар, Болгария, ЮАР, Иран, Мексика, Египет, Кипр, Узбекистан.

У туроператора Space Travel основными рынками остаются ОАЭ и другие страны Персидского Залива (Кувейт, Бахрейн, Саудовская Аравия, Катар и Оман).

По данным туроператоров, в прошедшем летнем сезоне более 70% организованных иностранных туристов выбирали при посещении России маршрут «Москва + Санкт-Петербург».

Еще по 10% туристов выбрали маршруты «Москва» и «Москва + Золотое Кольцо + Санкт-Петербург». Незначительные доли (до 5%) пришлись на маршруты «Москва + Мурманск + Санкт-Петербург» и «Москва + Казань + Санкт-Петербург».

Средняя продолжительность отдыха иностранных туристов в России составляет минимум 10 дней. Поэтому некоторые из них хотят посетить и другие города России. Казань туристы воспринимают как «российскую столицу ислама», а Сочи привлекает казино и развлечениями. Есть и неожиданности.

«Отдых за пределами Москвы иностранцы чаще выбирают, когда есть четкое понимание куда и зачем ехать. Например, в этом году у арабских рынков неожиданно сильно вырос спрос на отдых в загородных отелях, в частности Pine River в Калужской области. Объект получил широкую известность за рубежом, и туристы целенаправленно спрашивают именно его», – отмечают в компании Space Travel.

Из трендов также можно выделить повышенный спрос на премиальный уровень отелей, особенно со стороны туристов из ОАЭ и Саудовской Аравии.

«Они чаще выбирают отели уровня 5* и премиум. Туристы из Бахрейна чаще предпочитают качественные 4*, из Кувейта – 4* и 5* поровну», – рассказывают в Space Travel.

Еще один тренд — спрос на активный отдых и развлечения. Туристы реже выбирают культурно-познавательный отдых, отдавая предпочтение паркам развлечений, цирку, океанариумам, паркам с хаски и т. п.

ДЕЛОВОЙ ИНОСТРАННЫЙ ТУРПОТОК НЕ РАСТЕТ

Статистика по деловым поездкам в Россию из-за рубежа значительно менее динамичная. В сравнении с прошлым годом количество визитов в Россию с деловыми целями практически не выросло – 458,3 тыс. за три квартала 2023 года и 465,9 тыс. за такой же период 2024 года.

Для сравнения, в 2019 году количество деловых визитов за три квартала превышало 2,6 млн.

По итогам периода с января по сентябрь 2024 года, как и годом ранее, лидирует Китай. Фактически, деловой турпоток из этой страны превысил допандемийные показатели – 251,2 тыс. в январе – сентябре 2019 года и 257,2 тыс. в 2024 году.

Но остальные страны не показывают рост и пока далеки от допандемийных показателей.

В ТОП-10 стран по деловому турпотоку вошли Китай, Узбекистан, Казахстан, Турция, Таджикистан, Германия, Киргизия, Индия, Вьетнам, Азербайджан.

ИЗ КАКИХ СТРАН ПРИЕЗЖАЛИ В РОССИЮ ИНОСТРАНЦЫ СО ВСЕМИ ЦЕЛЯМИ

В общей сложности, за три квартала 2024 года в Россию со всеми целями (не только туризм) въехало 13,035 млн иностранцев. Это почти в 2 раза меньше, чем в 2019 году, но на 2 млн больше, чем за три квартала 2023 года.

В ТОП-10 по количеству визитов (со всеми целями) вошли: Узбекистан, Казахстан, Таджикистан, Китай, Киргизия, Абхазия, Армения, Азербайджан, Белоруссия, Монголия.

Анна Бирюкова

Фото: АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР