Возможно ли в России «единое туристское пространство»

Этот вопрос обсуждался в первый день выставки «Отдых-2012» в рамках круглого стола «Межрегиональное туристское сотрудничество, новые транспортно-региональные маршруты и проекты».

Идею создания в России «единого туристского пространства» глава департамента туризма и регионального развития Сергей Корнеев озвучивал во вторник на пресс-конференции в «РИА Новостях», а в среду повторил ее на круглом столе Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы. По словам Корнеева, и с ним трудно не согласиться, «для туристов нет разницы, в каком субъекте федерации они находятся: за время своего отпуска они хотят посмотреть максимум».

Далее он озвучил стандарты, которые обозначило для себя Министерство культуры в рамках создания «единого туристского пространства». Во-первых, по всей России должны быть приняты единые стандарты качества, а начать нужно с единой системы ориентирующей информации. Здесь желательно, чтобы эта ориентирующая информация была не только единой, но еще и понятной интуристам. Так, например, даже в Москве не везде есть указатели на английском языке, не говоря уже о других перспективных, но еще не раскрученных регионах нашей Родины. В Санкт-Петербурге указатели на латинице появились в 2004 году, пояснил Сергей Корнеев. Рекомендации по этому вопросу Минкульт и Ростуризм должны подготовить до конца года.

Далее Минкульт предлагает заняться поддержкой и продвижением межрегиональных туристических маршрутов, старых и новых брендов. Для этого регионам предлагается объединяться. В мире подобная практика уже есть: создаются некоммерческие партнерства, в рамках которых появляется единый сайт, единые стандарты качества и т.д.

Еще один стандарт, предложенный департаментом туризма и регионального развития Минкультуры – кобрендинг регионов и взаимная реклама. «В Санкт-Петербурге мы уже запустили такой проект, который сейчас будет поддерживаться на федеральном уровне», - пояснил Сергей Корнеев.

Одной из ключевых идей Минкультуры стал проект «Туризм 2.0» (по аналогии с Web 2.0). То есть для всех российских регионов будет создано единое информационное пространство (не путать с единым сайтом), которое будет пополняться каждым объектом (будь то заправки или гостиницы) самостоятельно. Аналогия с картами Google, на которые любое кафе, заправка или отель может добавить себя самостоятельно. В «Туризме 2.0» появится и календарь событий, который планируется составить в следующем году.

«Мы будем готовить законодательные инициативы, помогающие регионам в развитии: взаимодействие с транспортными организациями, визовая политика, легализация малых средств размещения (частные отели, усадьбы, виллы). Малые объекты мы хотим легализовать уже в следующем году, чтобы этот процесс был максимально для них упрощен», - рассказал Сергей Корнеев.

Далее представители потенциально и реально привлекательных регионов рассказывали о своих туристских возможностях, но когда дошло дело до доклада Татьяны Меляковой, президента фонда «Социальная адаптация инвалидов и молодежи», стало понятно, что до установления «единого туристского пространства» в абсолютном понимании этого вопроса в России еще далеко. «В мире 1 млрд людей с инвалидностью, и эта цифра постоянно растет. 37 млн человек в мире - слепые, 100 млн – в инвалидной коляске», - рассказала Татьяна Мелякова.

Даже в Москве только половина из существующих туробъектов классифицирована как «доступные для инвалидов». При этом и эти «доступные» не всегда способны принять туристов: для того, чтобы в них попасть, до них еще нужно доехать. При этом внятного турпродукта для инвалидов сегодня просто не существует, сообщила Татьяна Мелякова. Все полезные сайты по туризму для инвалидов создаются самими инвалидами, а они узнают всю информацию на собственном, иногда горьком опыте.

С Москвой все понятно – здесь есть хотя бы то же Царицыно, которое полностью приспособлено к приему любых категорий туристов. В регионах, пусть даже самых туристически привлекательных, ситуация намного хуже. Например, представитель от Калужской области в своем докладе рассказал о фестивалях, достопримечательностях региона. В регионе ведется работа как по созданию новых туробъектов (Этномир, турзона на набережной Оки, фестиваль Никола-Ленивец), так и по продвижению. Но вот доступно это все будет только для полностью трудоспособных туристов. «Музеи посетить вы можете, но с туалетами и размещением будут проблемы», - признал спикер.

Аналогичная ситуация с пароходами. Гендиректор Столичной судоходной компании Дмитрий Балыков признал, что отправиться из Москвы в Санкт-Петербург на теплоходе инвалидам будет сложно: теплоходы не приспособлены под их нужды, а причалы находятся в другом подчинении.

Форум Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы проводился второй раз, но проблемы озвучиваются одни и те же. И это не только доступность России для людей с ограниченными возможностями. Проблемы в транспортной составляющей, в отсутствии турпродукта, в дороговизне и т.д. Интересная дискуссия произошла между начальником управления туризма Комитета по туризму и гостиничному хозяйству Москвы Игорем Козловым и представителями НТК «Интурист». Последние выступали с докладом по поводу возможностей развития внутреннего и въездного туризма. Докладчики отмечали, что до многих интересных объектов в России добраться просто невозможно, поэтому сформировать полноценный турпродукт не получается. При этом они отмечали, что необходимо создать межрегиональный пул представителей турбизнеса, которые будут продвигать решения в этом аспекте во властные структуры: без помощи госорганов в строительстве «единого турпространства» в России не обойтись.

Игорь Козлов, не так давно руководивший турфирмой «Асент тревел», отметил, что создавать турпродукт и развивать потенциально перспективные регионы турфирмы могут и сами. Например, запускать чартеры в «Красную поляну». А потом уже с готовыми проектами обращаться во властные структуры, которые помогут их реализовать. В НТК «Интуристе» напомнили, что риски по «поднятию целины» туроператоры на себя брать не готовы. Особенно учитывая, что для создания турпродукта во многих регионах нужны хотя бы дороги. «Если мы все сделаем сами, зачем нам обращаться в госорганы», - резонно отметил один из докладчиков. Вопрос остался открытым. Точку в дискуссии поставил представитель НТК «Интурист»: «Мы инициировали создание Мостурпула и продвигаем Москву. Теперь нужно двигаться дальше и создавать межрегиональный пул. Если мы все тут будем стоять и рассказывать все хорошее о регионах, мы будем топтаться на одном месте».

Очередной круглый стол показал - проблемы в российском туризме практически не меняются. Возможно, на этот раз информация войдет «в правильные уши». Круглый стол модерировал глава Комитета по туризму Москвы, докладчиков слушал глава департамента туризма Минкультуры. Остается надеяться, что вся информация, озвученная на конференции, правильно воспримется слушателями и представителями властных структур, а ситуация начнет меняться. Быстрых результатов никто не ждет: эксперты напоминают, что туризмом в самых популярных сейчас странах занимались не год, не два, а десятилетиями. У нас же все только начинается.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР