В Москве полным ходом реализуется программа благоустройства «Моя улица». Центр города превратился в большую стройплощадку: основные многие улицы частично перегорожены и перекопаны. Туристам стоит быть готовым к затруднениям при передвижении по городу и к тому, что далеко не вся историческая Москва сейчас доступна для прогулок.
На прошлой неделе началось благоустройство Боровицкой площади и Кремлевской набережной. Сейчас работы идут на всех 59 улицах, которые планируется отремонтировать в этом году. Гостям и жителям города приходится передвигаться по узким коридорам между баннерами, а порой и по огороженной проезжей части. Туроператоры стараются организовывать групповые автобусные экскурсии по воскресеньям, когда по центру города можно свободно проехать, а парковка ― бесплатная. В компаниях утверждают, что гости столицы с пониманием относятся к временным неудобствам. Однако путешественникам стоит быть готовыми к тому, что традиционные виды исторической части Москвы этим летом могут оказаться недоступны.
Час-пик по системе «Все включено»
Частично перекрыта Тверская улица и Пушкинская площадь. Идут работы и на Тверском бульваре, а также на части Бульварного кольца. На центральном участке Нового Арбата для проезда автотранспорта осталось по две полосы в каждую сторону. Его пешеходная часть по нечетной стороне, где располагается множество кафе и ресторанов, наполовину перегорожена. Там практически не осталось летних веранд, популярных у москвичей и туристов в хорошую погоду, а из тех, что доступны для гостей, открывается сомнительный вид на стройку.
С севера и северо-запада Москвы стало сложнее добраться до Кремля из-за пробок. Постоянные заторы происходят и на Моховой улице, на Бульварном и Садовом кольцах. Стоит отметить, что из-за ремонтных работ, понятие «час-пик» в центре города оказалось размытым: одинаковые пробки наблюдаются и в 9-10 утра, и днем, и по окончанию рабочего дня (17:00-18:00), и в 21:00. Еще один момент, который обязательно стоит иметь в виду: по воскресным дням на ремонт нередко закрывается часть центральных станций метро. Как правило, об этих неудобствах сообщают накануне выходных.
Под угрозой штрафа
«Наша экскурсионная программа реализуется в полной мере, там, где необходимо – выбираем пути объезда. До экскурсионных объектов добираемся. У туристов традиционно популярны Кремль, Третьяковская галерея, Останкинская телебашня, в последнее время растет интерес к «Москва-Сити», ― рассказал генеральный директор компании «Дельфин» Сергей Ромашкин. Он добавил, что, возможно, у туристов возникают трудности, когда по вечерам они самостоятельно отправляются на прогулки.
«Люди с пониманием относятся к ремонту на улицах, главное ― чтобы фасады зданий были открыты. В прошлом году я проводил экскурсии, когда рыли Спиридоновку, и туристы не возмущались», ― отмечает менеджер компании «Орфей» Илья Тихонов.
В то же время туроператоры отмечают ряд других проблем, актуальных для сегодняшней туристической Москвы. Основная ― это платная парковка. А сейчас, когда полным ходом идет благоустройство города, большая часть мест для стоянок оказалась недоступной.
«Парковка бесплатна только по воскресеньям. В будние дни невозможно проводить экскурсии: по переулкам не проехать и нигде не встать», ― посетовал Илья Тихонов. Эксперт также рассказал, что были случаи наложения штрафов на экскурсионные автобусы из-за сбоя в системе оплаты парковок. Последний раз, по его словам, такое произошло на Каретном ряду, расположенном, между благоустраиваемыми участками Садового и Бульварного колец.
Лучше по воде
Этим летом все чаще возникают задержки в движении даблдекеров ― двухэтажных туристических автобусов, которые обычно курсируют по центру города раз в 30-40 минут. Часть обоих экскурсионных маршрутов пролегает как раз в зоне благоустройства, так что в будние дни такая периодичность становится практически утопией. Но и в выходные случаются проблемы.
«В минувшую субботу из-за пробок автобусы ходили примерно раз в час. Иногда на ходу водителю приходится менять маршрут, если проехать невозможно», ― рассказали «Вестнику АТОР» в компании City Sightseeing Moscow Ltd, которая организует автобусные экскурсии. На сайте оператора и вовсе написано, что «пробки ― наш союзник, а не враг, так как автобусы движутся со скоростью пробки, чтобы можно было рассмотреть и сфотографировать все красоты города».
В свою очередь, Москве экскурсионные маршруты на даблдекерах объединены с мини-круизами по городу на теплоходах (для этого в продаже имеется специальный комбинированный билет). Туристы могут сделать упор на речную прогулку, где никаких ограждений и перекрытий нет. Всего в программе задействованы 15 туристических автобусов и 40 теплоходов.
