Туризм приводят в соответствие с экономикой

Как повысить экономическую отдачу от въездного туризма, на каких рынках фокусироваться, какие меры помогут стимулировать приток иностранных туристов в российские регионы – эти и другие вопросы экспорта туристических услуг обсудили участники секции «Туризм» в рамках Санкт-Петербургского международного культурного форума.  

ТУРИЗМ В ЭКОНОМИЧЕСКОМ РУСЛЕ

Как подчеркнула на Санкт-Петербургском культурном форуме в ноябре исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе, туристическая отрасль находится на пороге больших перемен: туризм переподчинили Министерству экономического развития РФ, что ставит перед сектором новые задачи и вызовы, в первую очередь, по увеличению экспортной составляющей. В этом направлении АТОР тесно работает с Российским экспортным центром (РЭЦ), который разрабатывает меры по поддержке въездного туризма в рамках реализации национального проекта «Международная кооперация и экспорт».

Как идет этот процесс и почему эта работа так важна и для туроператоров, и для регионов, рассказала руководитель проекта по поддержке экспорта туристических услуг РЭЦ Дарья Шамрай.

Экспорт туристических услуг (он же въездной туризм) «вшит» в нацпроект «Международная кооперация и экспорт» в категории «Поездки». Согласно целям проекта, если в 2017 году объем рынка въездного туризма оценивался в 8,9 млрд долларов, то к 2024 году этот показатель должен составить уже 15,5 млрд долларов (почти шестая часть всего российского экспорта услуг).

Под понятием «Поездки» по рекомендации Банка России понимается совокупность товаров и услуги (+образование и здравоохранение), приобретаемая приезжими нерезидентами (включая туристов) для деловых и личных целей на протяжении срока их пребывания. В этом случае учитываются все цели поездок: служебные, временное трудоустройство, туризм, частные, транзит, поездки обслуживающего персонала.

В сводных материалах Банка России представлено много статистической и иной экономической информации, которая, как считают в РЭЦ, может быть полезна регионам, заинтересованным в развитии въездных потоков.

Как отметила Дарья Шамрай, такой, более «экономический», подход к туризму связан как раз с переходом управления сектором к Минэкономразвития.

«Сегодня коллеги из министерства очень активно занимаются формированием стратегии по развитию въездного туризма. Перевод туризма «в экономическое русло», естественно, сохраняя наследие Минкультуры в части содержания, говорит о том, что мы наконец-то начнем в туризме зарабатывать. Этот процесс уже начался, и, несмотря на то, что в информационном поле он пока не так активно представлен, работа вовсю идет», – подчеркнула г-жа Шамрай.

Свою часть этой большой работы выполняет и АО «РЭЦ»: Центр разрабатывает меры возможной поддержки экспорта туруслуг, которые могут быть полезны для регионов и для туроператоров, а также полноценные аналитические исследования для определения приоритетных рынков, на которых Россия может зарабатывать больше.

КАКИЕ СТРАНЫ ВОШЛИ В ФИНАЛЬНЫЙ РЭНКИНГ РЭЦ

В частности, в подробном отчете «Рэнкинг стран въездного туризма» РЭЦ представлены рекомендации о том, на какие зарубежные рынки стоит приоритетно опереться РФ в рамках развития въездного туризма – в том числе и поддерживая финансово туроператоров, привлекающих туристов из этих стран.

«При составлении такого рэнкинга мы опирались на 14 параметров, в том числе расходы иностранных туристов, на данные о том, из каких стран к нам едет больше всего туристов, с какими целями они едут – личными, деловыми или туристическими, какие визовые отношения у нас с этими странами. Учитывались и изменения курса валют», – пояснила г-жа Шамрай.

В финальной версии рэнкинга РЭЦ в ТОП-5 стран вошли Китай (1 место), Южная Корея (2), США (3), Германия (4) и Испания (5). В ТОП-25 финального рэнкинга, представленного РЭЦ 20 ноября, также включены Израиль, Великобритания, Гонконг (Китай), Таиланд, Швейцария, Индия, Сингапур, Франция, Тайвань, Австралия, Вьетнам, Япония, Нидерланды, Бельгия, Мексика, Макао (Китай), Канада, ОАЭ, Италия и Чехия.

