Авторские туры, плагиат и «теневой туризм»: проблемы и решения

На рынке экскурсионного туризма сегодня наибольший спрос – на авторские туры, на «классику» он как минимум не растет. Что такое авторский тур, как он создается и как продается, и о том, почему «теневой» авторский туризм необходимо обелять, мы беседуем с Владимиром Лутовым, генеральным директором туроператора «Мастерская Путешествий».

- Владимир, давайте начнем с оценки доли «авторских» туров в сегменте экскурсионного туризма по России. Насколько сегодня она велика?

- Если мы поглядим на текущий рынок экскурсионных туров по России, то картина будет приблизительно следующей. Большинство туроператоров, и региональных, и федеральных, делают классические сборные экскурсионные туры по хорошо раскрученным (как правило, еще с советских времен) и достаточно известным местам.

Вариации у разных компаний в основном достигаются за счет выбора размещения, программы питания, а также, в некоторых случаях, добавления 1-2 небольших объектов показа в программу (частных музеев, мастер-классов и пр.). Классический пример таких, фактически мало чем отличающихся друг от друга туров, может дать нам тот же маршрут Владимир – Суздаль – Боголюбово, которому уже 50 лет и на который ставят свои программы множество компаний.

Оценочно, такие «базовые» туры – это не менее 90% этого рынка. Максимум 10% приходится на туры авторские, которые делаются «с нуля». «Мастерская Путешествий», как компания, которая работает на рынке 25 лет, естественно, продает и большой объем «базовых» туров. Но делаем мы и свои, авторские: наш ассортимент ежегодно прирастает 10-15 новыми авторскими маршрутами.

Классические «базовые» туры – это не менее 90% рынка экскурсионных туров по России. Максимум 10% приходится на туры авторские, которые делаются «с нуля». В целом, если в каком-либо регионе тур отличается на 60%-70% от базовых маршрутов по набору объектов, то его можно назвать «авторским».

- Наверное, необходимо дать некое определение понятию «авторский тур»? Что это, как такие туры создаются и чем отличаются от «базовых»?

- Да, действительно, вопрос о том, что именно можно назвать «авторским» туром – актуален. Как создаются настоящие авторские туры, в чем их отличие от других турпродуктов? Могу рассказать на примере нашей компании.

 Для создания таких турпродуктов мы сначала ищем и находим ранее неизвестные массовым туристам точки притяжения. Это могут какие-то ландшафтные, природные достопримечательности – например, интересная пещера, озеро, каньон и пр. Это могут быть исторические объекты – усадьбы, церкви, археологические объекты и т.п. Это могут новые объекты показа – частные или малые региональные музеи.

В такие туры могут включаться и известные посещаемые объекты – но как дополнение к основной, авторской идее и контенту. В целом, если в каком-либо регионе тур отличается на 60%-70% от базовых маршрутов по набору объектов, то его можно назвать «авторским».

- Какую долю занимают авторские туры у «Мастерской Путешествий»?  Как вы работаете с такими продуктами?

- Где-то 80% ассортимента экскурсионных туров, которые продает «Мастерская путешествий» - это авторские туры. По всем регионам.

Например, тур «Древние артефакты Южного Урала» мы делали на 100% авторским.  Я лично изучал карту местности, поднимая интернет, книги, записи, нанося потенциально интересные объекты на карту. Далее наши менеджеры выстраивали всю цепочку логистики с объектами размещения и питания, обзванивая автопредприятия,  отели, музеи и кафе по маршруту, выстраивая договорную работу.

Где-то 80% ассортимента экскурсионных туров, которые продает «Мастерская путешествий» - это авторские туры. По всем регионам.

Иногда приходилось уговаривать музеи создавать специально под наших туристов отдельные аттракции – например, с «Музеем пельменя» мы договорились об обеде при музее для туристов (естественно с пельменями), чем раньше этот объект вообще не занимался.

Таким образом, у нас получился на 100% оригинальный, разработанный с нуля новый четырехдневный тур. Объекты, которые мы связали воедино новым маршрутом для групп, до этого посещались по отдельности, разрозненно, но никогда вместе. И посещались в основном местными жителями или, в крайнем случае – жителями близлежащих регионов. В связке все они заиграли и представляют огромный интерес и для жителей столиц – спрос на «Древние артефакты Южного Урала» настолько высок, что сейчас мы уже продали групповые заезды на лето 2019 года.

