Норма, вводящая необходимость создания перестраховочного пула, может быть изъята из проекта поправок в закон о турдеятельности. За необоснованность страхового пула выступили представители Минфина и ФАС.
Во вторник в Госдуме состоялось очередное обсуждение поправок в закон о турдеятельности в РФ. На этот раз экспертное сообщество обсуждало размер финансовых гарантий туроператоров и возможность создания страхового пула.
Как известно, нынешняя редакция «Закона о туризме» предусматривают финансовую гарантию для крупных туроператоров в размере 12% от оборота. Эта норма выявила ряд серьезных проблем. Дело в том, что последние банкротства на туррынке заставили страховые компании пересмотреть свое отношение к рынку, в результате некоторые из них отказались страховать туроператоров на крупные суммы, а другие и вовсе заявили об отказе заниматься этим видом страховой деятельности.
По расчетам Всероссийского союза страховщиков (ВСС), 12% от оборота для некоторых компаний выльется в страховую сумму до 1,5 млрд рублей. Поэтому страховщики предложили собственный выход из положения: закрепление в законе нормы о необходимости вступать в перестраховочный пул для всех страховых компаний, работающих с туроператорами. Эта норма не попала в предыдущую версию поправок, но была отражена в новом проекте, который предложил Минкультуры.
В ходе заседания в Госдуме представитель ВСС Галина Гуляева заявила, что перестраховочный пул должен быть обязательным, т.к., «добровольность несет риск того, что невозможно будет сформировать резервы для производства необходимых выплат». По ее словам, сейчас перестрахование невозможно. Она, правда, отметила, что страховщики страхуют только риски на сумму до 30 млн рублей (эту сумму они оставляют на собственном удержании): остальные суммы идут на перестрахование. Галина Гуляева затруднилась сообщить, на сколько возрастет тариф страховых компаний при создании пула. «В принципе страхование основывается на актуальных расчетах, тарифы будут устанавливаться на этом основании. Я не могу сказать, вырастут они или нет», - отметила Галина Гуляева.
Такая неопределенность не понравилась Федеральной антимонопольной службе (ФАС) и Минфину. Оба ведомства выступили против этой идеи. По оценке Минфина, создание обязательного страхового пула расходится с нормами «Закона о страховом деле», где указывается, что подобные объединения могут быть созданы только на добровольной основе. ФАС же считает, что пул будет иметь признаки картельного сговора.
«Перестраховочный пул создаст дополнительный барьер на рынке, который выльется в чрезмерные взносы и обязательства для его участников. Условия для всех участников пула будут одинаковыми. Таким образом, страховщики могут договариваться и об одинаковой страховой премии. В итоге все скатывается к картельному сговору. Мы можем загнать все страховые компании в перестраховочный пул, который для многих из них станет непомерным финансовым бременем. А оно будет переложено на конечного потребителя», - пояснила представитель ФАС. По ее словам на рассмотрении Госдумы уже находятся два проекта, устанавливающие дополнительные нормативы для страховых компаний, поэтому создание пула будет преждевременным и нецелесообразным.
Участники заседания сошлись во мнении, что норма об обязательном членстве страховщиков в страховом пуле лишь утяжелит законопроект и затруднит его прохождение. Поэтому было предложено от нее отказаться.
Зато все присутствующие согласились, что фингарантия в размере 12% от оборота является чрезмерной. Представители РСТ настаивали на 8% от оборота. В проекте поправок, предложенном АТОР фигурирует сумма в 5% от оборота. При расчете рассматривались такие показатели, как глубина продаж, средняя стоимость тура, количество предоплаченных путевок, количество бронирований в день и т.д.
Большинство участников заседания согласились с расчетом, внося собственные корректировки. В частности, предлагается также подсчитать среднюю сумму выплат при банкротстве туроператоров за последние несколько лет. На этом основании может быть установлен максимальный лимит фингарантии для туроператора в сфере выездного туризма. По итогам заседания было принято решение создать рабочую группу, состоящую из представителей туробъединений и страховщиков, в рамках которой будет выработана единая позиция.