Мероприятия по развитию туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея практически не реализуются, констатируют в Счетной Палате РФ.
В рамках проекта создания туристического кластера в Северо-Кавказском федеральном округе, Краснодарском крае и Республике Адыгея созданы 9 особых экономических зон. При этом соглашения между Минэкономразвития России и ОАО «Курорты Северного Кавказа» об управлении особыми экономическими зонами были заключены только по 5 зонам, сообщают в Счетной Палате. Как показал анализ реализации заключенных соглашений, обязательства сторон, а также мероприятия, предусмотренные соглашениями о создании особых экономических зон, не выполняются.
«По всем особым экономическим зонам не утверждены в установленные соглашениями сроки планы обустройства и соответствующего материально-технического оснащения зон и прилегающих к ним территорий. При этом по большинству зон сроки истекли еще в 2012 году», - сообщил в ходе заседания коллегии Счетной Палаты аудитор Александр Филипенко.
Кроме того, не завершены мероприятия по оформлению земельно-имущественных отношений, не проведены межевание и инвентаризация земель. По представленной аудитором информации, общая площадь земель особых экономических зон по состоянию на 1 декабря 2013 года составляла 267 821,2 га. При этом субъектами и муниципалитетами в управление и распоряжение Минэкономразвития России было передано только 16,6 % земельных площадей (44 566,9 га). В свою очередь Минэкономразвития России передало в управление ОАО «Курорты Северного Кавказа» 16,5 % (44 104,7 га) земель. «Таким образом, даже при столь малой доле переданных субъектами земель, часть площадей осталась не переданной от Минэкономразвития ОАО «Курорты Северного Кавказа», - заявил Александр Филипенко.
Оформление земельно-имущественных отношений влияет на начало процесса реализации проекта по созданию туристического кластера и приводит к срыву сроков подготовки проектов планировки территорий туристско-рекреационных особых экономических зон и иной градостроительной документации, не позволяет обеспечить эффективное осуществление работ по привлечению инвестиций.
Всего в 2010-2013 годах из федерального бюджета было направлено в качестве взноса Российской Федерации в уставный капитал ОАО «Особые экономические зоны» для внесения в уставный капитал ОАО «Курорты Северного Кавказа» с целью создания туристического кластера 19,8 млрд. рублей. Однако ОАО «Курорты Северного Кавказа» к строительству объектов инфраструктуры на территории созданного туристического кластера не приступило. «Единственный объект, который строится, - это гондольная канатная дорога, горнолыжные трассы и сооружения для горнолыжного комплекса «Архыз»», - отметил аудитор.
На Коллегии также отмечалось, на сегодняшний день не заключено ни одного соглашения об осуществлении туристско-рекреационной деятельности с резидентами особых экономических зон, в то время как привлечение резидентов является одной из функций управляющей компании. В этой связи аудитор напомнил, что в этом случае закон допускает досрочное прекращение существования особой экономической зоны в случаях.
По итогам обсуждения Коллегия Счетной палаты пришла к выводу, что Минэкономразвития России и ОАО «Курорты Северного Кавказа» не принимают достаточных мер для реализации проекта развития туристического кластера. «За 9 месяцев 2013 года расходы ОАО «Курорты Северного Кавказа» на инвестиционную деятельность составили всего 20,2% от запланированного на эти цели объема», - резюмировал Александр Филипенко.