Железнодорожный туризм активно возвращается на большой туристический рынок. Большая заслуга в этом компании «РЖД Тур», которая поступательно наращивает портфель железнодорожных туров и географию маршрутов. О том, как этот специализированный туроператор работает в 2015 году и чем еще готовится порадовать туристов, в интервью «Вестнику АТОР» рассказал Александр Львов, заместитель генерального директора по развитию «РЖД Тур».
– Позади – большая часть активного туристического сезона. Как он складывается для «РЖД Тур»? Какие интересные тренды вы можете отметить, как сегодня наши соотечественники относятся к путешествиям по железной дороге?
– Могу сказать, что ситуация на туристическом рынке по-прежнему отличается нестабильностью. По отдельным направлениям есть повышение спроса, по другим наблюдаются провалы, которые по большей части трудно прогнозировать. Безусловно, можно говорить о повышении интереса россиян к внутреннему туризму и в том числе к путешествиям по железной дороге. Это обусловлено многими факторами, в числе которых – невозможность выезда некоторых категорий граждан за границу.
– «РЖД Тур» в этом сезоне активно продвигает туристические поезда, которые охватывают различные города России. Сколько городов уже подключено к этому проекту?
– Действительно, продвижение туров выходного дня на специальных туристических поездах и в прицепных вагонах к поездам регулярного сообщения является на сегодняшний день одной из приоритетных задач «РЖД Тур». В проекте участвует много городов. В первую очередь это Самара, Екатеринбург и Казань, а также Нижний Новгород, Москва, Ростов-на-Дону, Волгоград, Пенза, Саранск, Тобольск, Новосибирск и другие.
В некоторых случаях мы организуем отдельные туристические поезда – например, в майские праздники специальные составы с туристами выехали из Екатеринбурга в Казань и из Самары в Волгоград. Также мы организуем туры с использованием прицепных вагонов. В осенний период текущего года и на будущий год мы планируем расширять географию, подключаем к проекту северное направление – Ярославль, Вологду, юго-восточное направление – Воронеж, а также уральские города – Тюмень, Челябинск, Златоуст.
– Чем проект туристических поездов, по вашей оценке, может быть интересен региональным турфирмам? На какую комиссию и прочие преференции они могут рассчитывать?
– «РЖД Тур» активно развивает региональную сеть представительств. На сегодняшний день компания присутствует в Самаре, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Ростове-на-Дону и Иркутске. Проект туристических поездов интересен и региональным туристическим операторам, и туристическим фирмам. В первую очередь, работа ведется через туристические агентства на комиссионной основе.
Вопрос комиссионного вознаграждения — это, конечно, коммерческая тайна. Но могу сказать, что существует некая прогрессивная шкала: процент комиссионного вознаграждения зависит от объема реализации тем или иным туристическим агентством.
– Как вы оцениваете в этом году загрузку туров в южных направлениях – Сочи, курорты Краснодарского края? Насколько они конкурентоспособны по сравнению с авиатурами? Будут ли ближе к концу сезона какие-то спецпредложения в рамках этих продуктов?
– Прежде всего, необходимо отметить более чем успешный проект «РЖД Тур» и туроператора «Библио Глобус» по формированию специальных туристических поездов, которые весь летний сезон, раз в четыре дня, курсируют по маршруту Москва – Анапа – Москва.
Мне сложно говорить о степени конкурентоспособности с авиацией, но необходимо отметить, что поезда регулярно уходят заполненными практически на 100 %. Поскольку билет на поезд продается только в туристическом пакете, можно говорить о достаточно высоком спросе на туры с железнодорожной перевозкой. В рамках такого продукта туристы получают услугу перевозки и пребывания в городе-курорте. В отдельных случаях в стоимость туристического продукта включена стоимость питания в пути следования или анимация, но это по желанию заказчика.
Специальные предложения периодически появляются, но в настоящее время в них нет необходимости, так как и без этого спрос на услуги достаточно высокий.
– «РЖД Тур» традиционно предлагает линейку туров, связанных с путешествиями в новогодние праздники. Какие новинки можно ожидать в этом сезоне? Когда стартуют продажи этих продуктов?
– Как и в предшествующие годы, в новогодний период мы будем осваивать, прежде всего, три направления: Великий Устюг, города Финляндии (Рованиеми, Куопио, Коувола, Кеми) и Сочи. Будет предлагаться туристический продукт с железнодорожной перевозкой в чартерных вагонах и поездах, с возможностью раннего бронирования. По отдельным направлениям продажи уже стартовали. Всю новогоднюю программу мы планируем выставить до конца августа.
Что касается новых направлений, в настоящее время мы обсуждаем с региональными туристическими операторами вопрос отправления поездов в Кострому, на родину Снегурочки, и в Киров, на родину Кикиморы Вятской.
– Расскажите, пожалуйста, как развивается проект путешествий на ретропоездах. Из каких еще городов, помимо Москвы, Санкт-Петербурга, Ростова-на-Дону и Иркутска в ближайшие годы могут стартовать такие туры? Хватит ли на всех ретротехники?
– Проект путешествий на ретропоездах развивается весьма активно. Паровозные туры пользуются спросом у населения и вызывают интерес не только у взрослых, но и у детей.
Осенью стартует новый проект, с использованием поезда на паровой тяге, по маршруту Екатеринбург – Златоуст – Екатеринбург. Постоянно расширяется линейка ретротуров из Москвы. В частности, сейчас разрабатывается двухдневный тур с посещением Ярославля и Ростова.
Что касается ретротехники, ОАО «РЖД» сегодня вкладывает немалые средства в развитие ретродвижения и в восстановление паровозов. Поэтому техники точно хватит!
– Будет ли «РЖД Тур» продвигать событийные туры, особенно, принимая во внимание ряд крупных спортивных соревнований в России – ЧМ по хоккею в 2016 году, и, конечно же, ЧМ по футболу в 2018 году?
– Да, наша компания будет продвигать такие продукты. Буквально пару недель назад состоялись туры на чемпионат мира по водным видам спорта в Казань из Екатеринбурга, Москвы и Нижнего Новгорода. И, безусловно, мы планируем организовать туристические поезда на Чемпионат мира по футболу 2018 года, ведь он будет проходить в 11 городах России. Железнодорожный транспорт станет главным связующим звеном.
«РЖД Тур» активно участвует в проработке вопроса организации перевозок болельщиков совместно с оргкомитетом чемпионата мира по футболу, транспортной дирекцией чемпионата и компанией MATCH Hospitality, которая является официальным и единственным дистрибьютором билетов на матчи ЧМ по футболу 2018 года. Совместно обсуждаются вопросы организации перевозок групп пассажиров по заявкам западных туристических компаний и индивидуальных болельщиков.
– Как вы выстраиваете сотрудничество с туристическими агентствами? На какие преимущества работы с «РЖД Тур» вы бы обратили их внимание? Готовы ли вы помогать агентам в продвижении ваших продуктов?
– Мы активно участвуем в road show и туристических выставках, проводим презентации для партнеров, в том числе выездные, организовываем вебинары на различных площадках. Все это позволяет обеспечивать качественный контакт с партнерами.
Компания привлекательна, прежде всего, ввиду своей надежности, так как входит в холдинг «РЖД». При организации наших туров используется подвижной состав материнской компании – АО «ФПК». Страховые риски сведены к минимуму, безопасность обеспечивается на самом высоком уровне.
– Компания занимается и международными направлениями. Сегодня это путешествия Москва – Ницца и Москва – Париж, а также туры в Финляндию. Будет ли «РЖД Тур» и дальше развивать выездные направления?
– В новогодний период «РЖД Тур» традиционно назначает специальные туристические поезда в направлении Западной Европы – Польшу, Чехию, Венгрию, в летний период возим туристов в Монголию и Китай.
– Как, по-вашему, будет развиваться в дальнейшем железнодорожный туризм в России? За счет чего железнодорожный туризм может конкурировать с автобусными турами, авиатурами?
– Потенциал железнодорожного туризма в России крайне высок, поскольку до недавнего времени он был совершенно не развит. Поэтому развитие будет идти в геометрической прогрессии, география туров будет расширяться, за счет привлечения к участию в проекте не только городов – столиц регионов, но и менее крупных центров. Стоимость железнодорожной составляющей будет зависеть непосредственно от объема заполняемости поездов.
Если говорить о конкуренции с автобусными и авиатурами, необходимо отметить, что путешествие на поезде – это наиболее безопасный и пунктуальный способ перемещения. Кроме того, это удобство, так как пассажир находится в достаточно объемном личном пространстве, чего нельзя сказать об иных транспортных средствах. Пассажиры могут различным образом проводить время в процессе путешествия, наслаждаться видами за окном.
По сравнению с авиатурами, железнодорожные хороши также тем, что отдых начинается уже в поезде. Не надо ехать в аэропорт, проходить процедуру досмотра, ждать рейс в случае его задержки, что в сфере авиаперевозок не редкость. Кроме того, важно помнить, что при путешествии на поезде наносится значительно меньший вред окружающей среде.