Зарина Догузова рассказала, что ждет российский туризм в 2022 году

Ростуризм готовит изменения в закон о туризме, которые подразумевают реформу всей системы финансовых гарантий туроператоров. О подробностях грядущих перемен, продолжении кешбэка и национальных маршрутах в интервью федеральным СМИ рассказала руководитель Ростуризма Зарина Догузова.

РЕФОРМА СИСТЕМЫ ФИНАНСОВЫХ ГАРАНТИЙ ТУРОПЕРАТОРОВ

Ростуризм подготовил большой пакет мер по реформированию системы финансовых гарантий туроператоров. По мнению главы ведомства Зарины Догузовой, действующая система фингарантий, предусматривающая отчисления в резервный и персональной ответственности туроператора, не является «справедливой»: она не позволяет туристу в случае банкротства туроператора получить какую-либо компенсацию или существенную часть оплаченного тура. 

В Ростуризме намерены изменить ситуацию. В интервью РБК Зарина Догузова рассказала о разработке нового закона о туризме, ключевой задачей которого является реформирование системы финансовых гарантий.

«Мы хотим создать такую систему финансовых гарантий, которая бы обеспечила туристу в случае банкротства туроператора не только вывоз из другой страны, но и гарантированную фиксированную выплату. Ее размер еще определяется, но сейчас мы видим ее в размере 40 тыс. р. на человека – столько каждый турист должен иметь право получить в случае банкротства туроператора. 40 тыс. руб. – это средняя стоимость пакетного тура на человека на массовое пляжное направление отдыха в России и за рубежом», – пояснила Зарина Догузова.

Как подчеркнула глава Ростуризма, эта мера, в первую очередь, признана защитить людей с невысокими и средними доходами. Сегодня в случае ухода с рынка туроператора на массовых выездных направлениях, турист получает максимум 5% от оплаченного тура, а по новому закону «в сегменте массовых бюджетных туров в России и за рубежом люди будут получать практически стопроцентную компенсацию».

Вместо фондов персональной ответственности, которые в Ростуризме считают неэффективными, источником гарантированной суммы выплат турист станет фонд коллективной ответственности туроператоров, выплаты в который туроператор будет делать постепенно. Причем конкретно за каждого туриста, а не за каждый тур.

По расчетам Ростуризма, чтобы в случае одновременного банкротства двух-трех туроператоров каждый турист смог гарантированно получить по 40 тыс. руб., в фонде коллективной ответственности должно быть примерно 5 млрд р.  Формирование суммы такого фонда в течение нескольких лет потребует от туроператора выездного туризма выплаты за одного туриста в размере 250 р. в целом за поездку.

Регулятор также прорабатывает вариант, при котором государство, в случае если банкротство туроператора случится до того, как в фонде коллективной ответственности будет накоплено достаточно средств, сможет докапитализировать этот фонд в счет дальнейших выплат туроператоров.

ЗАДАЧА – СОЗДАТЬ СПРАВЕДЛИВУЮ СИСТЕМУ КОМПЕНСАЦИИ

По оценке главы Ростуризма, создание фонд коллективной ответственности туроператоров и соответствующие выплаты в него участников рынка не приведут «к сколько-нибудь значимому удорожанию туров» и не станут «избыточной или дополнительной нагрузкой на бизнес, который уже сейчас работает по-честному».

 «Предлагаемая система придет на замену, а не в дополнение, и охватит все направления туризма», – подчеркнула Зарина Догузова. Так, новый механизм заработает как для выездных, так и для внутренних туроператоров. При этом сумма взносов по внутреннему туризму будет ниже.

«Наша ключевая задача – создать справедливую систему, которая гарантирует туристам почти стопроцентное покрытие суммы тура, в случае если это бюджетный тур. Либо значительную сумму – в случае, если речь о туре подороже», – отметила глава Ростуризма.

По словам Зарины Догузовой, предварительные предложения по реформе фингарантий уже внесены в правительство, и сформулированы в проекте нового закона о туризме. Отраслевой законопроект до конца года будет вынесен его на общественное обсуждение.

ЗАЧЕМ НУЖНА ЭЛЕКТРОННАЯ МАРКИРОВКА ТУРОВ

Для обеспечения прозрачности работы отрасли выездного туризма и гарантии возвратов по турпродуктам, которые формирует туроператор, Ростуризм предлагает внедрить электронную маркировку туров. За основу такого механизма будет взята система маркировки товаров, которая уже работает во многих отраслях.

«Сегодня по текущему закону турпродукт – это только гостиница плюс транспорт. И это дает возможность фактически заниматься туроператорской деятельностью, де-юре не являясь туроператором: не оформлять для этой деятельности страховки и не уплачивать взносы. То есть продавать, к примеру, гостиницу плюс экскурсию, в том числе по зарубежным направлениям. Так делают многие туристические компании. Туристу продают то, что де-юре не считается турпродуктом. В новом законе мы сформулируем, что турпродукт – это проживание плюс любая другая туристическая услуга, и не обязательно только транспорт», – пояснила Зарина Догузова.

В Ростуризме подготовят как необходимую нормативно-правовую базу для электронной маркировки туров, так и соответствующие разъяснения для потребителей.

«Турист должен понимать, что гарантию возврата денежных средств будут давать только защищенные или «промаркированные» туры», – подчеркнула Зарина Догузова.

СИСТЕМА «ЭЛЕКТРОННАЯ ПУТЕВКА» – ТОЛЬКО ДЛЯ СБОРА СТАТИСТИКИ И СТАНЕТ ДЛЯ ТУРОПЕРАТОРОВ БЕСПЛАТНОЙ

Прокомментировала руководитель Ростуризма и судьбу системы «Электронная путевка», работа над которой ведется с 2015 года. Как считает г-жа Догузова, в текущем функционале «Электронная путевка» – это всего лишь государственная информационная система (ГИС) по сбору статистики, которая не решает задачу контроля за сохранностью средств туристов.

В законопроект об электронной путевке будут внесены поправки, предусматривающие отсутствие платежей за пользование этой системой для участников отрасли. Как пояснила Зарина Догузова, поскольку электронная путевка «решает сугубо государственную задачу по сбору данных с отрасли», то «логично делать это за счет государства, а не бизнеса и людей».

«Профильный комитет Госдумы по туризму нас в этом поддерживает. Деньги на эксплуатацию системы мы заложили в бюджете», – сообщила она. 

В Ростуризме не рассматривают систему электронных путевок как метод «контроля» за туроператорами. «Если говорить о применимости «Электронной путевки» к разрабатываемой новой системе фингарантий, то важно понимать, что таким функционалом она сегодня не обладает», – ясно высказалась по этому вопросу глава Ростуризма.

По ее словам, скорее всего, законопроект об электронной путевке будет рассматриваться в Госдуме во втором чтении уже в следующем году.

КЕШБЭК БУДЕТ МЕЖСЕЗОННЫМ, СУБСИДИРОВАНИЕ ЧАРТЕРОВ ПРОДОЛЖИТСЯ

Ростуризм продолжит разработку и реализацию механизмов по поддержке туристической отрасли России.  Программа туристического кешбэка будет продлена: с 2022 года эта акция будет работать исключительно в межсезонье.  

Напомним, очередное окно продаж туристического кешбэка откроется 18 января. Забронировать поездку с 20% возвратом от ее стоимости на карту МИР можно будет до 12 апреля 2022 года. В поездки можно будет отправиться с момента старта продаж, то есть с 18 января и по 30 апреля.

В беседе с журналистом «Комсомольской правды» Зарина Догузова рассказала о национальных туристских маршрутах, одним из ключевых критериев которых является продуманное соотношение цены и качества и доступная стоимость поездки. На сегодняшний день вместе с Экспертным советом уже утверждены 18 национальных маршрутов. В 2022 году планируется добавить еще 12 национальных маршрутов, и в их обустройстве регионам будет оказываться помощь.

Продолжится субсидирование чартеров по внутренним направлениям. На новогодние каникулы чартерные рейсы выполняются в Карелию, Казань, Тюмень и на горнолыжный курорт Шерегеш. С февраля чартерные программы будут запущены на Сахалин и в Бурятию, на зимний Байкал.

ЛЬГОТНЫЕ КРЕДИТЫ И СНИЖЕНИЕ НАЛОГОВОЙ НАГРУЗКИ НА ОТРАСЛЬ

В 2022 году бизнес может получить льготный кредит на 15 лет для строительства качественных гостиниц.

«Мы субсидируем банкам ставку рефинансирования, и для конечного инвестора кредитная ставка становится 3 - 5%. Соответственно, это практически в два раза снижает сроки окупаемости гостиниц. И делает инвестиции в туризм более привлекательными», – отметила Зарина Догузова в интервью РБК.

В Ростуризме прорабатывают и вопрос налоговой нагрузки на отрасль. В России один из самых высоких в мире НДС для гостинично-туристической отрасли. Ведомство предлагает снизить НДС с нынешних 20% до 7%.  Также обсуждается отмена НДС за туры по внутренним направлениям. Сегодня, если туроператор формирует турпродукты по зарубежным направлениям, это проходит как экспортный товар и ставка НДС нулевая. Однако при формировании тура внутри страны, НДС уже составляет 20% НДС, что приводит к удорожанию продукта.

РОССИЯ ВОССТАНОВИЛА ТУРОТРАСЛЬ НА 80% ОТ ДОПАНДЕМИЙНОГО УРОВНЯ

Подводя итоги 2021 года, руководитель Ростуризма отметила, что у РФ одна из лучших динамик восстановления внутреннего туризма в мире: 90% к показателям 2019 года.

По предварительным прогнозам, до конца 2021 года турпоток внутри России составит 56 млн человек – это люди, которые хотя бы на одну ночь останавливались в отелях. Во многом за счет опережающих темпов роста внутреннего туризма общий оборот отрасли в 2021 год вырастет до 2,5 трлн: это 70% от доковидного уровня в 3,7 трлн руб. Однако из-за отсутствия иностранных туристов туротрасль по-прежнему не дополучит 1,2 трлн руб.

«Таким образом, Россия по итогам года восстановит туристическую отрасль по ключевым показателям в среднем на 80% от доковидного уровня – это один лучших показателей в мире. Важнейший показатель – рабочие места в отрасли: в этом году мы смогли практически полностью восстановить занятость в туризме к доковидному уровню, на 92%, до 2,3 млн человек. В прошлом году показатель падал до 1,7 млн человек», – резюмировала Зарина Догузова.

Елена Мягкова

Фото: Инстаграм-аккаунт зарины Догузовой

ВНИМАНИЕ:

Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.

Еще больше материалов от АТОР  в нашем канале на Яндекс.Дзен. 

Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".

Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР