Хорватия намерена побороться за российского туриста,. О том, с какими ожиданиями по российскому рынку хорватский турбизнес встречает это лето, в интервью «Вестнику АТОР» рассказал г-н Райко Ружичка, глава представительства по туризму Республики Хорватии в России.
- В начале этого года планировался ребрендинг Хорватии, чтобы привлечь в страну российских туристов. Как продвигается этот проект?
- К сожалению, российский турпоток в Хорватию последние два года падает. В 2014 году мы приняли чуть более 147 тысяч туристов из России. Основная причина сокращения русского рынка – введение виз для россиян в 2012 году. В прошлом году эта тенденция еще усугубилась кризисом, который дает о себе знать и сегодня.
В этой ситуации мы поняли, что продвигать Хорватию так, как мы это делали раньше, дальше нельзя. Это просто не работает. Чтобы повысить турпоток, нам надо решить несколько проблем. Во-первых, это слишком короткий сезон для россиян в Хорватии. По сути, туристы из России активно едут в Хорватию в течение всего двух месяцев - в июле и августе. Этого, конечно же, недостаточно. В Хорватии много интересных мест, видов отдыха, которые могут быть привлекательными круглый год. Их мы прежде не промотировали. Так что в рамках нашей новой стратегии продвижения, - можем даже назвать ее антикризисной стратегией, - мы будем продвигать Хорватию как летнюю дестинацию, где есть все для пляжного отдыха, а также как страну, в которой можно отдыхать в течение всего года. Эту концепцию мы называем «Хорватия 365».
Одно из направлений в рамках концепции «Хорватия 365» мы уже начали рекламировать – это оздоровительный туризм, для которого есть большой потенциал. Есть и другие направления, которые мы в этом году начинаем, а в следующем – усиливаем.
Этой осенью, ближе к концу года, мы планируем представить итоги большого ребрендинга имиджа Хорватии. У нас есть уже новый слоган. Сейчас мы разрабатываем новый визуальный ряд.
- Как вы оцениваете российский рынок в этот кризисный период?
- Российский рынок имеет свои особенности. Прежде всего, и туристы и туроператоры бронируют достаточно поздно. А в этом году это происходит еще позднее, чем это было в предыдущие годы. Мы считаем, что это происходит из-за ситуации с рублем.
Если говорить о прогнозах, то крупные игроки – TUI, «Библио Глобус», ПАКС, как работали, так и работают. Падения турпотока по ним мы не ожидаем. По крайней мере, это должны быть результаты на уровне прошлого года. А вот что касается средних и маленьких туроператоров, то здесь мы предполагаем падение до 20% к уровню прошлого года. Это связано с тем, что часть компаний, работающих на хорватском направлении, ушли с рынка. Особенно это касается Санкт-Петербурга, где не осталось чартерных программ. Кстати, мы считаем, что банкротство ряда туроператоров породило еще один тренд: часть туристов, которые прежде покупали туры через турфирмы, теперь путешествует в Хорватию самостоятельно, приобретая билеты и бронируя гостиницы.
Мы это видим по информации из наших визовых центров и консульских служб, число обращений в которые за визами возросло.
Я оптимист. По нашим данным 85% российских туристов – возвратные. Так что мы надеемся, что, как минимум, 85% туристов, побывавших в Хорватии в прошлые годы, вернутся в этом. А оставшиеся 15% мы постараемся добрать.
- Готовы ли хорватские отельеры снижать цены для российского рынка? Или им проще заменить туристов из России постояльцами из других стран?
- За два года снижения спроса из-за введения виз хорватские отельеры нашли варианты заместить часть российкого турпотока. Но все равно – туристов из России, конечно же, не хватает. И дело здесь не в количестве клиентов. Русский турист – это не просто номер в гостинице. Это клиент, который любит потратить деньги в ресторанах, поехать на экскурсии, купить сувениров. С одной стороны, да, в хорватских отелях стало больше немцев, австрийцев и англичан. Но это не тот турист, которого наши отельеры хотели бы видеть. Поэтому наши гостиницы реально заинтересованы в российских туристах. С другой стороны, часть из наших отельеров в прошлом году «попали на деньги» из-за банкротств туроператоров. Так что, в этом году они будут более осторожны, и их тоже можно понять.
- Ожидаются ли какие-то изменения в визовой политике Хорватии?
- Мы вступили в Евросоюз, поэтому без виз нам не обойтись. Так вышло, что в первый год в ЕС нашу визу можно было сделать только в Москве. Отсюда были сложности для тех, кто ехал из Санкт-Петербурга, Екатеринбурга или Новосибирска. В течение двух последних лет Хорватия открыла 19 визовых центров по всей России. Сейчас эта система работает безупречно. Визы выдаются в течение 3-5 рабочих дней. Хорватскую визу получить по сравнению с визами в ту же Францией или Германию – проще. Однако это национальная хорватская виза, так что по ней в ту же Италию не поедешь.
С другой стороны, в Хорватию можно въехать без проблем и по шенгенской мультивизе, тем более, что сейчас у многих есть открытые
годовые или на более длительный срок шенгенские визы. Это упрощает и без того несложную процедуру визового въезда в Хорватию.
Отмечу еще раз, что Хорватия – это молодая страна в ЕС, поэтому мы пока не можем позволить себе каких-то визовых послаблений. Мы еще не в Шенгене. Так что ничего такого радикального в визовом вопросе мы россиянам пока предложить не сможем.
- Какой совет Вы дали бы туроператорам, которые уже продают или пока не решаются начать реализовывать туры в Хорватию? В чем преимущества хорватского турпродукта?
- Хорватия – это одна из самых красивых средиземных стран. Это славянская страна. Это безопасная страна, в которой русский турист будет чувствовать себя комфортно. Через пару дней он уже будет понимать, о чем говорят вокруг. Он будет среди своих. У нас прекрасное чистое море. Много прекрасных островов. Много красивых городов. Много маршрутов для экскурсий, поездок на автомобиле. Так что приезжайте!