Кино как драйвер туризма или почему «Игру Престолов» захотят снимать и в России

Как правильно формировать кинотуристские бренды и продвигать киномаршруты на внутреннем и въездном рынке, профессионалы кино и туристической отрасли обсудили в Санкт-Петербурге в рамках Форума Международной ассоциации кинокомиссий. Как считают эксперты, у России есть отличные возможности войти в пул востребованных мировых кинолокаций. 

«ХОББИТ», ИГРА ПРЕСТОЛОВ» И «ТРОЯ» КАК ПОВОД ДЛЯ ПУТЕШЕСТВИЯ

Синепозиум или Форум Международной ассоциации кинокомиссий впервые прошел в России. РФ вступила в Ассоциацию всего три года назад, и уже успела завоевать право принимать столь статусное мероприятие киноиндустрии. В Санкт-Петербурге, где 9 по 13 сентября проходил Синепозиум, приехали представители крупнейших мировых производителей кино, среди которых HBO, Universal, Sony PlayStation Productions, Blumhouse и многие другие.

Согласно исследованию «Tourism Competitive Intelligence», 40 млн туристов выбирают для посещения страны, которые стали главными локациями популярных фильмов. Более 10% туристов отмечают, что именно кинокартины становятся значительным фактором при выборе маршрутов путешествий.

О том, какую огромную роль кино играет для туризма, говорят примеры конкретных стран. Благодаря киносаге о хоббитах, въездной турпоток в Новую Зеландию вырос на 40%, а локации, где проходили съемки, входят теперь в обязательные туристические маршруты по этой стране. 

В Париже после выхода на экраны в 2006 году картины «Код да Винчи» появились экскурсионные маршруты по достопримечательностям, где проходили съемки. Посещаемость Лувра возросла на 600 тыс. человек – до 8,3 млн человек, а посещаемость одной из локаций фильма, часовни Рослин под Эдинбургом, возросла в 5 раз – до 160 тысяч человек.

Хорватия стала «площадкой» для съемки целого ряда мировых кинохитов, среди которых «Игра Престолов». В Дубровнике только в этом сезоне местные туркомпании предлагают около 10 маршрутов по местам съемок этого проекта.

Мальта обязательно упоминает во всех путеводителях, что на ее территории снималась «Троя» с Брэдом Питтом. Брюгге испытал настоящее паломничество после фильма «Залечь на дно в Брюгге», ну а фильм «Пляж» и вовсе сделал мегапопулярным один из островов Таиланда.

Фильмы о Гарри Поттере привели к 50% росту туристских посещений использованных для его съёмок локаций, а в Национальном парке Сиднея после съемок «Миссия невыполнима» поток туристов вырос сразу на 200%.

ВОСЕМЬ РОССИЙСКИХ ФИЛЬМОВ ЗА 20 ЛЕТ

Россия на этом международном фоне выглядит скромно. Хотя и у нас есть киноленты, которые можно отнести к драйверам кинотуризма с точки зрения описания локаций и появления турмаршрутов, считают в Ростуризме.

По информации ведомства, которое проанализировало 410 российских фильмов за последние 20 лет, по большей части картин (316) упоминания мест съемок не было найдено вообще. И только 8 кинофильмов породили последующую туристическую историю.

Это такие картины, как «Брестская крепость», «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Географ глобус пропил», «Записки экспедитора тайной канцелярии», «Левиафан», «Орда», «Питер FM», «Территория».  

Одним из самых ярких примеров кинотуризма является фильм «Левиафан», благодаря которому село Териберка в Мурманской области обрело новую жизнь и стало местом притяжения зарубежных туристов. Популярный журнал National Geographic Traveler даже включил Териберку в ТОП-20 наиболее быстрорастущих новых туристических направлений.

КИНО ФОРМИРУЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СТРАНЕ

О том, что кино стимулирует турпоток и формирует мнение о городах и странах, соглашаются как  представили туризма, так и киноидустрии. Генеральный секретарь UNWTO Зураб Пололикашвили в ходе панельной дискуссии привел личный пример из своего детства.

«Я смотрел зарубежные фильмы, видел красивую жизнь, видел в кино Париж, Лондон, Рим. Мне так хотелось туда поехать, это было мечтой о путешествии, которую сформировало именно кино», – рассказал г-н Пололикашвили.

Валерий Купеев, генеральный директор АНО «Русский офис кинокомиссий», в ходе дискуссии привел экспресс-опрос зарубежных экспертов киноиндустрии о том, как они видят Россию.

Ответы не удивили. «Несовременная страна», «очень холодно», «много снега», «люди не улыбаются». На вопрос Валерия о том, откуда возникло такое мнение, все «респонденты» ответили – из фильмов.

«Мы все знаем, что Нью-Йорк прекрасен осенью – благодаря кино. Мы знаем, что Париж весенняя столица мира – также благодаря кино. С помощью кино мы хотим изменить и представление о России. Санкт-Петербург и Россия в целом благодаря киноидустрии могут стать точкой притяжения для туристов, и при этом стимулировать и экономику», – считает Валерий Купеев.