- С многодневными турами вся ясно. А если говорить о городском туризме, пешеходных экскурсиях? Здесь, наверное, процент авторских туров будет высок?

- Да, это интереснейшая сфера для разработки авторских экскурсий, автобусных или пешеходных. Поле для деятельности огромное – не только в регионах, но и в столицах. Это может показаться странным – неужели в Москве можно найти что-то новое? Можно! На самом деле в Москве есть множество интересных мест, например, исторических зданий, которые до недавнего времени были закрыты, или, скажем так, не любили групповые посещения.

Это – тоже авторский труд. Надо найти интересное место, понять, чем и кому оно интересно, уговорить хозяев здания на прием экскурсий. Таких программ за последнее время становится все больше.

В Москве есть множество интересных мест, например, исторических зданий, которые до недавнего времени были закрыты, или, скажем так, не любили групповые посещения. Это – большой труд: надо найти интересное место, понять, чем и кому оно интересно, уговорить хозяев здания на прием экскурсий. Таких программ за последнее время становится все больше.

Хорошим примером может служить, как это ни странно, гостиница Националь – до недавнего времени попасть туда на экскурсию было нереально, а ведь это интереснейшее здание внутри. Когда мы в начале осени сделали программу с этим отелем  «НАЦИОНАЛЬная гордость России»,все туры до Нового года мы продали за одну неделю – настолько велик интерес.

И таких объектов в столице очень много – взять тот же ЦДЛ (особняк князя Святополк-Четвертинского), в который попасть именно на групповую экскурсию было невозможно – но мы сделали там уникальную экскурсию. Такие объекты мы целенаправленно ищем и находим. Из недавних находок – здание Центрального Телеграфа с музеем, уникальным видом на Кремль, возможностью посмотреть механизм башенных часов.

- Насколько высок спрос именно на авторские турпродукты, по сравнению с «классикой»?

- Аудитория классических экскурсионных туров тоже устает и всегда хочется чего-то нового, необычного. Люди даже пишут нам сайт с просьбами первыми их оповещать о новинках. Спрос на все новое – высочайший. Не пугают даже долгие трансферы – ради уникальных объектов туристы готовы потерпеть.

Например, наша программа «К соляным озерам Волжской степи»,которая является вариацией брендового маршрута Астраханской области, подразумевает 250-километровый переезд на автобусе по «не очень хорошей дороге» к горе Богдо с ее уникальными красными «марсианскими» пейзажами вокруг и к сверхсоленому озеру Баскунчак.

В базовый брендовый маршрут эти объекты помешал включить как раз долгий трансфер, но люди активно покупают и этот вариант – они понимают ради чего они туда поедут. Ради того впечатления, которое, может быть, останется на всю жизнь – ведь такого рода уникальных объектов в Центральной России немного.

- Можно ли говорить о том, что сама база для авторских туров по России довольно ограничена? Ведь большинство уникальных объектов удалены от городских центров, туры туда получатся малодоступными по цене и сложными – и на них особо не заработаешь.

- Скорее нет, чем да. Я готов на спор из любого тура сделать эксклюзивный. Это реально даже для таких, казалось бы, «заезженных», мест, как Казань или Санкт-Петербург.

Например, конструируя тур в Поволжье, мы нашли совершенно аутентичную марийскую деревню. Это и стало фишкой нового маршрута – туристов там кормят действительно национальными блюдами, приготовленными именно там и из местных продуктов, им устраивают фольклорное шоу – но не «мертвое», а живое, настоящее.  

Туристы  готовы платить за авторские туры больше, чем за стандартные программы. Они мотивированы! И, главное, что такой тур будет и прибыльным, и востребованным, и стоить вовсе не вдвое дороже базовых программ – а, как показывает наша практика, максимум на 15-20%. 

В Санкт-Петербурге есть место, которое наверняка бы привлекло туристов – это экскурсии внутрь дамбы, защищающей город от наводнений. Школьников туда водят, а туристов – практически нет. В Кронштадте есть крепость, один в один напоминающая Форт-Байярд – но туда так же мало кого возят.

В любом городе, я уверен, можно найти ту изюминку, «фишку», вокруг которой можно выстроить уникальный авторский тур. Эту «фишку» можно даже создать самим – договорившись с музеем, рестораном, каким-то еще объектом – создав, например, какое то гастрономическое или развлекательное событие «под туристов». 

Вся прелесть таких авторских туров для бизнеса в том, что туристы здесь готовы платить больше, чем за стандартные программы. Они мотивированы! И, главное, что такой тур будет и прибыльным, и востребованным, и стоить вовсе не вдвое дороже стандартных программ – а, как показывает наша практика, максимум на 15-20%. Но спрос – высочайший.

- Высокий спрос на авторские туры вызывается их относительной редкостью на нашем рынке экскурсионного туризма?

- Новых маршрутов, увы, появляется мало. Рынок экскурсионных туров на каком-то этапе «застыл» на интенсивном развитии, обкатке и небольшой модернизации известных (иногда еще с советских времен) маршрутов. И именно поэтому мы видим падение спроса в «классическом» экскурсионном туризме: дело не только в экономике.

Мы видим, что аудитория просто банально устала. Почему «Золотое Кольцо» сейчас забило тревогу, и идут разговоры об обновлении? По этим же причинам. Менять надо не внешние детали, а контент самого маршрута, концепцию тура, подачу материала, включать в него новые элементы.

Рынок экскурсионных туров на каком-то этапе «застыл» на интенсивном развитии, обкатке и небольшой модернизации известных (иногда еще с советских времен) маршрутов. И именно поэтому мы видим падение спроса в «классическом» экскурсионном туризме: дело не только в экономике. 

Аудитория тоже меняется: туристы все больше хотят не «знаний», а «впечатлений», «моментов».  Самому «открыть» что-то неизвестное, почувствовать что «я был на этом месте» и тем более сфотографироваться и поделиться в соцсетях – зачастую для туриста теперь важнее, чем получение каких-то углубленных, специальных, знаний о том или ином объекте. Это надо учитывать.

- Какие новые авторские туры уже можно анонсировать у «Мастерской Путешествий»? Каких новинок ждать вашим туристам?

- В продажу вот-вот выйдут два наших новых тура. Мы продолжаем далее разрабатывать тему Костромы. Это продолжение нашего авторского утра «Зачарованная Глухомань». Рабочее название нового маршрута – «Костромские диковины».В него будут включены чудные маленькие патриархальные старинные города – такие, например, как Галич, Кологрив, Макарьев, новые неизвестные музеи.

Скоро выйдет в продажу и авторский маршрут «Уральские сказы Синегорья»- своеобразный зимний вариант «Древних артефактов Южного Урала».Здесь также включено много новых интересных объектов. Кстати последний маршрут занял второе место на Всесоюзном конкурсе «Маршрут года» в номинации лучший приключенческий тур.
Совсем недавно в продажу поступил новый гастрономический тур по Тверскому краю –«Кулинарная Одиссея: от Весьегонии до русской  Атлантиды»,который, я уверен, найдет своих покупателей.

В разработке также находятся и совсем новые уникальные маршруты – по Липецкой области и по Ханты-Мансийску и окрестностям. Они появятся в нашем портфеле уже в следующем году.

- Владимир, возникает такой вопрос. Ведь рано или поздно любой маршрут, особенно востребованный, из «авторского» становится «регулярным» - ведь наверняка такие идеи копируются другими игроками? Есть ли в сегменте авторских туров «плагиат»?

- Есть. Конечно. В профессиональной туристической среде есть даже такой термин  как «зыринг и тыринг». Я однажды услышал его от своего питерского коллеги Кирилла Соколова и термин точно отражает ситуацию в этой сфере.

Я лично знаю достаточно «известную» компанию, у которой практически создан  отдел, где сотрудники   заняты поиском новых  маршрутов… на нашем сайте, а возможно и у других   конкурентов. Новые маршруты, увы, копируются зачастую «один в один», копируются даже названия программ – не стесняясь.

Я лично знаю достаточно «известную» компанию, у которой практически создан  отдел, где сотрудники   заняты поиском новых  маршрутов… на нашем сайте, а возможно и у других   конкурентов. Новые маршруты, увы, копируются зачастую «один в один», копируются даже названия программ – не стесняясь.

Наверное, это в большей степени вопрос порядочности и воспитания, а может быть просто налицо отсутствие способности к креативу. Я думаю, что нет смысла здесь называть бренд. Большинство участников экскурсионного туррынка и так понимают о ком идет речь. Это такой  новый образ хищного пирата в туризме. Знаю, что от его действий пострадали многие региональные операторы, у которых он «позаимствовал» их авторские наработки.

Защититься от этого иногда очень сложно. Авторские права в туризме – тема абсолютно не разработанная, судебных перспектив у такого рода казусов, увы, нет. Договоренности с объектами тоже не решают проблему. Например, в случае тех же московских исторических особняков довольно трудно даже «первооткрывателю» застолбить за собой какие-то эксклюзивные права.

И все же, хочу отметить, что большинство туроператоров работают с уважением к чужим наработкам.   Мы, например, принципиально никогда не возьмем ничью программу: увидев интересный маршрут, мы либо сделаем в этом регионе что-то совершенно новое, либо возьмем один-два объекта для своего тура. Но брать чужое целиком – во-первых, неэтично, а во-вторых – неинтересно.

Отмечу, что даже с таким «копированием» авторский экскурсионный туризм вполне может существовать: копии в 99% случаев хуже оригинала, и туристы это чувствуют и, в конце концов, свой выбор сделают. Есть другая проблема, которая влияет на сегмент авторских туров – и гораздо сильнее, чем «плагиат».

- Какая, если не секрет?

- Это «теневой» авторский туризм. В последнее время мы, и другие участники рынка видим, как в интернете один за другим появляются сайты и группы в социальных сетях, предлагающие различного рода авторские турпродукты – причем не только пешеходные экскурсии, скажем, по отдельным городам.

Здесь и полноценные многодневные автобусные или даже железнодорожные туры по России, и даже групповые выезды за рубеж – например, один довольно известный проект на своем сайте организовывает запись в туры в Прибалтику, Португалию, Великобританию, в Италию... С перевозкой.

Благодаря несовершенству законодательства и нормативной базы, у таких компаний нет не только записи в реестре туроператоров (хотя по факту они делают полноценные туры с наземным обслуживанием, но формально занимаются продажей отдельных туристических услуг). У некоторых проектов такого рода нет и офиса. А о нормальном договоре с клиентом в большинстве случаев нет и речи.

Еще в одном проекте, который организует «бесплатные экскурсии» по Москве, с клиентов вообще деньги собирают в прямом смысле на улице – под видом чаевых. Это уже, простите, даже не «серый», а «черный» туризм.

Не состоять в реестре туроператоров, не платить страховые взносы, которые должны быть для компании, организующей туры с ночевками, не заключать договоры с клиентами, не принимать оплату на сайте, подключив онлайн-кассу – все это, разумеется, им выгодно. Только вот туроператоры на этом фоне смотрятся как «дураки, которые зачем-то за все это платят».

Рынок пешеходных экскурсий в этом смысле сейчас испытывает давление со стороны таких «теневых» игроков – какой смысл платить белой компании 500 рублей за экскурсию, когда ее можно купить за 200 или 300 р.? Или «за сколько не жалко»? Да, конечно, мы работаем в большинстве случаев с объектами, в которых подобные группы просто не пустят, и они нам не конкуренты – но я считаю, что с этим нужно уже что-то делать и как-то решать вопрос с такого рода «услугами».

Мы только за то, чтобы на рынке появлялись новые компании с интересными программами. Но равные условия должны быть для всех. Не состоять в реестре туроператоров, не платить страховые взносы, которые должны быть для компании, организующей туры с ночевками, не заключать договоры с клиентами, не принимать оплату на сайте, подключив онлайн-кассу – все это, разумеется, им выгодно. Только вот туроператоры на этом фоне смотрятся как «дураки, которые зачем-то за все это платят».

Да, я понимаю, что у Ростуризма не было полномочий, чтобы регулировать этот сегмент. Но теперь, с переходом туризма в Минэкономразвития, мы очень надеемся, что вопрос неравных конкурентных условий в сегменте экскурсионных туров будет, наконец, поставлен и решен.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР