Трансформация рынка туристических услуг пойдет иными путями – такой вывод сделали представители турбизнеса и стартапы «Сколково» на прошедшей вчера в рамках StartUpVillageэкспертной сессии «Цифровая трансформация путешествий».
В ходе экспертной дискуссии был затронут и вопрос о влиянии все более распространяющейся в мире модели sharingeconomyна туризм в его классическом понимании (туризм для отдыха). Модератором сессии выступила Ольга Стрелова, Директор Центра развития технологий для ритейла IT-кластера Фонда «Сколково».
По оценке Тараса Кобищанова, генерального директора туроператора «Русский Экспресс», sharing economy по c2c-модели (т.е. пресловутая "уберизация") в туристической индустрии не работает – по той простой причине, что все основные активы в этой отрасли не принадлежат потребителю. По мнению г-на Кобищанова, самый очевидный путь, по которому будет сегодня идти трансформация российской туристической отрасли – это все большее распространение мега-агрегаторов. Впрочем, отметил эксперт, сегодня владельцы многих активов в туротрасли, например, отельные цепочки, ведут настоящую войну против агрегаторов, пользуясь во многом поддержкой госструктур своих стран, и исход таких войн пока неочевиден.
Что касается бизнеса туроператоров, которые фактически продают сегодня собственные риски, то им необходимо учитывать последние тренды поведения потребителя в цифровую эпоху. Предпочтения современного потребителя, настроенного на максимальную персонализацию вызывают сегодня к жизни платформенные проекты "мега-OTA", которые бы не только смогут предлагать лучшие цены от всех поставщиков (отелей, туроператоров, авиакомпаний и пр.), но и учитывать персональные предпочтения пользователя и его «цифровой бэкграунд».
"Мега-OTA" не только смогут предлагать лучшие цены от всех поставщиков (отелей, туроператоров, авиакомпаний и пр.), но и учитывать персональные предпочтения пользователя и его «цифровой бэкграунд»
Для максимальной персонализации предложений и составления цифрового портрета туриста, уверен генеральный директор «Русского экспресса», будут использоваться методы интеллектуального скоринга с анализом BigData(в том числе и контента соцсетей), нейронные сети и другие передовые ИТ-инструменты.
По мнению г-на Кобищанова, будущее розничных продаж в организованном туризме – за технологиями «ассистированного онлайн-бронирования». С распространением интеллектуальных мега-агрегаторов, делающим подбор простого тура для потребителя несложным делом, профессия турагента будет становиться все более схожа по своему функционалу к ролевой модели «личного психолога» для туриста.
Поддержал мнение главы «Русского Экспресса» и Дмитрий Горин, генеральный директор туроператорской компании «Випсервис», разработчика и оператора онлайн-систем Biletixи Портбилет. По его мнению, в туристической отрасли сегодня не хватает передовых цифровых решений как в сегменте b2c, так и b2b. Большие возможности, считает г-н Горин сегодня открываются для стартапов, задействованных в таких сферах, как метапоисковики по чартерным рейсам, онлайн-подбор и продажа железнодорожных билетов, интеллектальные конструкторы трансферов.
Будущее розничных продаж в организованном туризме – за технологиями «ассистированного онлайн-бронирования». Турагенты же будут все более похожи на «личных психологов» для туриста.
Игорь Антонов, ИТ-директор туроператора «Библио Глобус», поддержал коллег, высказав мнение, что основной тренд, который будет доминирующим в развитии ИТ в туриндустрии, будет заключаться в максимальной персонализации продаж турпродуктов любого вида, а благодаря развитию технологий динамического пакетирования существующие границы между туроператорскими продуктами и предложениями онлайн-агрегаторов будут размываться – все будут интегрироваться со всеми. Поэтому тот игрок, кто будет обладать большим знанием о конкретном клиенте, сможет выбрать из всего спектра предложений лучшее именно для него и получить конкурентное преимущество.
Выступившая в ходе экспертной сессии исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе выразила мнение, что в туротрасли сегодня наблюдается «цифровой разрыв» между ироками рынка и желаниями потребителя, особенно молодежной аудитории, которую можно легко упустить. Вовлечённость российского потребителя в практику применения цифровых технологий в России сегодня выше, чем во многих европейских странах, - подчеркнула г-жа Ломидзе – однако лишь немногие туристические компании в России ведут работу в этом направлении для соответствия новым ожиданиям клиентов.
Именно поэтому, по мнению эксперта, сегодня важно привлекать в туристчиескую индустрию России как можно больше свежих идей, проектов, технологий, которые могут стать основой для качественно нового этапа в развитии отрасли. Один из первых системных шагов в этом направлении – совместный конкурс лучших ИТ-решений для туризма, объявленный в этом году АТОР и Фондом «Сколково».
Сергей Матвеев, генеральный директор компании EligoVision LLC, участника Фонда «Сколково», согласился с представителями туроператоров в том, что максимальное следование за персональными предпочтениями потребителя, а иногда и предугадывая их - главная основа для развития но представил ряд концептов с использованием технологий «дополненной реальности» для туризма. По мнению г-на Матвеева, использование в туризме – как самостоятельном, так и организованном – «цифровых ассистентов» в виде очков и других носимых устройств с технологиями дополненной реальности скоро станет одним из главных трендов.
Использование в туризме «цифровых ассистентов» в виде очков и других носимых устройств с технологиями дополненной реальности скоро станет одним из главных трендов
Уже сегодня мы можем видеть, как такие технологии активно развиваются в музейном деле, но вскоре такие носимые гаджеты станут привычным «орудием» туриста и будут особенно актуальны в таких видах туризма, как экскурсионный и городской туризм. Г-н Матвеев отметил, что за соответствующими технологиями российскому турбизнесу ходить далеко не надо – такие технологии разрабатываются в России, причем на высоком уровне, более того – это не идеи, а работающие программные продукты.
В ходе дискуссии экспертами также были представлены актуальные кейсы автоматизации продаж турагентства (опыт использования продуктов «Мастер Агент»), примеры развития инклюзивного туризма в городской среде (МБУ ТИЦ г. Воронеж) и интереснейшие возможности для космического туризма в разных его проявлениях (ООО «КосмоКурс»). Последнему из указанных направлений «Вестник АТОР» посвятит отдельный материал.