О том, что перспективы у России войти в пул мировых кинолокаций есть, говорят представители зарубежных киноконцернов. Как считает Эшли Райс, исполнительный вице-президент по производству Legendary TV & Digital Media, в России огромное разнообразие ландшафтов, но об этом на зарубежном кинорынке мало кто знает. 

«У меня уже совершенно поменялось видение России – оно стало позитивным, гораздо более современным, чем оно было раньше. Я теперь ищу возможность привезти производство в вашу красивую страну, чтобы показать ваши ландшафты», – заявила она.

НУЖНА СИСТЕМНАЯ РАБОТА

По мнению российских профессионалов киноиндустрии, чтобы кино стало инструментом продвижения туризма нужна системная работа – над геобрендингом, локациями, маршрутами, над продвижением.

Так, режиссер Алексей Герман говорит о необходимости формирования «мифологии России». По его мнению, нужно создать и развить «интерес к какому-то кинематографическому событию, к артисту, к истории».

«Сейчас Россия на культурной карте мира и наши регионы – замечательные, красивые, интересные – занимают недопустимо мало места, и мы в реальности очень мало делаем для того, чтобы это подтолкнуть», – отметил он.

РИБЕЙТЫ, СУБСИДИИ И КИНОКОМИССИИ

Выступая на Синепозиуме, руководитель Ростуризма Зарина Догузова заявила, что Федеральное агентство по туризму окажет поддержку зарубежным кинокомпаниям в организации и проведении съемок фильмов и сериалов на территории России.

«Мы очень хотим, чтобы Россию как открытую, радушную, современную безопасную страну открыли для себя еще большее количество людей со всего мира. И в этом смысле, конечно, мы не можем недооценивать роль кино. Пользуясь моментом, я приглашаю вас снимать в России, мы окажем вам всяческую поддержку. Если вы хотите обогатить кино новыми образами, впечатлениями, совершенно уникальными по красоте местами, вам точно нужно приехать и снимать кино и сериалы в России», – заявила г-жа Догузова.

Приглашение Ростуризма зарубежным кинематографистам готово финансово поддержать Министерство экономического развития РФ.

Как заявила на Синепозиуме руководитель направления экспорта креативных индустрий «Российского Экспортного Центра» Евгения Данильченко, правительство России поручило Минэку, РЭЦ и профильным ведомствам разработать проект постановления по мерам стимулирования для привлечения международных кинопроизводственных компаний для съемок в России.

Программа рибейтов (то есть возврата части средств, потраченных иностранными кинокомпаниями на территории РФ) заработает в тестовом режиме уже осенью 2019 года. По прогнозам авторов проекта, объем рибейта к 2021 году составит 22,6 млн долларов.

Федеральный центр поддержит и продвижение российского кино на международном рынке. Как заявил замминистра Минэкономразвития Тимур Максимов, министерство до конца 2019 года планирует ввести субсидию для российских кинопроизводителей на адаптацию аудиовизуального контента к требованиям внешних рынков. Мера предполагает компенсацию до 70% расходов на продвижение, дубляж, перевод и подготовку титров. В 2019 году на эти цели предусматривается выделить около 300 млн рублей.

Есть планы и по созданию единой федеральной кинокомиссии в России, которая могла бы координировать соответствующие региональные структуры. Как заявил министр культуры РФ Владимир Мединский, кинокомиссия, действуя по принципам одного окна, станет модератором между региональными властями и кинокомпаниями, решая все вопросы: административные, бюрократические, юридические, транспортные. Кроме того, эта структура будет отвечать и за возмещение финансовых расходов, понесенных на территории региона.

 В настоящее время в России существует два типа кинокомиссий – работающие с рибейтом, а также региональные инициативные творческие группы, занимающиеся административной и организационной поддержкой. К первому типу относятся кинокомиссии Приморского края, Калининградской, Ульяновской, Вологодской, Новгородской, Иркутской областей и Пермского края (с ноября). Ко второму типу – кинокомиссии в Москве, Астрахани, Туле, Крыму, Карелии, Татарстане, Башкортостане, Архангельске. 

Как заявил Алексей Герман, снимать в России можно «все, что угодно» и дешевле. «У нас все есть: любые пейзажи, ландшафты, исторические города, любые локации. У нас есть дороги, транспорт, инфраструктура, киностудии. У нас есть профессиональные команды.  А самое главное, производство кино у нас обходится в 3-4 раза дешевле, чем в Европе. Все понятно, как это работает. Это надо просто запустить, создав для иностранных кинематографистов привлекательные условия для работы в России», – резюмировал режиссер.

ВНИМАНИЕ:

Еще больше интересных материалов от АТОР - в нашем канале на Яндекс.Дзен.

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram или на обновления нашей странички в Facebook.

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Актуальные СПЕЦПРЕДЛОЖЕНИЯ туроператоров по турам за рубеж и по России смотрите в разделе СПО портала АТОР.

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР