Правительство РФ утвердило Стратегию развития экспорта услуг до 2025 года и план мероприятий по ее реализации. Анализ этого документа дает первое представление, на чем и сколько хочет заработать Россия в сфере туризма и что для этого планируется сделать в различных смежных отраслях.
Стратегия развития экспорта услуг до 2025 года и план мер по ее реализации утвержден распоряжением Дмитрия Медведева от 14 августа 2019 г. № 1797-р. Документ содержит анализ проблем развития различных отраслей, в том числе и туристической, а также довольно подробный план мероприятий по наращиванию экспорта услуг различных видов, с целевыми показателями.
К въездному туризму относится несколько глав документа и приложений, в том числе услуги по статье «поездки». Их доля в общем объеме российского экспорта услуг в 2017 году составила 15,5%, «это одна из крупнейших дефицитных позиций текущего платежного баланса Российской Федерации, отрицательное сальдо по которой в 2017 году превысило 22 млрд. долларов США», – констатируется в документе.
Для исправления этой ситуации в Стратегии предлагается ряд мер как по стимулированию въездного турпотока в количественных показателях, так и по стимулированию больших трат иностранцев в России. В целом, упор в документе сделан на качественный и измеряемый экономический эффект от въездного туризма.
ПАРАЛЛЕЛЬНЫЕ ПУТИ ЗАРАБОТКА
«Услуги по статье «поездки» в целевом сценарии предположительно покажут рост на уровне, близком к среднему, по всему экспорту услуг со среднегодовыми темпами в 7,9 процента, и к 2025 году превысят 16,7 млрд долларов США, в том числе 7,5 млрд долларов США – по деловым поездкам и 9,2 млрд долларов США – по личным поездкам», – говорится в тексте Стратегии.
При этом в документе расшифровано, что туризм как таковой относится к категории «личных поездок». Исходя из цитаты выше, на въездном туризме Россия планирует заработать в 2020 году 9,2 млрд долларов США. Это – реалистичный показатель, считают эксперты: не являясь для иностранцев «раскрученным» или массовым направлением, тем более без сегмента пляжного туризма, Россия не может пока рассчитывать на цифры Турции (29,5 млрд) или Испании (90 млрд евро).
Траты иностранцев в поездках территории РФ остаются невысокими. Так, среднедушевые расходы граждан дальнего зарубежья на поездки в Россию составили в 2017 году 393 доллара США. Отметим, что хотя по сравнению с 2016 годом здесь наблюдается рост (10%), это примерно столько же, сколько в среднем только по банковским картам тратят россияне на курортах All Inclusive в Турции – 390 долларов на человека. При том, что в России иностранцы не отдыхают по системе «все включено», это, безусловно, мало.
Для увеличения дохода от пребывания иностранных туристов в России в Стратегии предусмотрено, во-первых, усиление привлечения в страну из «динамично развивающихся государств с высокими (растущими) подушевыми доходами». Из других пунктов документа можно сделать вывод, что в значительной мере здесь имеются в виду европейские государства, хотя списка приоритетных рынков в документе нет.
Именно в целях стимулирования турпотока из стран Запада в Стратегии предлагается «диверсификация страновых рынков» и «упрощение процедур получения виз и расширение возможностей безвизового пребывания на территории Российской Федерации». Этого предлагается достичь как с помощью заключения двусторонних паритетных соглашений с различными странами, так и с помощью введения системы электронных виз, использования опыта с FAN ID в ходе Чемпионата мира, а также расширения списка городов для 72-часового безвизового пребывания иностранцев, следующих транзитом. Характерно, однако, что в прилагаемом к тексту Стратегии «Плану мероприятий» по ее реализации визовые вопросы в принципе отсутствуют.
При этом ориентация на Запад – это «параллельный» путь: от дальнейшего увеличения турпотока из Китая государство не отказывается. Напротив, в Стратегии предусмотрено «дальнейшее расширение въездного туристского потока из Китайской Народной Республики при повышении насыщенности, комплексности туристских программ». Предлагается увеличить турпоток из КНР прежде всего путем модернизации автомобильных пунктов пропуска и ввода в строй скоростных ж/д магистралей, связывающих Россию и Китай. К слову, Китай – практически единственная страна, в отношении экспорта услуг в которую прописаны и запланированы конкретные меры в различных отраслях во всех главах документа.
Наконец, еще одной мерой, которая должна привести к увеличению расходов иностранцев в России, в Плане мероприятий по реализации стратегии названо расширение перечня городов, в которых действует система tax free (до 1 октября 2019 года должны быть внесены соответствующие изменения в постановление Правительства РФ от 6 февраля 2018 г. № 105).
СУБСИДИИ, НОВАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ ОТЕЛЕЙ И ЗАКОН О ТУРИЗМЕ
Для стимулирования въездного турпотока в документе предложены новые для рынка меры по увеличению транспортной и ценовой доступности и общей привлекательности российского турпродукта для иностранцев.
В число таких мер, входит одно из важных новшеств – снижение аэропортовых сборов и тарифов за счет субсидирования части затрат на обслуживание авиакомпаний. Еще одной мерой, направленной на снижение тарифов, документ называет «заключение соглашений между авиаперевозчиками, которые предлагают билеты в Россию, и российскими аэропортами».
Субсидии предполагаются и для музеев, оказывающих услуги иностранцам: так, в Стратегии предусмотрено «предоставление субсидий театрам, музеям, связанных с выполнением ключевых показателей эффективности в части экспорта услуг». Такие ключевые показатели, согласно документу, должны быть установлены постановлением правительства – его планируется принять уже в этом году, до 1 января 2020 г.
Интересное и новаторское предложение, описанное не только в тексте Стратегии, но и в плане мероприятий по ее реализации – это создание некоей отдельной (но не обязательной, добровольной) системы классификации объектов по «международным» стандартам, которая должна способствовать привлечению именно иностранных туристов.
Так, в соответствии с документом, уже до 1 января 2020 года должно быть принято «постановление правительства Российской Федерации, устанавливающее правила классификации и сертификации предприятий гостиничного комплекса, соответствующих требованиям иностранных туристов, на основе международных стандартов и лучших зарубежных практик».
Наконец, Стратегия вносит ясность и в вопрос нового закона о туризме: до 1 декабря 2020 года в России должен быть «принят федеральный закон о туризме и туристической деятельности, соответствующий передовым международным правовым стандартам». Такая формулировка, видимо, предусматривает и то, что в новом законе большое внимание предполагают уделить регулированию сферы въездного туризма.
ДИВЕРСИФИКАЦИЯ РОССИЙСКОГО ТУРПРОДУКТА
Российский экспортный турпродукт хотят диверсифицировать и по сезонам, и по территориям, и по видам. В частности, в Стратегии предполагается определить список приоритетных туристических маршрутов, которые будут продвигаться на внешних рынках с помощью мер информационной и финансовой поддержки. При этом власти настаивают на заключении соглашений между регионами и субъектами туристического бизнеса в части экспорта туристских услуг в рамках ключевых маршрутов, ориентированных на въездной туризм.
В документе сделан акцент и на создании «ликвидного межсезонного туристского продукта» для въездного туризма – это действительно важно для России, в которой туристический поток из стран дальнего зарубежья сейчас характеризуется резкой сезонностью.
Важная часть Стратегии – развитие новых направлений и видов туризма, которые должны расширить охват аудитории потенциальных иностранных туристов. Сейчас Россия для иностранцев – практически на 100% экскурсионное направление (включая и речные круизы), теперь же планируется привлекать в РФ и другие категории туристов.
В частности, предлагается приоритетно развивать экологический («зеленый») туризм, для чего необходимо использовать ресурсы российских национальных парков и заповедников. Здесь авторы документа ссылаются на меры, которые предусмотрены национальным проектом «Экология». Они, в частности, предполагают увеличение числа посетителей российских национальных парков не менее чем на 4 млн человек к 2025 году. Привлечению иностранцев, согласно этому нацпроекту, будет способствовать создание санаторно-рекреационной инфраструктуры в непосредственной близости от этих парков. Таким образом, экологический туризм должен стать ключом к новым инвестициям в санаторно-курортный комплекс.
Санаториям же предоставят, согласно тексту Стратегии, налоговые льготы для обновления санитарно-курортного фонда. В частности, от налогообложения планируют освободить прибыль, инвестируемую в закупку современного медицинского оборудования, в модернизацию существующих и строительство новых объектов.
Важный раздел Стратегии касается медицинского туризма. Авторы документа указывают, что для преодоления серьезного отставания России в этой сфере (36 место из 41 в рейтинге стран медицинского туризма) требуется ряд серьезных перемен. В частности, правительство планирует обеспечить конкурентоспособные цены на медицинские услуги, смягчить визовые правила для медицинских туристов (в частности, гарантировать продление виз иностранцам на лечении), и предоставить финансовую поддержку медицинским организациям для компенсации расходов на аккредитацию или сертификацию по международным стандартам JCI.
Последний тезис представляется крайне важным. Профессионалы в сфере медицинского туризма говорят о том, что Россия способна нарастить поток медицинских туристов до пяти раз от нынешнего уровня, но для этого нужна интеграция нашей медицины в международное сообщество. В частности, российским клиникам просто необходимо пройти сертификацию по стандарту JCI, на который в первую очередь сегодня ориентируется зарубежный потребитель.
Для получения финансовой поддержки по аккредитации JCI медицинская организация сможет представлять такие документы, как бизнес-план, копии договоров на сертификацию, заключенных с центром аккредитации (сертификации).
Кроме того, для развития медицинского туризма Стратегия предусматривает такие меры, как развитие сети приема, размещения и сопровождения иностранных пациентов (гранты, субсидии, льготные кредиты), создание специального сайта для российского медицинского туризма (на английском, французском, арабском и китайском), продвижение медицинского туризма в странах Африки, Арабского Ближнего Востока, Юго-Восточной Азии, разработка механизма финансирования участия в зарубежных выставках по медицинскому туризму для туроператоров, которые выполняют условия сотрудничества с медицинскими организациями.
Еще одна важная, по мнению экспертов, мера для развития медицинского туризма, обозначенная в Стратегии: до 1 января 2020 года в Правительство должны быть направлены предложения по страхованию профессиональной деятельности медицинских работников, которые оказывают медицинские услуги иностранным туристам. Сейчас для многих клиник именно отсутствие страхования профессиональных рисков является барьером для оказания услуг иностранцам – из опасения огромных исковых сумм за врачебную ошибку.
Предусмотрен также комплекс мер по поддержке экспортной части образовательного туризма. Так, планируется кампания продвижения образовательного продукта за рубежом, гармонизация отечественных образовательных стандартов с международными, облегчение получения студенческих виз и вовлечение иностранных студентов в туризм внутри Российской федерации с помощью специальной информационной кампании, и др.
ТУРИЗМ ПРИЗНАН ВАЖНЫМ ИСТОЧНИКОМ ДОХОДА ГОСУДАРСТВА
В целом документ производит впечатление вполне сбалансированного: если говорить о въездном туризме, он учитывает большинство проблем отрасли. Напомним также, что экспорт – это и есть тот вид туризма, который является основным источником дохода для лидирующих туристических держав, независимо от того, доминирует ли в этих странах пляжный туризм. США – в тройке лидеров по количеству въезжающих туристов и по доходам от въездного туризма, несмотря на то, что пляжный отдых точно не в приоритете у иностранцев, направляющихся в Америку.
Экспертов, тем не менее, немного настораживает, что одной из самых действенных мер для увеличения экспорта услуг – либерализации визового режима (введение электронных виз с 2021 г.), – нет в плане мероприятий по реализации Стратегии. Данная мера, согласно оценкам турбизнеса, дала бы практически мгновенный эффект роста сразу по всем видам экспорта услуг, включая не только туристические.
ВНИМАНИЕ:Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.