Еще один способ облегчить передвижение по городу ― обратиться за помощью к полицейскому (это особенно актуально для тех гостей, кто впервые приехал в Москву и заблудился среди зеленых строительных баннеров). Напопулярных маршрутах работает туристическая полиция: при необходимости стражи правопорядка на английском языке объяснят дорогу и помогут справиться с возникшими трудностями.
Качели вместо Тверской, или куда податься?
Из-за проведения работ по благоустройству, вместо традиционных туристических маршрутов гостям столицы предлагаются различные альтернативы. Например, посмотреть Тверскую улицу по маршруту «Охотный ряд – Пушкинская площадь» нынче толком не получится, но можно, к примеру, посетить Триумфальную площадь, где в прошлом году завершили работы по реконструкции и установили, несмотря на изначальные нарекания и споры, общественные качели.
Новый Арбат, где раньше была довольно широкая пешеходная зона, сейчас лучше обходить стороной. В качестве альтернативы можно прогуляться по Арату старому, первой пешеходной зоне Москвы с местным колоритом, уличными музыкантами, чтением стихов, фасадами старых зданий и летними верандами.
Многие столичные парки уже реконструированы: там появился бесплатный Wi-Fi, регулярно проводятся экскурсии и различные мероприятия (от пленэров до йоги и скандинавской ходьбы), в некоторых ― есть открытые бассейны. Обновился и ВДНХ, который больше не напоминает огромный рынок с заброшенными архитектурными шедеврами СССР. В ряде павильонов теперь, действительно, можно увидеть различные достижения народного хозяйства, а в эти выходные там открылся «Парк ремесел».
В центре города можно прогуляться по благоустроенным в прошлом году Мясницкой, Пушечной улицам, Кузнецкому мосту и др. Не стоит сбрасывать со счетов и Бульварное кольцо: на тротуаре и проезжей части идет ремонт, но на самих бульварах аллеи для прогулок и зелень не тронуты.
Когда лучше посетить Москву?
Идеальное время для путешествий в российскую столицу в этом году ― сентябрь. Именно к осени, а точнее ― ко Дню города ― завершится ремонт на большей части исторических улиц. Там появятся новые скамейки, брусчатка, стилизованные под «исторические» фонари.
Возможно, осень появятся в Москве и новые туристические достопримечательности. Так, доступными для гостей и жителей города планируют сделать некоторые уникальные археологические находки, обнаруженные во время реконструкции. В частности, стеклянным колпаком накроют деревянную мостовую Москвы XVII–XVIII веков, остатки которой были найдены на Тверской.
На отдельных участках продолжится и благоустройство. На Боровицкой площади только к ноябрю планируют поставить памятник князю Владимиру. Станет ли он новой достопримечательностью российской столицы, пока сказать сложно.
Также осенью в исторических районах города начнутся посадки деревьев, но работы по озеленению вряд ли принесут столько же сложностей для туристов, сколько реконструкция центральных улиц.
Столичные власти обещают, что новые прогулочные зоны и бульвары появятся на Новом Арбате и других улицах, на Тверскую вернутся липы, а Садовое кольцо начнет оправдывать свое название зелеными насаждениями.
Велика вероятность, что работы по благоустройству продолжатся весной и летом следующего года, однако, по плану ключевые исторические улицы города к этому времени уже должны быть отремонтированы.
Для справки
Mos.ru публикует полный список улиц, где на текущий момент идут работы по благоустройству:
Арбатская площадь; Большая Садовая улица; Большая Якиманка; Большой Кисловский переулок; Боровицкая площадь; Варшавское шоссе; Воздвиженка; Вознесенский переулок; Газетный переулок; Гончарный проезд; Знаменка; Калашный переулок; Каширское шоссе; Кремлёвская набережная; Крестовоздвиженский переулок; Кудринская площадь; Ленинградское шоссе; Ленинский проспект; Лубянская площадь; Малая Дмитровка; Малая Якиманка; Манежная; Можайское шоссе; Моховая; Народная улица; Настасьинский переулок; Никитский бульвар; Никитский переулок; Новинский бульвар; Новый Арбат; Оружейный переулок; Охотный Ряд; Петровские Линии; Петровский бульвар; площадь Арбатские Ворота; площадь Мясницкие Ворота; площадь Сретенские Ворота; Рахмановский переулок; Рождественский бульвар; Романов переулок; Рублёвское шоссе; Садовая-Кудринская улица; Садовая-Триумфальная улица; Смоленская площадь; Сретенский бульвар; Староваганьковский переулок; Страстной бульвар; Таганская площадь; Таганская улица; Тверская улица; Тверской бульвар; Театральный проезд; Трубная площадь; Тургеневская площадь; улица Серафимовича; Черниговский переулок; Чистопрудный бульвар; Якиманский проезд; Ярославское шоссе.