Подводные камни новой системы классификации санаториев

Российским санаториям стали присваивать категории по уровню предоставляемых ими услуг. Туроператоры по внутреннему туризму оценивают нововведение неоднозначно.

ЧТО ЗА НОВАЯ СИСТЕМА КЛАССИФИКАЦИИ САНАТОРИЕВ

Система добровольной классификации санаториев по уровню и качеству предоставляемых услуг, разработанная Ростуризмом совместно с Российской академией наук и Национальной курортной ассоциацией, подразумевает деление санаториев на четыре группы: «Премиум», «Бизнес», «Стандарт» и «Эконом».

Присвоение объекту той или иной категории происходит с учетом качества номерного фонда, медицинского оборудования, используемых оздоровительных методик, квалификации медицинского персонала, инфраструктуры и питания.

Первые десять  санаториев - три в Ставропольском крае и семь в Алтайском крае - уже получили сертификаты о присвоении им классификации. В частности,  категорию «Стандарт» получили санатории «Целебный ключ» (Ессентуки) и «Транссиб» (Белокуриха). «Бизнес» - «Санаторий имени Г.К. Орджоникидзе» (Кисловодск), «Санаторий имени 30-летия Победы» (Железноводск), а также санатории «Алтайский замок» и «Родник Алтая» (Белокуриха). Категорию «Премиум» - санатории «Россия», «Алтай», «Санаторий Центросоюза РФ», а также сеть санаториев «Курорт Белокуриха» («Белокуриха», «Сибирь» и «Катунь»).

ТУРОПЕРАТОРЫ РАНЖИРУЮТ САНАТОРИИ ПО-СВОЕМУ

Саму идею ранжировать объекты курортно-санаторного комплекса эксперты назвали актуальной: до настоящего момента туроператоры нередко применяли свои критерии классификации. «Какая-то классификация санаториям нужна, туристы хотят понимать уровень здравницы, но это характеризует, скорее, «отельную» часть путевки. Мы используем свою классификацию: эконом, стандарт, комфорт, высокий уровень», - рассказал Сергей Ромашкин, генеральный директор туроператора «Дельфин».

Подобную самостоятельную шкалу оценки санаториев придумали и в туроператоре «Мультитур». «У нас всегда была своя «классификация» по объектам размещения: высокий, выше среднего, средний и эконом. При подборе тура всегда можно было выбрать этот параметр. Однако наша классификация была сугубо субъективной, исходя из наших собственных оценок объекта» - говорит генеральный директор компании Дмитрий Шаров.

В национальном туроператоре АЛЕАН обращают внимание на тот факт, что санатории, в отличие от отелей, объединяют в себе и объект гостеприимства, и медицинское учреждение, что усложняет их классификацию и в целом не позволяет объективно «отразить уровень объекта по его оздоровительному потенциалу».

Об этом же говорит и Сергей Ромашкин, по мнению которого «классифицировать лечение невозможно», поскольку оно разное и по содержанию, и по оборудованию, и по персоналу. «Сердечно сосудистый санаторий не может соревноваться с опорно-двигательным, там все будет разным», - подчеркивает руководитель «Дельфина».

НОВАЯ СИСТЕМА ПОМОЖЕТ ПРОДАЖАМ?!

По оценке участников рынка, вряд ли наличие у санатория официальной категории окажет помощь в продаже путевок в этот объект размещения. Клиенты, выбирающий санаторный отдых, ориентируются больше на специализацию учреждения и стоимость услуг.

«Туристы выбирают санаторий по профилю лечения, а не по площади ресторана или наличию вывески», - подчеркивает Сергей Ромашкин.

Как говорит г-н Шаров из «Мультитур», в большинстве случаев на выбор туриста влияет в первую очередь именно цена, хотя турист учитывает и такие параметры как профиль лечения, наличие собственного бассейна, близость к морю, тип пляжа, тип питания, наличие собственного бювета и многое другое. И в этих условиях вряд ли сертификат о пройденной классификации будет туристом учтен. Возможно, он пригодится лишь в том редком случае, когда туристу придется выбирать между двумя похожими объектами.

По мнению экспертов,  говорить об эффективности нововведения для санаторно-курортной сферы еще преждевременно. Во-первых, классификацию нового типа прошли пока всего 10 санаториев. Во-вторых, как отмечают в АЛЕАН, у новшества есть несколько спорных моментов.

Так, «санаторная классификация» будет дополнять классическую «звездную», что может запутать не только рядовых потребителей, но даже представителей турбизнеса.

Эксперты также уточняют, что термины «эконом» и «бизнес» в отношении оздоровительных услуг не совсем корректны, так как  «отечественная санаторная система всегда отличалась своей демократичностью».

«Более того, подобные наименования категорий также могут ввести отдыхающих в заблуждение, незаслуженно понизить репутацию объекта или создать ему имидж «санатория для избранных», - считают в АЛЕАН.

Дмитрий Шаров также добавляет, что поскольку новая система классификации является добровольной, то не все объекты захотят ее проходить. Как подчеркивает Сергей Ромашкин, продажам санаториев их новая классификация поможет, «если система будет общепринятой». «Тогда и мы готовы будем ее использовать. Пока это эксперимент - нет, не готовы», - резюмирует глава «Дельфина».

Примечательно и то, что сами санатории, получившие новую классификацию, пока не спешат сообщить об этом туроператорам. Так, все 10 объектов, которые сделали это первыми, представлены на сайте туроператора АЛЕАН - однако этому федеральному игроку пока не поступало от самих санаториев запросов о том, чтобы включить в описание этих объектах информацию о присвоенных им категориях.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР"

Текущие спецпредложения от туроператоров АТОР можно найти здесь.

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР