Европейский парламент на пленарной сессии в Страсбурге 14 апреля утвердил директиву о Европейском реестре данных авиапассажиров (PNR), который должен стать действенной мерой в борьбе с международным терроризмом и организованной преступностью. Ранее создание реестра было одобрено со значительными оговорками Комитетом по гражданским правам Европарламента.
Речь идет о сборе и последующем анализе данных на всех пассажиров (включая имена, маршруты перелетов, данные об оплате, багаже и т. д.), совершающих авиаперелеты в Европу и из Европы, и использовании этих данных полицией и спецслужбами. При этом Франция, которая сыграла ведущую роль в принятии Европейского PNR, внесла предложения, направленные на повышение эффективности указанной программы: продолжительность хранения данных должна составлять пять лет, а сама программа должна также распространяться на внутри-европейские, а также чартерные рейсы (ранее проект директивы не касался внутренних рейсов в пределах стран ЕС).
Целью Европейского реестра данных авиапассажиров является выявление лиц, которые ранее не подозревались в терроризме, но при этом анализ данных позволяет предположить, что они могли бы участвовать в таких актах, и тем самым инициировать расследование. Далее государства-участники сами решают, следует ли уведомить об этом другие страны. Таким образом, этот новый инструмент будет реализован не путем создания общеевропейской базы, а посредством национальных систем с обменом информацией между различными государствами только в случае необходимости.
Компания «Парижские аэропорты» (Groupe ADP), по словам ее генерального директора Огюстена де Романе, развернула дополнительные меры безопасности после брюссельских терактов. В настоящее время в аэропортах работают профайлеры – профессионалы, выявляющие потенциальных террористов по признакам «аномального поведения», на очереди – внедрение системы идентификации и распознавания лиц на этапе паспортного контроля.
Прочие меры, направленные на повышение уровня безопасности в аэропортах, включают выборочный контроль багажа и ручной клади, кинологическое патрулирование и более широкое использование средств видеонаблюдения в различных зонах аэропортов. Отвечая на вопрос о возможном увеличении аэропортового сбора для финансирования мер безопасности, Огюстен де Романе заверил, что он проследит «за тем, чтобы увеличение, если оно и состоится, было минимальным».