Как вести статистический учет в сфере внутреннего туризма обсудили в Санкт-Петербурге в рамках круглого стола под председательством руководителя департамента региональной политики и туризма Министерства культуры РФ Ольги Яриловой.
Вопросы статистики – одни из краеугольных в определении и развитии внутреннего туристического рынка. Ведь от качества и полноты информации – кого считать, как считать, сколько было туристов, какое количество денег они потратили – зависят и поступления в местные бюджеты и планы туроператоров и региональных властей по развитию турпотоков, и, наконец, и перспективы привлечения инвесторов, которым интересно строительство новых отелей или создание других объектов туристского притяжения.
Поэтому мероприятие, участниками которого стали руководители профильных комитетов и ведомств регионов, а также ТИЦ, собрало большую аудиторию. Обсуждение вышло жарким: несмотря на то, что новая методика учета будет внедрена уже в первом квартале 2017 г., вопросов у регионов по-прежнему много.
Недостатки существующей статистической системы
Чтобы создать новое, нужно понять, чем не устраивает прежний механизм. На этом в ходе своего выступления подробно остановился Павел Суслов, министр культуры и туризма Калужской области, который входил в состав рабочей группы по совершенствованию учета в сфере туризма при Минкультуры РФ. Задачей рабочей группы была разработка унифицированной формы мониторинга региональных туристских потоков. К тому же Калужская область была участником пилотного эксперимента по апробации новых форм мониторинга и учета. В эксперименте также принимали участие Новгородская и Тульская областями, а также Красноярским краем.
По словам г-на Суслова, есть три причины, по которым существующая методология требует замены. Во-первых, это сроки предоставления информации. Сегодня данные турфирм и гостиниц попадают к статистикам спустя 6-7 месяцев после отчетного периода, так что об использовании этих данных в оперативной работе говорить не приходится.
Во-вторых, Росстат по закону не может проводить наблюдения за малыми и микро-организациями чаще, чем раз в 5 лет. А ведь 80% субъектов туристкой деятельности имеют именно такие юридические формы существования. По этой причине нередко идет «угадывание» или досчет данных, что также влияет на качество информации.
И, в-третьих, при нынешней форме отчетности невозможно обратиться к первичным статистическим данным. «Глядя на цифры Росстата, мы просто не можем сказать, что за ними спрятано и почему они меняются. Так что нам нужна информация от первичного звена», - подчеркнул Павел Суслов.
Что будет нового
В итоге рабочая группа искала свою методику подсчета внутренних потоков, пытаясь «сосчитать» всех - и туристов и экскурсантов. И на этом пути то и дело возникали методологические сложности. Взять, например, базы отдыха, которые представляют услуги по рыбалке или охоте. Как поступать с объектами, которые оказывают туристские услуги, но где люди не остаются на ночь? В связи с этим было решено ввести определение внутреннего турпотока как совокупность туристов, экскурсантов и прочих лиц, которые воспользовались услугами предприятий туриндустрии за отчетный период.
Принципиально новое и то, что данные будут собираться со всех субъектов предпринимательской деятельности, включая и микро-организации, причем собираться - в разумные сроки. Осуществлять первичный сбор на местах будут специалисты муниципальных образований, которые будут вносить эту информацию в автоматизированную систему на региональном уровне. У респондентов на местах отпадет надобность ехать в областной центр для сдачи данных.
Появится в новом статистическом учете и такое понятие как «точка туристского притяжения» или «точка фиксации». Как пояснил еще один участник рабочей группы при Минкультуры Евгений Родионов, председатель комитета по туризму департамента культуры и туризма Новгородской области, точка фиксации – это один из основных критериев. «Это значит, что турист, посещающий или пользующийся услугами данной туристской организации, автоматически фиксируется без применения специальной формы учета – опроса или выборки», - подчеркнул он.
Станет понятнее и форма мониторинга: ее будут заполнять предприниматели и юридические лица, которые занимаются туристской деятельностью, предоставляют услуги по размещению туристов или услуги в сфере отдыха. Кстати, перечень объектов наблюдения сформирован в соответствии с кодами экономической деятельности (ОКВЭД), которые действуют с июля этого года.
Как было отмечено, учет организаторов событийных мероприятий будет вестись только по тем мероприятиям, которые включены в событийный календарь региона. Данные по музеям предоставляются в соответствии с федеральной формой о деятельности этих организаций.
Перечень объектов для наблюдения рекомендуется составлять на основании данных туристских или других отраслевых реестров. «Так что полнота сбора информации будет зависеть от качества этих баз данных», - подчеркнул г-н Родионов.
Изменятся и сроки предоставления информации. Так, объекты наблюдения будут передавать данные до 1 февраля года, следующего за отчетным периодом. Сводный отчет по субъекту должен быть сформирован до 20 марта года, следующего за отчетным периодом. Так что уже к концу первого квартала Минкультуры будет располагать своевременной информацией о внутренних туристских потоках в РФ.
Кроме того, в новой методологии будет учтена и деятельность ТИЦ (Туристско-Информационные Центры), которая вообще прежде не фиксировалась. Для ТИЦ создали специальную форму, которая будет утверждена приказом Росстата с 1 января 2017 г.
Как подчеркнула Ольга Ярилова, новая форма мониторинга региональных туристских потоков не отменит форм учета Росстата. «Эта форма не будет утверждена Росстатом и даже не будет утверждена приказом Министерства культуры. Но это будет методическое указание и конструктивное письмо Минкульты во все субъекты РФ. Отменять имеющиеся стандарты статистики пока никто не собирается, поэтому наши сведения станут дополнением к тем, которые уже есть», – сообщила она.
По ее словам, новая методика позволит более точно понимать, сколько туристов путешествует по нашей стране, каковы реальные туристские потоки и какие доходы от туризма поступают в бюджет. «Например, мы никогда точно не считали, сколько путешествует пожилых и детей: эти категории всегда шли в общем туристском потоке. Сегодня мы ввели такие показатели, где будут фиксировать лиц не до 18 лет и лиц в возрасте от 55 лет», - отметила Ольга Ярилова.
Наряду с этим, как заявила руководитель департамента региональной политики и туризма Министерства культуры РФ, в новой методологии учтены системы налогообложения: теперь каждый субъект бизнеса будет указывать, по какой системе налогообложения он работает. Это позволит понять, какие налоги туризм платит в бюджет.
«Сегодня у нас есть закон, который позволяет только раз в пять лет обследовать малые и микро предприятия. Но сегодня 80% в турбизнесе - это как раз малые и микро предприятия. И не знать, как они работают, а это и турфирмы и средства размещения, это десятки тысяч человек, и соответствующие налоги, нам просто нельзя», - подчеркнула Ольга Ярилова и призвала регионы к более эффективной коммуникации с бизнесом.
«Без взаимодействия с бизнесом все посчитать правильно и грамотно не удастся, так что давайте активнее работать с предпринимателями на местах»,- подчеркнула она.
Елена Мягкова, обозреватель Вестника АТОР