Аэрофобия (страх полета) свойственна большинству авиапассажиров. Так уже устроена человеческая психика – на земле мы чувствуем себя намного комфортнее. После каждого авиапроисшествия, особенно, если в нем есть погибшие, этот страх обостряется. Что делать туристам, уже купившим тур, отказаться от долгожданного отдыха? Руководитель службы психологической помощи АТОР Алла Товстопят дает несколько советов, как справиться с тяжелыми последствиями стресса.
– Алла Евгеньевна, все люди боятся летать на самолете, или все же кто-то больше других подвержен паническим настроениям?
– На самом деле большинство людей с опаской относятся к полетам. Но, конечно, особенно остро реагируют на сообщения об авиапросшествиях те, у кого развита аэрофобия. Пищу для ее развития дает любая негативная информация, особенно, если, как сейчас, происходит крупная авиакатастрофа. У меня есть клиентка, которая не летает никогда. Я с ней работала, она начала уже готовиться к воздушному путешествию, планировала отпуск. Но недавние события вновь оживили ее страхи. Так бывает. С фобиями приходится долго разбираться, причем, делать это нужно под контролем специалиста. Не помогут ни самостоятельные сеансы аутотренинга, ни «проверенные средства» вроде алкоголя. Для того, чтобы помочь своей нервной системе прийти в норму, нужно обязательно обращаться к квалифицированному специалисту, вы же не занимаетесь самолечением, когда зубы болят, а идете к врачу.
– В автоавариях гибнет несоизмеримо больше людей. Только за 9 месяцев этого года в России в ДТП погибли почти 17 тыс. человек. Авиакатастрофы по всему миру за это же время унесли жизни 459 человек. То есть, статистика говорит как бы в пользу авиаполетов.
– Статистика не в силах повлиять на наши эмоции. Потерявшие близких в автоавариях горюют не меньше, чем те, кто оплакивает погибших в авиакатастрофах. Но тут действуют разные дополнительные факторы, например, такой: авиакатастрофы в средствах массовой информации преподносят гораздо объемней, это более громкое событие, как правило. И здесь тоже срабатывает подсознательный страх полетов. Аэрофобия – чувство иррациональное. Умом мы можем понимать цифры, осознавать факты, но страх побороть, тем не менее, сложно. Мы все, когда садимся в самолет, в той или иной степени немножко волнуемся. Так сложилось, что человек уверенней себя чувствует на земле, чем в воздухе. Признаюсь вам, что психотерапевты тоже мысленно желают и себе, и всем попутчикам, и экипажу, чтобы количество взлетов было равно количеству посадок. Некоторые люди предпочитают успокаиваться алкоголем. Мне кажутся более оправданными другие сосудорасширяющие средства (валокордин, корвалол, успокоительные на травах).
Способы победить страх есть, но для каждого они индивидуальны, нет волшебной универсальной «таблетки». Страх – это реакция нервной системы на определенное событие. У всех реакция разная, разные страхи.
– После катастрофы, которая произошла несколько дней назад, туристические агентства сообщают об отказах некоторых туристов лететь в запланированный отпуск, есть примеры, когда люди в панике предъявляют невыполнимые требования («Посадите меня и детей в разные самолеты»). Как общаться с такими клиентами, как им помочь?
– Есть две причины, по которым человек в сложившейся ситуации звонит в агентство: потребность разделить с кем-то сильную тревогу и начинающуюся тенденцию к паническим атакам или, действительно, желание отказаться от поездки и получить обратно деньги. Зачастую на волне эмоций люди до конца сами не понимают, на что же они, в итоге, готовы решиться. Поскольку сотрудники туристических агентств не проходили специальную подготовку, им, конечно, нелегко. Потому что главная задача как раз состоит в том, чтобы определить цель, с которой человек на самом деле заговорил об отмене поездки.
Если вы понимаете, что собеседнику просто нужно поделиться своими страхами и переживаниями, постарайтесь не поддаться раздражению, даже если человек нервничает и говорит с вами на повышенных тонах. Проявите сочувствие и будьте терпеливы. Если же вы понимаете, что турист твердо настроен отказаться от поездки, следует внятно и спокойно объяснить, на каком юридическом основании он может (или не может) это сделать.
Я знаю, что легко сказать «нужно сохранять самообладание», но на практике это очень даже непросто. Однако, только так возможно выйти на конструктивный диалог. Человеку можно сказать: «Мы поддержим любое ваш решение, но… (это ключевое слово), может быть, все же лучше отдохнуть, чем находиться в стрессе». Можно смело перечислять преимущества комфортного отдыха: «У вас будет комфортабельная гостиница, солнце, отдых, вы расслабитесь и восстановите силы». Такой конструктивный подход поможет человеку успокоиться и, возможно, он примет решение потратить свой отпуск на релакс и отдых, а не на просмотр новостных репортажей.
Помните, что в беседе не надо все время повторять «не волнуйтесь». Человек и сам прекрасно понимает, что лучше быть спокойным, чем встревоженным. В конце концов, это для здоровья полезней. А вот найти способ «не волноваться» могут не все. Наша задача помочь тем, кто к нам обратился. И лучший способ – перенести акцент со страхов и негативных сценариев – на то, что отзывается в сознании и подсознании теплом и удовольствием – солнце, море, безмятежность, покой, расслабление и так далее.
Тем, кто нашел в себе силы и сел в самолет, нужно найти свой способ не поддаваться иррациональной панике: кому-то проще музыку послушать, кто-то специально не спит перед полетом, чтобы легче было уснуть в самолете, кто-то фильмы смотрит и таким образом переключает внимание.
Если у человека есть достаточная мотивация «хорошо отдохнуть, получить заряд эмоций, перезагрузиться», то его психика приведет к тому выбору, который для него оптимален. Мы все подвержены эмоциям, мы все не идеальны, но наш организм – очень мудрый, он все может сделать за нас, дайте ему только хорошую команду. Скажите себе: «Я хочу сделать это спокойно». Дайте своему организму запрос: что ему нужно для достижения спокойного состояния, и внимательно прислушайтесь к ответу. Берегите себя и верьте в лучшее.
Вниманию сотрудников туристических агентств: если у вас есть вопросы к сотрудникам службы психологической помощи АТОР, пишите нам по адресу ator@atorus.ru, не забудьте указать ваши контакты. Наши специалисты с вами свяжутся.