Винный туризм – специфичная и относительно молодая туристическая ниша, которая постепенно набирает в России все большую популярность. Какие «винные» направления популярны у россиян и можно ли считать этот вид туризма «элитным», «Вестник АТОР» выяснял у участников рынка.
Винные туры сейчас представлены в ассортименте многих российских утроператоров. Как правило, таки туры включают в себя демонстрацию процесса производства, культуру пития и дегустацию различных сортов вина. Также в рамках винных туров туристичсккие компании предлагают посещение виноделен, виноградников, известных ресторанов, винных фестивалей и других специальных мероприятий. Наконец, кому из винных гурманов не захотелось бы попробовать свои силы в изготовлении собственного вина? И это тоже предлагают в винных турах.
Часто сложно отделить вино от гастрономии региона в целом, поэтому большинство винных туров на рынке можно уверенно называть и «винно-гастрономическими» - ведь культура потребления хорошего вина везде связана с кухней и образом питания в целом.
Разумеется, винные и гастрономические туры привлекают туристов и тем, что местности, славящиеся своим виноделием и кухней, как правило, живописны сами по себе и обладают большим количеством исторических памятников (древние города, монастыри и пр.). Винный туризм сегодня в организованном сегменте представлен преимущественно зарубежными турами, но этот вид туризма считается перспективным и для России.
КТО И КУДА ЕДЕТ В ВИННЫЕ ТУРЫ ЗА РУБЕЖ
Что касается Европы, то в ТОП-5 зарубежных стран «винного туризма» на российском рынке входят Италия, Франция, Испания, Португалия и Венгрия. Спрос здесь строго следует за предложением – впереди по объемам та страна, где больше развит подобный вид туризма, которая больше предлагает таких туров. Эксперты полагают, что и в 2018 году перечисленные лидирующие направления на российском туррынке сохранят свои позиции.
Большинство опрошенных игроков рынка полагает, что спрос в сегменте винно-гастрономического туризма в России в последние годы или стабильный, или показывает рост, но не слишком значительный. Связано это и с аудиторией винного туризма как такового, и с ценами, и с окружением этой рыночной ниши.
Едут в винные туры за рубеж в основном опытные и искушенные туристы. «В Италии винно-гастрономический туризм развит в каждом из 20 регионов. Это очень актуальная и перспективная ниша, потому в мире спрос на такой вид туризма растет с каждым годом. В России же винные и гастрономические туры востребованы взыскательными и увлеченными опытными путешественниками: теми, кто уже минимум лет 20 как ездят за рубеж, видели все – от классики до экзотики, и бегать по одним и тем маршрутам им становится просто неинтересно. Именно этот тип клиентов на полюбившихся им направлениях начинают искать различные «изюминки» – такие задачи и решает винный туризм», – поясняет Татьяна Федотова, менеджер по Италии европейского отдела туроператора «ВЕДИ ТУРГРУПП».
Винные туры часто приурочены к различным гастрономическим событиям – праздникам, фестивалям и т.п. Так, в ноябре в Италии, в Апулии проходит фестиваль «молодого вина»: у «ВЕДИ ТУРГРУПП» есть категория туров «экскурсионный комфорт», – это и есть винно-гастрономические туры в мини-группах (от 8 до 15 человек) по отдельным регионам Италии – Тоскана, Умбрия, Эмилия-Романья, Апулия.
Экскурсионные программы для любителей и ценителей виноделия не первый год делает и ICS Travel Group, причем это могут быть как групповые туры, так и индивидуальные программы. На сайте туроператора широко представлены «винные туры» по Франции, это уже готовые программы.
По мнению эксперта, интересным для россиян в плане винного туризма может быть и Израиль. «В этом году мы вывозили своих лучших агентов в директорский тур, в программе у нас было посещение винодельни. Директора агентств высоко оценили качество вина и проявили интерес к данной программе», – говорит Валерия Романенкова, директор департамента маркетинга, продаж и работы с агентствами ICS Travel Group.
«В целом интерес туристов к зарубежным винным турам по сравнению с прошлым годом возрос – подчеркивает г-жа Романенкова, – но говорить о сколько-нибудь массовом спросе рано – это не дешевое удовольствие». На ноябрь программа ICS Travel Group с перелетом по Франции "Большой винный тур из Марселя" стоила от 150 000 рублей на человека (7 ночей , 3* на завтраках).
ЭЛИТНОСТЬ НЕ В ЦЕНЕ
В то же время цена, скорее всего, не главный барьер роста выездного эно-и винного туризма. «Эти туры априори не дешевые, порядка 1200-1400 евро на человека, но сказать, что это не доступно среднему классу нельзя. Поэтому я бы не относила эти туры к разряду VIP по цене – я бы относила их к разряду VIP по содержанию», – подчеркивает г-жа Федотова из «ВЕДИ ТУРГРУПП». Так, тур «Сомелье» в Апулии стоит 2250 евро на человека, но это уже профессиональный уровень, поэтому он и стоит дороже. Другие обычные винно-гастрономические туры по Италии, такие как упомянутые выше поездки на различные фестивали вина и кухни, у туроператора можно приобрести от 1400 евро на человека.
