Ожидаемый бум внутреннего туризма может стать для российских отельеров возможностью получить «своего клиента». В преддверии начала сезона топ-менеджеры со всей России приедут на Отельный форум Hotelbook: «Кому в российских отелях жить хорошо?», в рамках которого постараются выяснить, как сделать туриста возвратным.
«Вестник АТОР» побеседовал с организаторами Форума – гендиректором UTS Group Алексеем Крыловым и директором департамента специальных проектов UTS Group Ольгой Семафоровой о состоянии российской гостиничной индустрии и задачах Форума.
– В преддверии летнего сезона говорят о росте в сегменте внутреннего туризма. Предполагается, что многие россияне предпочтут отправится на отдых в российские субъекты. Данные Hotelbook подтверждают этот прогноз?
А. Крылов: Да, подтверждают!
– Основной приток туристов ожидается на курорты российского побережья Черного моря или туристы рассматривают варианты отдыха и в других регионах?
А. Крылов: Нет, не только. Надо сказать, что большое количество туристов хочет не только отдыхать на море, но и путешествовать по местам, связанным с познавательным и экскурсионным туризмом — это Санкт-Петербург, Калининград, Алтай, Татарстан (Казань). Думаю, что зоны курортных городов точно ощутят наплыв туристов, а именно – санатории, пансионаты и дома отдыха.
– Не так давно многие «внутренние туристы» при организации путешествия рассматривали размещение в частном секторе. А что сегодня представляет собой российский рынок объектов размещения?
А. Крылов: Спрос на частный сектор однозначно увеличился. Конечно, останется доля тех, кто принимает решение уже на месте, по прибытии на вокзал, но все-таки на сегодняшний день есть специальные сайты и ресурсы, которые активно продвигают эту услугу. Многие частные отели, индивидуальные средства размещения, квартиры, апартаменты, распространяют и выкладывают информацию, что позволяет многим туристам самим ориентироваться в большом ассортименте объектов размещения. Люди, в большинстве своем, стараются организовать отдых заранее, тем более, что многие путешествуют на машине, а, следовательно, они не соприкасаются с железными дорогами и авиационным узлом.
– Эксперты отмечают, что гостиничный рынок неоднороден: если на популярных курортах можно найти отели на любой вкус и кошелек, то во многих городах выбор невелик, а те немногие объекты, которые предлагают свои услуги, к сожалению, не дотягивают по качеству до желаемого уровня. Какие пути решения этой проблемы вы видите?
А. Крылов: Я бы не стал говорить, что это проблема. Сейчас ситуация складывается таким образом, что объекты, которые по качеству и по сервису не дотягивают до своего уровня, априори стоят дешевле. В общем-то, должен быть и дешевый сегмент: отели и какие-то guesthouse. Должны быть и среднего уровня, и дорогие. Плохо, когда отели низкого качества берут высокую цену в самый пик сезона и, наверное, в этом году подобное будет отмечаться полтора-два месяца: в конце июля-августа и новогодние праздники, когда порядка 40-50 млн туристов одновременно куда-то поедут отдыхать. Для многих отелей это та самая жатва, когда один месяц кормит весь год – от этого никуда не деться.
Пока есть объективные трудности, у туристов не так много выбора – все-таки загранпаспорта у нас имеют всего 20% населения, поэтому оставшиеся 80%, так или иначе, вынуждены довольствоваться тем, что есть в нашей стране. Но со временем, я уверен, все будет меняться. Данная ситуация подтолкнет отельеров и девелоперов вкладывать деньги в отели разного формата: частные, мини-отели или крупные отельные комплексы. По крайней мере, это четкий сигнал того, где и какого уровня необходимо строить отели.
– Совсем скоро у отельеров со всей России появится возможность обменяться опытом со своими коллегами. 25 марта 2016 года в ЦВК «Экспоцентр» в 10:00 состоится Отельный форум Hotelbook: «Кому в российских отелях жить хорошо?» Какими вы, как организаторы, видите задачи Форума?
О. Семафорова: Основная задача мероприятия – обмен опытом в преддверии летнего сезона. Отельеры прогнозируют этим летом повышенный спрос и хотят быть готовы ответить потребностям клиента. Уже сейчас мы часто слышим от топ-менеджеров отелей, что все номера на «пик» сезона распроданы. Теперь отельерам необходимо обеспечить для своих гостей то качество, которые они ждут.
– Кто примет участие в Форуме?
О. Семафорова: Мы пригласили отельеров со всей России – от Калининграда до Владивостока. Форум посетят руководители отелей, топ-менеджеры, представители PR-служб и служб анимации. То есть все, кто организует отдых российских туристов. Вторая категория участников Форума – event-агентства и школы анимации.
– Основная заявленная тема Форума – клиент. В этом году многие российские отельеры увидят новый для себя тип клиента – туриста, привыкшего к зарубежному сервису. Речь идет, в том числе, о развлечениях на территории отеля. В большинстве турецких, египетских отелях анимация – неотъемлемая часть отдыха, но в России направление еще не столь развито. Каким вы видите будущее этого сегмента в российских регионах? Обучения аниматоров и введение анимации в отелях будет обсуждаться на Форуме?
О. Семафорова: В Форуме примут участие представители Школ анимации и готовые анимационные команды, которые уже готовы активно работать в этом летнем сезоне. Честь им и хвала – они вносят невероятный вклад в развитие данного направления. В России есть достаточно отелей высокого уровня, в которых очень сильные анимационные программы. Все зависит от политики самого отеля и лидера анимационной команды. Есть команды, которые готовят программы в течение сезона и работают только в летний период в отеле.
Наш Фестиваль анимационных команд, который проводится в рамках Форума, интересен именно тем, что все команды-участники разные и у каждой есть свои «фишки» и «изюминки». Жюри будет непросто выбрать победителя, поэтому мы приняли решение проводить голосование в два этапа. Важная роль отводится зрителям – им предстоит отдать свои голоса за лучшую команду. Анимация в российских отелях развивается с 2002 года, но есть отели, где к услугам профессиональных аниматоров еще не прибегали. Безусловно, есть категория отелей, у которых иные задачи и определенная целевая аудитория, поэтому им анимация попросту не нужна. Именно об уровне отельной анимации в России сегодня и в перспективе мы будем рассказывать на Практикуме анимационных программ во время Форума.
– Насколько перспективно это направление в России? Аниматоры нужны только на курортах? Или другим регионам стоит также обратить внимание на эту услугу?
О. Семафорова: Отели любого региона России, ориентированные на семейный, молодежный и детский отдых, нуждаются в качественных анимационных программах и персонале. Присутствие анимационной составляющей дает возможность отелю предлагать дополнительные услуги, в которых сегодня нуждаются туристы. Большой ассортимент возможностей, предлагаемый для отдыху клиенту, даст наивысший результат отелю.
– Где в России сейчас больше всего представлены аниматорские программы? На кого нужно равняться другим регионам?
О. Семафорова: Практически по всему черноморскому побережью – от Анапы до Адлера – располагаются отели с профессиональными командами аниматоров, также хочу отдельно отметить Подмосковье. Конечно, не только команды из Москвы и Краснодарского края принимают участие в VIII Всероссийском фестивале анимационных команд, но и из других городов страны, таких, как Екатеринбург и Рязань. Мы готовы помогать всем заинтересованным сторонам!