РЕГИОНЫ ЖДЕТ ДИАЛОГ

Выступление эксперта РЭЦ вызвало вопросы у представителей регионов о том, как они могут быть вовлечены в процесс увеличения экспорта туристических услуг. По словам представителей региональных турведомств, ситуация сейчас «зависла на паузе».

Как оказалась, эта пауза возникла не случайно: специалистам Минэкономразвития нужно время, чтобы разобраться со спецификой и возможностями регионов и понять, какую именно нагрузку территории могут нести. 

Не секрет, что сегодня далеко не каждый регион РФ способен или ориентирован на развитие въездного туризма в силу степени развития своей инфраструктуры и транспортной логистики. Как было подчеркнуто, в планах экономического ведомства – обсуждение стратегии въездного туризма со всеми заинтересованными сторонами, в том числе и с регионами.

ЧЕМ МОЖЕТ БЫТЬ ПОЛЕЗЕН ОПЫТ КАЛИНИНГРАДСКОЙ ОБЛАСТИ

Как показала практика, отдельные российские регионы уже сегодня самостоятельно определяются с мероприятиями по развитию иностранного потока, используя, в том числе, и наследие ЧМ-2018. Так, министр туризма и культуры Калининградской области Андрей Ермак подробно рассказал о том, что принес мундиаль региону и какие в этой связи разработаны меры по стимулированию въездного туризма.

«К нам неплохо едет внутренний турист, по итогам 2018 года мы рассчитываем на полтора миллиона внутренних путешественников. Но тем не менее мы решили, что именно этот сезон, главным событием которого стал ЧМ-2018, станет нашей новой точкой отсчета. Туризм на экспорт – это основной тренд Калининградской области на ближайшие три года, ведь когда к нам приезжает иностранный турист – и это в чистом виде экспортная сделка», – рассказал Андрей Ермак.

Как отметил калининградский министр, в своей работе на зарубежном рынке российский анклав будет ориентироваться не на количество туристов, а на тот доход, который они приносят региону, на рост их совокупных трат.

«Рост выручки от туризма – это безусловная ценность, за которую мы будем бороться», – подчеркнул он.

По его словам, в Калининградской области намерены максимально использовать наследие ЧМ-2018.

«Первое – это материальное наследие. Это инфраструктура: дороги, мосты, аэропорты и так далее. А второе – наследие «нематериальное»: это те накопленные компетенции, которые есть сейчас у региона в плане гостеприимства. Это уровень сервиса в гостиницах, это рестораторы, волонтеры, гиды и экскурсоводы. Все, кто участвовал в чемпионате мира, показали беспрецедентный уровень гостеприимства, который высоко оценили наши гости. Наша задача, во-первых, эту накопленную компетенцию сохранить, а во-вторых, усилить в ближайшие годы», – отметил Андрей Ермак.

Сегодня в Калининградской области готовятся к визовому эксперименту. С июля 2019 года въехать в регион можно будет по электронным визам. Как считает Андрей Ермак, это очень хороший стимул с точки зрения развития MICE-туризма для организации различных международных мероприятий. По его мнению, результаты этого пилотного проекта также покажут, насколько в регионе были правы, делая акцент именно на въездной туризм и на целевые близлежащие страны.

«Наш визовый эксперимент даст хорошую практику для всех регионов, чтобы на нашем примере изучить возможные ошибки или, наоборот, постичь стратегию успеха. Если к нам поедут туристы из Германии или скандинавских стран, то это можно будет считать нужным результатом», – резюмировал он.

 

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Получать новости "Вестника АТОР" также можно, подписавшись на наш канал в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары АТОР и электронные каталоги туроператоров вы найдете на портале "Академия АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России вы можете посмотреть в разделе СПО портала АТОР.

.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР