Иностранцы по-прежнему считают нашу страну дорогой и не очень дружелюбной. Об этом свидетельствует исследование, проведенное Высшей школой экономики по заказу Ростуризма.
Исследования длилось с середины марта по начало апреля 2012 года. Опрашивались иностранные туристы (из 36 стран, за исключением стран СНГ), владеющие английским языком и находившиеся в России более суток. Опрос был проведен в пяти гостиницах Москвы (203 респондента) и восьми гостиницах Санкт-Петербурга (100 респондентов). «Средний возраст туристов, принявших участие в опросе, составил 42 года. 44,6% респондентов – это бизнесмены, и еще 42,2% находились в поездке, связанной с проведением отпуска, отдыха, досуга», - сообщает Ростуризм.
Ответы иностранных гостей показали, что классический образ нашей страны по-прежнему доминирует. В наибольшей степени он ассоциируется у иностранцев с историческими достопримечательностями и православной культурой, а также с традиционными водкой, икрой и матрешкой. В меньшей – с конкретными географическими дестинациями и природными объектами. Слабо ассоциируется образ России с возможностями санаторно-курортного отдыха и бальнеологического лечения, хотя эти ресурсы в России представлены в большом количестве.
Образ России практически в равной мере связан с различными природно-географическими объектами: Волга (148 туристов), Сибирь и Урал (146) и озеро Байкал (145). Существенно уступает им район Большого Сочи (130), несмотря на продвижение его как места проведения Олимпиады.
В большинстве своем (35% респондентов) иностранцы «скорее не согласны», что Россия – страна недружелюбных людей. 28,4% респондентов вовсе так не думают, а 2,6% иностранцев убеждены в недружелюбности россиян. Большинство иностранцев также дипломатично ответили, что «скорее не думают», что Россия не удобна для совершений путешествий, а 25,2% респондентов уверенно ответили, что в России плохая экология. На 2% больше иностранцев с этим постулатом не согласились.
Иностранцы по-прежнему считают, что в России все дорого, а предоставляемым услугам не хватает качества. С этой сентенцией «скорее согласились» 37,3% респондентов. 30,4% затруднились ответить на этот вопрос, а 17,8% скорее не согласны.
Несмотря на предпринимающиеся усилия по продвижению регионов, многие туристы все еще считают, что в России нечего смотреть кроме Москвы и Санкт-Петербурга. С этим скорее согласны 24,2%. Однако 25,5% все-таки склонились к тому, что кроме двух столиц в России есть и другие интересные места. 30,4% не смогли ответить на этот вопрос. В Ростуризме уверены, что иностранные туристы уже начинают внимательно присматриваться к российским регионам и изучать их туристические возможности. «Подтверждает этот факт и ответы на вопрос «Согласны ли Вы с тем, что образ России ассоциируется с красивыми провинциальными городами и селами?». Скорее согласны – 35,2% опрошенных, а тех, кто не мог ответить определенно – 36,9, то есть большинство», - говорят в Ростуризме. Возможно, плоды принятой ФЦП будут заметны через несколько лет.
Туристам также предлагалось поделиться своим мнением о России и тем, как оно изменилось за время путешествия. 66,3% туристов сказали, что они изменили мнение о России, совершив поездку. Из них 90,5% – в лучшую сторону. И только мнение 9,5% опрошенных ухудшилось. 88,4% туристов посоветуют своим друзьям и коллегам поехать в Россию, тогда как не посоветуют – 11,6%.
В завершении анкеты туристы отвечали на вопрос о том, где они получили информацию о России при подготовке к поездке. На первом месте в этой рейтинге - национальные и международные сайты (21,9% ответивших), мнения родственников, друзей и коллег на 2-м (20,8%). Третье место у туристских брошюр и путеводителей (19,2%), а российские сайты на родном языке респондента составили 13,9%. Далее следуют опыт предыдущих поездок в Россию (10,9%), реклама на телевидении и радио (7,8%). Замыкает рейтинг реклама в печатных изданиях (5,5%).