По мнению представителей туроператора «Русский Экспресс», спрос на винные туры за рубеж по сравнению с прошлым годом остался примерно на том же уровне: стабильный, но невысокий. Дело не «дороговизне» винных туров, считают в компании. По мнению специалистов «Русского Экспресса», винные туры или отдельные поездки в настоящее время доступны практически каждому туристу. К примеру, групповая поездка на целый день в Алазанскую долину (Грузия) или завод Арарат + Арени в Армении, стоит порядка 50 долл. США за человека.
К слову, направления из числа стран постсоветского пространства становятся все более популярны у обычных туристов, желающих попробовать алкогольные специалитеты. В «Русском Экспрессе» выделяют здесь Грузию, куда в рамках подобных туров стоит ехать за дегустацией вина и чачи, Армению, куда едут за вином и коньяком, и Азербайджан – где помимо местных бренди интересна еще водка.
Но здесь основная причина сравнительно невысокого спроса на винные пакетные туры видится экспертам компании в том, что однодневные винные поездки есть практически в любом экскурсионном туре, а настоящих гурманов и ценителей вина, которые готовы были сделать вино главной темой поездки – в принципе не так много.
ОРИЕНТАЦИЯ НА ПРОФИ И MICE
Спрос на винно-гастрономические туры в зарубежные страны в целом растет, но говорить о выходе этого вида туризма в России на какой-то новый по массовости уровень пока рано – сказывается нишевость аудитории.
Эксперты туркомпаний наблюдают и еще один интересный тренд в этой аудитории туристов: гурманам хочется уже чего-то большего, чем наслаждение вкусом вина и кухни – увлеченные люди стремятся расти в своем хобби. Туристический рынок приспосабливается к этим запросам, конструируя уже туры именно для ценителей, которым недостаточно одной или нескольких экскурсий на винзавод с посещением виноградника.
«В 2018 году мы в Италии поднимаем планку таких туров от «просто удовольствия» до «я-специалист», вводя тур «Сомелье» в регионе Апулия. Здесь по окончании поездки турист может получить сертификат сомелье, дающий возможность как минимум писать статьи на винные темы, а как максимум – работать сомелье в итальянских ресторанах в России. В такой тур, конечно, входит курс лекций, но, как и все в Италии, это не выглядит утомительными уроками за партой, а проходит в винных хозяйствах региона и сопровождается практикой», – рассказывает г-жа Федорова из «ВЕДИ ТУРГРУПП».
Еще одним драйвером рынка винного туризма является сегодня MICE-туризм. Так, специалисты ICS Travel Group говорят про наибольшую перспективность винного туризма именно в этом сегменте.
«Запросы на MICE-туры с «винной» программой возросли в разы. Причем набор стран здесь более широкий, чем «традиционный»: это и далекая Аргентина, и страны поближе - Португалия, Италия и Грузия», – отмечают в компании.
ВИННЫЙ ТУРИЗМ В РОССИИ: ДРАЙВЕРЫ
Что касается России, то пока специализированный винный туризм в стране находится в самой начальной точке своего развития. Наиболее перспективными направлениями для такого туризма, по мнению экспертов туристической отрасли, могут быть курорты Крыма, Кавказских Минеральных Вод и Краснодарского края, то есть там, где есть необходимые ресурсы и собственное производство вина.
Это понимает и руководство российских курортных регионов: так, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев в конце ноября рассказал об открытии на Кубани «80 винных маршрутов в 2018 году». Детали пока неизвестны, но вряд ли речь о специализированном эно-туризме – вероятно, имеется в виду экскурсии на производства и виноградники.
Сами представители турбизнеса полагают, что развитие специализированного винного туризма (эно-туризма) в стране в премиальном сегменте сдерживает общий невысокий уровень культуры виноделия и потребления вина и немногочисленность винных регионов.
Что же касается «бюджетного» винно-гастрономического туризма, то особой необходимости здесь в пакетных турах, подобных зарубежным, нет – наличие и так многочисленных и доступных экскурсий на винзаводы, доступных для туриста в рамках обычных туров делает их не слишком востребованными.
Например, в Крыму прямо в отеле или уличном киоске можно приобрести экскурсии на знаменитый винодельческий комбинат «Массандра», завод марочных вин и коньяков «Коктебель», завод шампанских вин «Новый Свет» и т.д. Практически везде здесь есть дегустационные залы и возможность приобрести продукцию.
«Целенаправленно мы не организуем винные туры, так как это скорее индивидуальный, а не массовый туристический продукт. Если туристы хотят во время отдыха посетить винные производства, то это не составит особого труда, не обязательно покупать именно винный тур», – подчеркивают представители Национального туроператора АЛЕАН. В программах некоторых экскурсионных туров этого туроператора по России и в страны СНГ уже включено посещение дегустационных залов местных винных производств. Например, тур «Легенды Армении» предусматривает дегустацию местных коньяков, а в Анапе есть экскурсия по винному дому «Абрау-Дюрсо» – также с дегустацией продукции.
В то же время, как и в случае зарубежных туров, игроки рынка видят возможный драйвер отечественного винного туризма именно в MICE-сегменте, где спрос на эту часть экскурсионной составляющей растет. В частности, в АЛЕАН в рамках работы с корпоративными клиентами существует востребованная практика организации групповых экскурсий на винные заводы с дегустацией и приобретением местной алкогольной продукции.