В АТОР оценили перспективы спроса на Турцию в 2021 году

В ходе форума ACE of M.I.C.E, который прошел в Стамбуле 28-30 июня, Ирина Морозова, директор ООО «Корал Тревел» в качестве полномочного представителя руководства Ассоциации туроператоров (АТОР) выступила на панельной сессии с рядом оценок и прогнозов по выездному туризму из России.

По приглашению Ассоциации туристических агентств Турции (TÜRSAB), Ассоциация туроператоров приняла участие в ежегодном международном туристическом форуме-ярмарке ACE of M.I.C.E 2021 by Turkish Airlines в Стамбуле.

В рамках панельной дискуссии в первый день форума о перспективах развития туристических связей России и Турции и прогнозах по восстановлению международного туризма (в том числе в секторе MICE) от лица Ассоциации туроператоров выступила Ирина Морозова, директор ООО «Корал Тревел». Приводим ее выступление с ответами на вопросы модераторов целиком.  

Ирина Морозова, директор ООО «Корал Тревел»

 Во время пандемии в прошлом году Россия заняла первое место среди стран, посещающих Турцию, с 2,1 миллиона российских граждан, путешествующих в Турцию. Из-за пандемии количество россиян в Турции сократилось. Что дает надежды на восстановление? Какова роль Турции в российском выездном туризме в цифрах?

– Согласно российской пограничной статистике, Турция давно является лидирующим направлением на рынке выездного туризма в России, причем лидирующим с большим отрывом от остальных зарубежных стран. При этом и до пандемии динамика прироста была впечатляющей.

По данным Пограничной службы ФСБ РФ, если в 2017 году в Турцию было совершено 4,66 млн поездок граждан России, то в 2018 году уже 5,9 млн (прирост составил +26,6%), а в 2019 году – 6,9 млн (прирост за год 17%). Доля РФ во въездном трафике Турции также постоянно, хотя и не столь большими темпами, росла.

Туроператоры до пандемии в России формировали почти 60% рынка выездного туризма. Во время пандемии их позиции еще более усилились. Так, совокупная доля туроператоров в 2019 году составляла 58,8% от всех совершенных россиянами поездок: то есть, организуя поездку с целью отдыха в популярные зарубежные страны, шесть из десяти россиян обращаются к услугам турагента и туроператора.

Всего по 30 самым популярным зарубежным направлениям отдыха (и зимним, и летним, и пляжным, и экскурсионным) через туроператоров в 2019 году россиянами было совершено 12,2 млн поездок, а доля Турции из этого объема составила 47,5%. Еще раз подчеркну, что речь идет именно о поездках через туроператоров. Таким образом, Турция – незаменимое направление для российских туроператорских компаний.

Если брать все поездки россиян в страны, не граничащие с Россией, то на долю Турции в 2019 году пришлось 31,3% всех поездок (и самостоятельных туристов, и клиентов туроператоров).

В 2020 году Турция после перерыва на всеобщий локдаун весной и в начале лета снова стала лидером на выездном рынке России, но уже с гораздо большей долей на рынке.

Во II-IV кварталах 2020 года, после восстановления международного авиасообщения в августе, в страны, не граничащие с Россией, выехали всего 2,024 млн туристов, преимущественно – клиенты туроператоров. Доля Турции в этот период составила и вовсе 92,5% от всех поездок.

 Как можно охарактеризовать нынешний интерес россиян к Турции? Помимо пляжного туризма, какие турецкие направления, по вашему мнению, могли бы привлечь внимание российских туристов, каковы были бы ваши рекомендации в этом отношении?

– Можно смело предполагать, что Турция в 2021 году, несмотря на увеличившееся количество открытых для россиян зарубежных стран, снова станет лидером, хотя и не со столь экстремально большой долей на рынке.

Турция – лидер по спросу. И если позволит эпидемиологическая ситуация, и в России, и в Турции не будут вводиться новые ограничения на международный туризм, по оценкам АТОР, турпоток из РФ по итогам 2021 года в Турцию может приблизиться к 4,5 млн, а при особо благоприятных условиях – даже к 5 млн поездок.

Основная часть российских туристов выбирает в Турции пляжный отдых, и это всегда будет главным фокусом спроса на Турцию в России, стране, в которой холодно как минимум 6 месяцев в году и где потребность выезда на море (особенно с детьми) является базовой.

Турция сейчас может предложить россиянам не только комфортный климат и длинный купальный сезон (который нельзя искусственно создать на черноморских курортах России) но и – что главное – выгодное соотношение цена/качество, особенно для семей с детьми.

Кстати, на мой взгляд, следует задуматься и о начале продвижения черноморских курортов Турции для россиян.

Если туда будет прямая (хотя бы регулярная) перевозка, то этот регион, возможно, сможет привлечь некоторое количество россиян, которые любят совмещать отдых на море с гастрономией, отдыхом в горах, активным туризмом.

 Как вы оцениваете будущее туристического сектора, каковы ваши прогнозы по восстановлению отрасли?

– Что касается прогнозов на восстановление мирового туристического сектора, то их очень сложно давать. Однако уже очевидно, что даже при благоприятной ситуации допандемийные или близкие к допандемийным объемы турпотока вряд ли смогут быть восстановлены раньше 2023 года.

При этом при продвижении любого направления для россиян, на наш взгляд, следует делать акцент не столько на ограничениях и «мерах безопасности», от которых российские туристы успели устать, а как раз на «свободе»: на том, что «все, как в старые времена».

Недаром мы наблюдали феномен Танзании на российском рынке: в эту страну наши туристы ездили как раз за ощущением «отсутствия ограничений». 

 Турция и Россия – две страны, которые уже давно поддерживают стратегические партнерские отношения в сфере туризма. Как эти прочные связи между Турцией и Россией могут отразиться и на секторе MICE? Может ли Турция повторить свой успех в пляжном туризме на российском рынке в сфере MICE?

– На самом деле, Турция и до пандемии была очень востребована на рынке выездного MICE-туризма в России. У разных туроператорских компаний доля Турции среди зарубежного MICE могла составлять от 20 до 87%.

В 2020 и 2021 годах количество MICE-мероприятий в целом по рынку России упало на 99% по сравнению с 2019 годом. Крупные корпоративные заказчики старались проводить мероприятия исключительно в России. Немногочисленные выездные MICE-ивенты в 2020 и 2021 годах проводились только в Турции (около 70%) и в ОАЭ.

Восстановление выездного MICE-рынка в России займет длительное время из-за того, что компании будут экономить деньги на MICE, наибольшую активность проявят крупные бренды. И у них в первую очередь будут востребованы страны с хорошей транспортной доступностью и отсутствием жестких ограничений.

Европа, по нашим оценкам, для MICE-мероприятий российских компаний станет доступна не скоро – не ранее поздней осени 2021 года, а может быть, и весны 2022 года.

Поэтому у Турции есть довольно редкий шанс перетянуть на себя достаточно значительную часть спроса в российском выездном MICE-туризме и завоевать лояльность и крупных брендов, и средних компаний.

Среди основных преимуществ Турции как MICE-направления перед другими зарубежными направлениями для российских заказчиков являются следующие факторы:

  • большое количество отелей сегмента MICE с конференц-возможностями не только в бизнес-городах, но и на курортах, возможность проведения мероприятий разного формата для разного количества гостей от небольших инсентив-программ, до больших конгрессов;
  • отличная (по сравнению с другими странами) транспортная доступность;
  • наличие систем питания «все включено» и «ультра все включено»;
  • бесплатные залы и бесплатные кофе-брейки в отелях на побережье при бронировании проживания для группы;
  • сочетание пляжа и конференц-возможностей – любимое сочетания российских групп;
  • большие территории береговых отелей, что дает возможность проводить не только конференции, но и тимбилдинг-программы, вечеринки, гала-ужины не выезжая за пределы отеля;
  • продолжительный MICE-сезон в отелях на курортах (особенно Средиземноморье) – отели доступны для групп не только в низкий период зимнего сезона, но и в высокий и средний период – лето и весна-осень, т.е. MICE-сезон длится круглый год;
  • безопасность: в отелях, на курортах, во время экскурсионных программ, в любой момент путешествия по стране;
  • отличные экскурсионные и познавательные возможности Турции, есть интересные для посещения места в любом регионе Турции, где клиент может организовать выезд группы.

Отметим, важно и высокое качество номерного фонда Турции в сочетании с ценами. Дело в том, что вне зависимости от направления, российские крупные компании, как правило, отправляют своих сотрудников и партнеров в качественные отели 4-5*.

Выездные мероприятия рассматриваются клиентами как высоко мотивирующие и повышающие лояльность, поэтому приоритетными для размещения являются отели 5* высокого уровня. То есть для российской компании всегда проще перенести мероприятие на более бюджетное направление, чем понизить уровень объекта размещения.

Что может увеличить спрос на Турцию в России именно в MICE-сегменте? Прежде всего нужна таргетированная на российский рынок реклама и продвижение конкретных регионов Турции именно как MICE-направлений.

В целом же, если не помешает ковид, Турция будет очень востребована в России в MICE-сегменте на этапе восстановления международного туризма после пандемии. Многие компании порядком устали проводить все внутри страны и будут искать новые и доступные по цене места с качественным сервисом.

Ассоциация туроператоров (АТОР) благодарит TÜRSAB за приглашение, предоставленную возможность участия в международной конференции и форума ACE of M.I.C.2021 by Turkish Airlines в Стамбуле и фотографии с мероприятия.

Редакция «Вестника АТОР»

ВНИМАНИЕ:

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР