Госдума будет рассматривать новый «Закон о туризме» в апреле

В четверг в Госдуме прошло обсуждение предложенного Минкультуры проекта поправок в туристское законодательство. Основными пунктами дискуссии стали: разграничение ответственности операторов и турагентств, размер фингарантий и создание пула страховщиков.

Грани ответственности

На заседании комитета Госдумы вновь был поднят вопрос перекоса ответственности в сторону туроператоров. Напомним, что он обсуждался и днем ранее на заседании профильного Комитета Торгово-промышленной палаты. С этим тезисом и на этот раз согласились все присутствующие. Более того, было предложено изъять из закона пункты об уголовной и административной ответственности туроператоров. Возможно, они будут включены в другой проект поправок. По мнению главы Комитета Госдумы по экономической политике и предпринимательству Михаила Емельянова, эти нормы могут "отяжелить" проект, в результате чего он не сможет быстро пройти.  Кроме этого, эти поправки нуждаются в детальной проработке и уточнении. Например, не понятно чем будет отличаться вред, нанесенный туроператором, от тяжкого вреда. Предложение было поддержано и участниками заседания, и главой департамента туризма Минкультуры Сергеем Корнеевым.

Говоря о разграничении ответственности, исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе отметила, что новый проект не предусматривает никакой ответственности агентств, в то время как количество обанкротившихся турагентств значительно превышает число обанкротившихся туроператоров, и туристов страдает не меньше, чем при финансовой несостоятельности туроператора. Причем при банкротстве или мошенничестве агентства, у туриста нет никакой возможности хоть частично компенсировать свои расходы.

Кроме того, по мнению АТОР, необходимо внести изменения и в понятийную часть «Закона о туризме», так как многие определения устарели. Даже определение турпродукта  на сегодняшний день представляется ущербным:  те компании, которые продают отдельно размещение и отдельно билеты вообще выпадают из правового поля.

Размер фингарантий

Отдельный блок дискуссии был посвящен размерам фингарантий туроператоров. Напомним, что страховые компании считают, что максимальный размер фингарантий нужно ограничить 500 млн. рублей. Участники дискуссии согласились на дальнейшее обсуждение этого предложения. Не исключено, что будут пересмотрены и 12% от оборота. В зависимости от активности рынка, в Думе и правительстве готовы рассмотреть обоснованные расчеты, обосновывающие достаточность более низкого процента.

Обсуждение коснулось и взносов в фонд «Турпомощи». В частности, было высказано недовольство относительно фиксированного взноса в 100 тыс. рублей. Предлагается оставить только 0,1% от оборота.

Пул и рост тарифов

Перестраховочный пул, создание которого поддерживается Всероссийским союзом страховщиков (ВСС), вызывает все больше вопросов. В ВСС не скрывают, что произойдет рост тарифов, но конкретную ставку пока так и не называют. Предполагается, что без участия в пуле страховая компания не сможет обеспечивать гражданскую ответственность туроператоров. Но что если пул не примет страховщика? Или не захочет страховать какого-либо оператора. В результате, альтернативы, кроме дорогой банковской гарантии, у операторов фактически нет. Участники дискуссии также отметили, что нельзя исключать возможность периода отсутствия пула. А по предлагаемым нормам туроператор не может работать без страховки у страховой компании из пула.

При наличии  перестраховочного пула страховщики обещают давать фингарантии до 500 млн рублей. В прошлом году компании заявляли о возможности страховать риски не более чем на 250 млн. По словам руководителя правового управления Ростуризма Изо Арахамия, на данный момент в реестре туроператоров чуть более 10 туроператоров имеют фингарантию свыше 100 млн рублей. Только одна застрахована на 400 млн. Некоторые из них подписали договор о финобеспечении у нескольких компаний. Закон позволяет это делать. Сейчас на страховом рынке около 60 компаний работают с туроператорами, возможно необходимость в пуле не такая острая.

Продолжение следует

Проект поправок уже внесен в план законотворческой деятельности правительства, поэтому поправки должны быть полностью готовы к началу марта этого года. На данный момент большинство участников туротрасли и властных структур поддерживают концепцию проекта, но считают, что его положения сырые. В отличие от прошлых поправок, Минкультуры приветствует широкое и конструктивное обсуждение, а заинтересованные структуры направляют свои предложения. Тем не менее, для обсуждения осталось всего полмесяца, за которые необходимо проработать все детали проекта. Следующее заседание комитета Госдумы пройдет через неделю. На нем будут обсуждаться уже конкретные предложения, изложенные в письменной форме.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР