28 марта прошел первый внеочередной съезд объединения туроператоров в сфере выездного туризма «Турпомощь», на котором были избраны члены наблюдательного совета, ревизионной комиссии и новый директор объединения. Съезд продлился почти пять часов и периодически напоминал кинокартины «Гараж» и «День выборов».
Дата проведения общего съезда неоднократно критиковалась, как инициативной группой «БезТурпомощь» (ИГ), так и другими участниками рынка. Сам замруководителя «Турпомощи» Александр Осауленко отмечал, что дата назначена неудачно – все успеют разъехаться после выставок. Несмотря на недовольство общественности, съезд был проведен, как отметил ведущий съезда Юрий Барзыкин, силами «Турпомощи» и РСТ в запланированную дату - 28 марта.
Лиха беда начало
«- Как отплыли? Но это же бардак!
- Зато ты главный!» **
Вообще, к организации съезда у многих присутствующих возникли претензии, правда, никто не стал озвучивать их вслух, видимо, опасаясь, что тогда собрание затянется на еще больший срок. Началось все с задержки на 40 минут открытия съезда: гостям пришлось дожидаться опаздывающих членов «Турпомощи». Когда все-таки съезд открылся, еще некоторое время было непонятно, сколько же компаний на нем присутствуют. Подсчет доверенностей и присутствующих собственников занял продолжительное время, но ближе к 12 часам количество голосующих все же озвучили - 269 компаний.
Работа съезда началась с выборов его председателя. Была выдвинута кандидатура сидевшего уже на тот момент в президиуме вице-президента РСТ Юрия Барзыкина, которого и избрали. Далее выбрали секретаря съезда по опять-таки единственной предложенной кандидатуре – Юлии Валентиновны Горбачук. Как пояснил действующий на тот момент директор «Турпомощи» Эдуард Кузнецов, она тоже сотрудница РСТ. И эта кандидатура была утверждена (один участник воздержался). Члены счетной комиссии, вероятно, также были определены заранее, поэтому на съезде были озвучены компании: директора компаний «Гавань турцентр», «Золотые Врата» и «Экватур». За кандидатов проголосовали одним списком.
Далее г-н Барзыкин профессионально повел съезд по повестке дня – сказывается многолетний опыт участия в подобных мероприятиях. Он сразу сообщил о роли РСТ в работе «Турпомощи». Вообще, периодически присутствующие в зале «терялись» от внезапного ощущения, что они присутствуют на собрании РСТ, а не «Турпомощи», но, к счастью, все быстро «находились».
А судьи кто?
«- И благодать господня снизойдет на тех, кто поставит в своих бюллетенях крестик… или любой другой знак напротив фамилий наших кандидатов....»**
После всех формальностей участники съезда приступили к главному пункту повестки дня: избранию членов наблюдательного совета (НС, главный управляющий орган объединения). Правда, выборы шли по замысловатому пути. Сначала в НС избрали только учредителей «Турпомощи», благодаря которым, это объединение создалось и сегодня функционирует. В первый наблюдательный совет вошли компании: «Натали Турс», «Ванд Интернэшнл», «ВИП Сервис», «Тез Тур», «Пегас Туристик», «Русский Экспресс», «Нева», НТК «Интурист», «Корал Трэвел», «Анкор», «Акрис Трэвел», «Асент Трэвел», «Лабиринт», «Атлантис Лайн», «Тройка».
Однако выбор на эти компании пал не в знак признания их профессионализма и достижений на рынке и не в качестве благодарности за создание этого объединения. Состав этого совета был утвержден, чтобы просуществовать всего 15 минут. Это, дескать, гарантия того, что никто не сможет подменить решения, принятые на съезде. Поэтому единственной функцией первого в истории «Турпомощи» НС стало утверждение регламента съезда, принятие в члены объединения компаний, внесших взнос в компенсационный фонд, и заявления (озвучил его ведущий съезда) о самороспуске.
После этого участникам съезда было предложено вновь избрать членов нового НС. По уставу, 14 из них должны быть туроператорами, шесть – из госорганов и еще один – директор «Турпомощи». Вопрос о госорганах решался в открытом режиме. Членами НС от госорганов стали Минкультуры, МИД, Ростуризм, Минтранс и, почему-то, ВСС с РСТ, госорганами, вроде, не являющимися. Представитель Общественной палаты, руководитель Фонда по защите прав путешественников и пассажиров, Дмитрий Давыденко предложил включить в этот список и этот орган: «Турпомощь» создается для защиты прав туристов, поэтому будет логично, если в НС будет участвовать и организация, занимающаяся защитой прав потребителей. Предлагаю проголосовать по этому вопросу». Однако Юрий Барзыкин отказался вносить изменения в уже готовый список участников. «В наблюдательном совете достаточно представителя ТПП и РСТ (в одном лице). И потом, я первый предложил список, поэтому будем проводить голосование по нему», - резюмировал свой отказ г-н Барзыкин. Голосование состоялось. Председателем НС был избран глава Ростуризма Александр Радьков.
Вторая, туроператорская, часть Наблюдательного совета избиралась путем тайного голосования. Свои кандидатуры предложили 22 компании, среди которых были члены первого совета (учредители «Турпомощи»), а также компании, которые заранее известили дирекцию объединения о своем самовыдвижении. Среди них – компания «ING Asia Travel». Именно та, которая проявляла активную позицию в ИГ «БезТурпомощь» и до недавнего времени наотрез отказывалась оплачивать в фонд объединения минимальный взнос в размере 100 тысяч рублей. О намерении участвовать в работе НС также заявили «Бриз Лайн», «Валтекс», «Гавань турцентр» (Приморский край), «Дальневосточная международная туристическая компания», «Интурист Самара», «Самараинтур».
Голоса подсчитывались долго. Гости съезда успели не только сделать вынужденный перерыв и выпить кофе, но и принять решение по следующему пункту повестки дня – размеру взносов на содержание «Турпомощи» (подробнее о дискуссии на эту тему ниже).
В 14:40, через три часа после начала съезда, был оглашен список четырнадцати новых членов второго наблюдательного совета «Турпомощи». Не обошлось без удивлений и разочарований. Во-первых, было сдано 278 бюллетеней (плюс три испорченных), а участников было зарегистрировано всего 269. Члены счетной комиссии предположили, что «просто к моменту голосования подтянулись другие участники «Турпомощи», которых не было вначале».
Среди избранных оказались две автобусные компании, но в НС не попала компания «В.И.П. Сервис», которая является одним из крупнейших билетных (авиа и ж/д) агентов в России и могла бы принести весомую пользу «Турпомощи» в случае ЧП.
Еще один интересный момент – в НС оказалась компания Александра Осауленко «ДНТК». Таким образом, вице-президент РСТ будет занимать должность замруководителя «Турпомощи» и члена наблюдательного совета. Зато в члены НС не попала компания «Самараинтур»: после оглашения результатов голосования многих участников съезда этот факт неприятно удивил.
Ну и, наконец, членом НС стала компания Магомеда Арчакова «ING Asia Travel». По количеству голосов эта компания заняла 13-ое место и оказалась единственным представителем ИГ «БезТурпомощь» в наблюдательном совете. Другие активисты ИГ даже не выдвигали свои кандидатуры, а г-н Арчаков, казалось, не был удивлен достигнутым.
Полный список членов НС выглядит следующим образом (в порядке убывания количества отданных голосов): «Ванд Интернэшнл», «Анкор», «Тез Тур», НТК «Интурист», «Гавань турцентр», «Нева», «Пегас Туристик», «Корал Тревел», «Атлантис Лайн», «ДНТК», «Лабиринт», «Акрис», ING Asia Travel, «Интурист Самара». Далее была избрана ревизионная комиссия, в которую вошли все желающие компании. Всего 9 компаний - представителей малого и среднего туроператорского бизнеса.
Денег много не бывает
« — Вот вы смеётесь.
— Я??? ПлАчу» **.
Как уже писалось выше, пока счетная комиссия просматривала заполненные бюллетени, участники съезда, передохнув немного в фойе отеля, приступили к обсуждению другой насущной темы – размеру отчислений на содержание аппарата «Турпомощи». Г-н Барзыкин вновь доложил о позиции РСТ: по 10 тысяч в год со всех компаний, работающих на «упрощенке», остальные туроператоры должны были «скидываться» бОльшими суммами, их и предлагалось участникам съезда назвать и утвердить. Однако на этот раз с мнением вице-президента РСТ не согласились. Простой подсчет показывает, что даже если все компании, без учета применяемой системы налогообложения, заплатят взнос в 10 тысяч рублей, бюджет дирекции «Турпомощи» составит 19 млн рублей, а это не малые деньги. Эдуард Кузнецов дал примерную смету (при этом подчеркнув, что не имеет отношения к ее составлению): на зарплату директора пойдет 80 тысяч рублей, на замов – по 70 тысяч, бухгалтеру и юристу – 50 и 45 тысяч соответственно. В бюджете также заложены расходы на двух штатных специалистов по обработке документов (по 45 тысяч на человека в месяц), три технических специалиста (два по 45 тысяч и один с зарплатой 40 тысяч рублей), секретарь (25 тысяч), курьер (15 тысяч), помещение (70 тысяч), аудит и правовой консалтинг (по 40 тысяч), премиальный фонд (не более 15% от зарплаты) и даже на маркетинг и рекламу «Турпомощи» (20-25 тысяч в месяц). Итого 14 млн в год.
После недолгих препирательств было решено проголосовать, что все компании, вне зависимости от профиля и оборота, платят на содержание аппарата «Туропомощи» 10 тысяч рублей в год. Наблюдательный совет также получил право пересмотреть бюджетные статьи объединения в будущем. Также будет решен механизм работы дирекции объединения: будет ли «Турпомощь» готовиться к предстоящему экстренному вывозу туристов на постоянной основе, либо может просто собираться по факту банкротства туроператора.
Казалось бы, вопрос решен. Но участники съезда проявили инициативу, предложив предоставить возможность директору объединения право заимствования денежных средств в случае их нехватки. Фактически, это право директора брать кредит на текущие расходы дирекции объединения. Отдавать его нужно будет с бюджета следующего года (несколько напоминает работу компании на обороте). На этом месте в зале послышался недовольный гул и логичные вопросы: «Что будем делать, если обанкротится «Турпомощь»? Было решено не предоставлять это полномочие директору, но дать его наблюдательному совету.
Быть или не быть?
«— Слушай, а Сергей Абрамов — это кто?
— Вик, ты чего? Вот же — пароход»**.
После утверждения членов наблюдательно совета и ревизионной комиссии, ведущий собрания г-н Барзыкин сообщил, что людям, объединенным теперь бременем руководства новой Ассоциации, нужно познакомиться и пообщаться. Многие участники съезда восприняли это как сигнал к окончанию собрания и начали расходиться. Более того, их даже никто не останавливал – в зале началось движение. Однако, как выяснилось, это еще не все. Пока гости собирались по домам, обсуждая итоги прошедшего съезда, члены наблюдательного совета выбирали кандидатуру нового директора «Турпомощи». Эдуард Кузнецов отказался выдвигать свою кандидатуру.
Обсуждение было эмоциональным. Кандидатом от РСТ был гендиректор «Тез Тур» Владимир Каганер, но за него проголосовало всего пять человек. Вторым кандидатом - его выдвинул Александр Радьков - стал не известный в сфере туриндустрии Вячеслав Басов. За него тоже проголосовало 5 человек. Таким образом, ни один кандидат не получил должной поддержки.
Процесс убеждения проходил около 30 минут. Перед членами наблюдательного совета выступил даже хранивший до этого момента молчание глава РСТ Сергей Шпилько, попытавшийся объяснить, что какого-то кандидата выбрать нужно. Но его доводы о кандидате в лице Владимира Каганера встретили полное непонимание: члены НС считают, что объединением должен руководить человек, не занимающийся бизнесом. Однако этот человек должен быть знаком с отраслью, поэтому кандидат г-на Радькова также их не устроил. Длительные и тяжелые переговоры (некоторые члены НС даже не стали дожидаться их завершения) закончились перевесом в сторону кандидата Александра Радькова. Правда, с оговоркой.
Итак, новым директором «Турпомощи» стал Вячеслав Басов – сибиряк с экономическим образованием (специализация - налоговые расследования). Он девять лет служил в подразделении по борьбе с экономическими преступлениями, а затем работал в банковской сфере. Александр Радьков пояснил, что предложил г-на Басова по нескольким причинам: он имеет экономическое образование, опыт работы с финансами и не ангажирован ни туристическими компаниями, ни общественными объединениями. При этом он подчеркнул, что вместе с ним будет работать большая команда специалистов в области турбизнеса. Сам Вячеслав Басов сообщил, что видит свою задачу в качестве директора «Турпомощи» в двух вещах: защита имущественных прав туроператоров (деньги зря не потратятся) и экстренная помощь туристам. «Не важно, что человек говорит, важно, что он делает. Я привык делать, а не говорить», - сказал в своей краткой речи новый директор «Турпомощи».
Председатель съезда Юрий Барзыкин не стал скрывать недовольство выбором членов НС. «Трижды проводились голосования. И я, и мои коллеги голосовали «против» изначально, но нужно находить решение. Понятно, что это чисто техническая роль исполнительного директора. Основные функции, если вы заметили, перенесены на наблюдательный совет. Кроме того, решение было принято с существенной оговоркой: вернуться по итогам работы – в сентябре, по представлению НС к рассмотрению этого вопроса, если мы увидим, что человек не справляется, или есть серьезные проблемы, которые не разрешаются в данном формате. Обязательным условием у нас было представление Осауленко Александра Павловича на роль заместителя. Были предложения Каганера Владимира Вадимовича на эту роль, были предложения Александра Павловича на эту роль… Но примерно 5-6 голосов набиралось, то есть ни один из них не набирал голосов. За Басова проголосовало 11 человек, поэтому мы представляем вам эту кандидатуру. Понятно, что у некоторых из вас она вызывает приятие, у некоторых – неприятие, но я лично думал о том, что нам предстоит утверждение персональных правил, трех постановлений правительства, и взаимодействие с Ростуризмом и Минкультурой для нас очень важны сейчас», - пояснил свой выбор в пользу не своего кандидата Юрий Барзыкин.
При этом он подчеркнул, что за должностью директора и председателя НС (Радькова) стоит и большая ответственность. «Понимаете, что за все вопросы, связанные со сбоями, несработкой будет нести ответственность не только Вячеслав Михайлович, но и орган, который его рекомендовал. Вы понимаете, да?», - как бы намекнул на Ростуризм г-н Барзыкин. И далее заверил, что РСТ в «Турпомощи» будет держать руку на пульсе. «Ну а наш представитель там, я думаю, в состоянии обеспечить нас и информацией, и возможностью влияния на те процессы, которые будут происходить», - пообещал своим слушателям Барзыкин. Присутствующие члены «Турпомощи» проголосовали за Вячеслава Басова.
В конце своей речи по поводу выборов директора г-н председатель съезда дал свою оценку всему происходящему, включая работу Кузнецова и Басова. «К сожалению, мы иногда должны принимать разные решения. Не всё в удовольствие. Мы поздравляем или скорбим, но я думаю, что от вас все зависит. Директор - это технический винтик, который либо крутится, либо тормозит, ржавеет и выбрасывается», - резюмировал Барзыкин. Эта оценка человека и его труда покоробила большинство присутствующих, для многих стало неожиданностью, что в старейшей общественной организации могут так легко давать такие оценки. Кое-то из участников съезда посочувствовал новому директору, которому помимо работы на новом поприще придется еще доказывать, что он «крутится», а не «ржавеет».
Отметим, что Александр Радьков выразил искреннюю благодарность предыдущему «винтику» - Эдуарду Кузнецову. По словам главы Ростуризма, г-н Кузнецов проделал титанический труд практически безвозмездно. По итогам собрания Эдуард Кузнецов получил диплом от Ростуризма.
Куда девалась оппозиция?
«- А как же свобода слова?
- А свобода есть только у одного слова, и слово это мое!»**
Почти последними на съезд приехали участники Инициативной группы «БезТурпомощь» (ИГ). Для участия в работе съезда им все-таки пришлось внести по 100 тысяч рублей в «Турпомощь», хотя ранее они заявляли, что не намерены этого делать, т.к. письмо об отмене минимального взноса направлено в Правительство курьером от Федеральной антимонопольной службы. Но, то ли курьер не успел донести документы до правительства вовремя, то ли у ИГ появилась новая стратегия действий и новая заинтересованность, но деньги в компенсационный фонд ими были внесены, и на съезде они присутствовали как полноправные участники объединения.
Многие из участников съезда ждали от Инициативной группы яростных протестов, критики и заявлений о ненужности «Турпомощи». Ведь еще за день до съезда на сайте «БезТурпомощи» звучали призывы перенести собрание, изменить закон и отменить принудительное вступление в новую Ассоциацию. Создателями сайта также был организован сбор доверенностей для голосования на съезде с учетом позиции ИГ. Однако те, кто ждали хоть какой-то реакции от «БезТурпомощи» были сильно разочарованы – никаких протестов, лозунгов и даже выступлений с предложениями от ИГ не последовало! Причина тому стала ясна чуть позже, когда был озвучен список компаний, попавших в Наблюдательный совет «Турпомощи»: в него вошла компания «ING Asia Travel». Именно та, которая проявляла активную позицию в ИГ «БезТурпомощь» и до недавнего времени наотрез отказывалась оплачивать в фонд объединения минимальный взнос в размере 100 тысяч рублей. Из-за чего или благодаря чему могла случиться такая резкая смена ориентиров, остальным участникам съезда приходилось только догадываться. Факт остается фактом – внимание к себе привлекли, место в НС обеспечили. Остается неясным, будет ли движение продолжать также яростно «отстаивать» интересы мелкого и среднего операторского бизнеса и «хаять» «Турпомощь».
** В репортаже использованы цитаты из кинофильма «День выборов»