По итогам первых пяти месяцев 2015 года среди российских туристов, пользующихся в зарубежных поездках кредитными картами, прослеживаются две основные тенденции. Во-первых, траты наших соотечественников сократились, во-вторых, происходит отчетливая переориентации россиян с «евровых» направлений на страны ближнего зарубежья. Казахстан, Грузия и Армения впервые вышли на первый план предпочтений наших отдыхающих.
На первом месте, по сообщению аналитиков Ситибанка, находится Казахстан, где россияне потратили на 78% больше денег, чем в прошлом году. В Грузии этот показатель вырос на 69%, а в Армении – на 24%. В этих странах российские туристы тратились, в основном, на размещение и развлечения – рестораны, казино, бары, дискотеки. Отдыхающие в Казахстане стали чаще обращаться к индустрии красоты (+242%), а в Грузии россияне любят попытать удачу в казино (+169%). Кроме того, в Грузии популярной статьей расходов стала аренда автомобилей (+ 808%).
По данным исследования, меньше всего наши сограждане стали тратить на кожгалантерею (объем трат снизился на 50%), ювелирные изделия (–51%) и спортивные товары (–48%).
Такое резкое снижение операций, сделанных по кредитным картам за рубежом, отмечается впервые за все время проведения исследований, как сообщил руководитель Департамента стратегического анализа и управления взаимоотношениями с клиентами Ситибанка Россия Дмитрий Коловский. За пять месяцев текущего года показатель снизился на 27%.
ТОП-5 стран, где россияне оставляют больше всего денег, не изменился: США, Италия, Великобритания, Финляндия, Франция. Однако все эти направления отмечают спад российского турпотока. В Италии в первые пять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом года прошлого, число операций, осуществленных в местных торговых точках, сократилось на 50%. Соответствующий показатель снизился на 53% в Финляндии и на 48% во Франции. В Великобритании объем трат в британских магазинах сократился на 32%, и в США – также на 32%.
А вот в Нидерландах, как ни странно, на 157% увеличилось количество покупок, совершенное российскими туристами. «Категория «такси» занимает второе место после гостиниц, на ее долю приходится 12% от общих трат в Нидерландах. В этой категории наибольший рост показывает компания Uber (рекордные 1448%). Также резко увеличился объем трат в категории «Казино, лотерея» – почти в 20 раз. В то же время, туристы из России стали гораздо меньше тратить на одежду и обувь: эта категория занимает третье место от общего объема трат (12%), падение объема трат, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, составило –28%.
Изучив демографию транзакций по кредитным картам, аналитики банка пришли к выводу, что москвичи продолжают больше путешествовать, чем жители Санкт-Петербурга и региональных городов России, хотя и здесь наблюдается тренд на понижение в объеме трат и в количестве транзакций, сделанных за рубежом. Число москвичей, выезжающих за рубеж, снизилось на 20%. Для жителей Санкт-Петербурга и региональных городов этот показатель составил 28%.