Туризм и законодательство: обзор за 03.05 – 10.05.2017 г.

Из крайне немногочисленных законодательных инициатив и актов майской праздничной недели стоит особо выделить исключение из указа Президента пунктов, запрещающих организацию туристических программ в период проведения Кубка Конфедерации, а также проект постановления правительства, упорядочивающий проверки туркомпаний Роспотребнадзором.

ОБ ИСКЛЮЧЕНИИ ТУРИСТСКИХ МАРШРУТОВ ИЗ УКАЗА ПРЕЗИДЕНТА № 202

На портале официального опубликования правовых актов 10 мая 2017 г. размещен Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 № 202 «Об особенностях применения усиленных мер безопасности в период проведения в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года и Кубка конфедераций FIFA 2017 года».

Напомним, что текст проекта Указа вызывал много споров у туристической общественности, т.к. исключал возможности для организации и проведения туристических программ в сфере внутреннего и въездного туризма, особенно в сегменте туристских маршрутов водного транспорта.

Наибольшее число негативных отзывов вызывал п.9 проекта Указа, предписывающий приостановку в дни проведения спортивных соревнований перевозку граждан РФ и иностранных граждан по туристским и экскурсионно-прогулочным маршрутам на всех видах транспорта в города, принимающие спортивные соревнования, из других городов РФ, не связанных с посещением спортивных и культурно-массовых мероприятий.

АТОР обращалась  к заместителю Председателя Правительства РФ Виталию Мутко с просьбой доработать Указ с учетом безопасности участников футбольных мероприятий и интересов участников туристического рынка. Виталий Мутко довел положения письма АТОР до Минтранса, Минкультуры, МВД РФ и ФСБ РФ с просьбой учесть его при разработке положений указа.

В результате из текста Указа, вступившего в силу с момента его официального опубликования, т.е. с 10 мая 2017 г., были исключены 9 и 10 пункты. Надо отметить, что иные положения Указа не претерпели существенных изменений.

О БУДУЩИХ ПРОВЕРКАХ РОСПОТРЕБНАДЗОРА

Известно, что к компетенции Роспотребнадзора в том числе относится и сфера туризма. Многим туристическим компаниям хорошо знакома ситуация, когда к ним с проверкой по жалобе «любимого» клиента приходит инспектор из Роспотребнадзора. Представляем обзор проекта постановления Правительства Российской Федерации, который разработан в целях упорядочения проведения плановых проверок Роспотребнадзора, в том числе и в туристической отрасли, и  позволит надзорному органу не реагировать внеплановой проверкой на каждую жалобу потребителей. Проект был опубликован на портале проектов нормативных правовых актов 3 мая 2017 г.

Новый подход к проверкам

            Изменения, предлагаемые проектом Роспотребнадзора, предусматривают введение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного надзора и проведении проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Само определение понятия «риск-ориентированный подход» (РОП) внесено Федеральным законом № 246-ФЗ, применение которого в 33 видах контроля запланировано с 1 января 2018 года.

Согласно закону, риск-ориентированный подход – это метод организации и проведения государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий (проверок) определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при такой деятельности производственных объектов к определённой категории риска либо определённому классу опасности.

Другими словами, это анализ рисков и степени нанесения имущественного ущерба потребителям конкретного предприятия. Чем выше категория риска компании, тем чаще и пристальней надзорный орган будет ее проверять. Если компания вне зоны такого риска, то ей ожидать плановых проверок не придется.

На какие категории будут разделены все компании (и туристические тоже)

            Роспотребнадзором разработан проект критериев отнесения объектов государственного надзора к категориям риска. Всего документом предусмотрено 6 категорий риска, зависят они от степени имущественного ущерба, который может нанести организация потребителю в случае неисполнения/ненадлежащего исполнения взятых на себя обязательств.

Если показатель потенциального риска причинения вреда в имущественном выражении составляет более 10 млн рублей, то компании будет присвоена категория чрезвычайно высокого риска. Категория низкого риска будет присвоена организациям, показатель потенциального риска в имущественном выражении составит менее 1 тысячи рублей.  Критериями предусмотрены еще 4 категории:

  •          размер ущерба для потребителей варьируется от 1 млн до 10 млн рублей (категория высокого риска);
  •          от 100 тысяч до 1 млн рублей (категория значительного риска); от 10 тысяч до 100 тысяч рублей (категория среднего риска);
  •          от 1 тысячи до 10 тысяч рублей (категория умеренного риска).

 

Как жалобы потребителей будут влиять на категории риска у туркомпании

Эти категории присваиваются компаниям не навсегда: риск может быть снижен или повышен – в зависимости от качества исполнения компанией своей работы. Жалобы напрямую влияют на это.

Так, вступившие в законную силу 3 и более постановлений по делу об административном правонарушении с назначением административного наказания (в течение трех лет на дату принятия решения об отнесении объекта государственного надзора к категории риска) или большое количество жалоб от потребителей, поступивших в Роспотребнадзор за последние 2 года (10% и более) являются поводом для перевода компании в более высокую категорию риска, например, из категории значительного риска в категорию высокого риска.

Как можно понизить категорию риска туркомпании

В сторону понижения категории риска пересматриваются Роспотребнадзором по заявлению компании-обладателя категории, а также если:

  •          при последней проверке не выявлены нарушения обязательных требований в области защиты прав потребителей, юридическим лицом исполнены предписания об устранении нарушений обязательных требований;
  •          в качестве способа урегулирования споров с потребителями юридическое лицо применяет процедуру медиации (способ урегулирования споров при содействии медиатора на основе добровольного согласия сторон в целях достижения ими взаимоприемлемого решения, в соответствии с федеральным законом № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»).
Как категория влияет на частоту проверок Роспотребнадзора     

На основании категорий риска, присвоенных компаниям, ведомство будет принимать решения о проведении плановых проверок, что позволит ему не реагировать на все жалобы населения подряд. Периодичность плановых проверок будет напрямую зависеть от присвоенной компании категории:

  •          чрезвычайно высокий риск – проверка проводится один раз в календарном году;
  •          высокий риск - один раз в 2 года;
  •          значительный риск - один раз в 3 года;
  •          средний риск - не чаще чем один раз в 4 года;
  •          умеренный риск - не чаще чем один раз в 6 лет;
  •          низкий риск – плановые проверки не производятся.

Отсутствие у компании какой-либо категории означает, что в этом случае надзорный орган будет считать ее в категории «низкого риска» и не будет ее проверять.

Помимо анализа имущественного ущерба, который компания теоретически может нанести потребителю, компании будут «разделены» и по объемам, исходя из размера своей выручки.

Коэффициент масштаба, дифференцирующего риск для хозяйствующих субъектов, относящихся к микро, малым, средним и крупным предприятиям, определяется исходя из пропорции между числом указанных предприятий и размером годовой выручки:

  •          до 60 млн рублей - для микропредприятий;
  •          до 400 млн рублей - для малых предприятий,
  •          до 1000 млн рублей - для средних предприятий,
  •          более 1000 млн рублей - для крупных предприятий.
Что ждать туристической отрасли от нового проекта

            Помимо упомянутых выше критериев отнесения к категориям риска, Роспотребнадзором разработано Приложение к этим критериям, на основании которого можно определить, к какой категории риска потенциально относится тот или иной вид деятельности. Приведем здесь основные услуги, имеющие отношения к сфере туризма:

Вид деятельности/предоставляемые услуги

Микро- предприятия

Субъекты малого предприни-мательства

Субъекты среднего предприни-мательства

Субъекты крупного предприни-мательства

Гостиничные услуги

Умеренный

Средний

Значительный

Высокий

Туристские услуги

Средний

Значительный

Значительный

Высокий

из них (из строки 11): туристские услуги организованных групп детей

Средний

Значительный

Высокий

Чрезвычайно высокий

Транспортные услуги в целом

Умеренный

Средний

Средний

Значительный

Перевозки на внутреннем водном транспорте

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

Перевозки воздушным транспортом

Низкий

Низкий

Низкий

Низкий

С полной версией Приложения к проекту Постановления можно ознакомиться здесь.

Напоминаем, что обзоры законодательных и нормотворческих инициатив и актов, влияющих на сферу туризма, публикуются на ленте «Вестника АТОР» еженедельно по четвергам. Предыдущий обзор вы можете найти здесь

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР