Ехать или не ехать в Таиланд

Этот вопрос сегодня задают себе тысячи туристов. Особенно он волнует тех, кто уже купил тур и на днях должен лететь на отдых в эту страну. Волнует не только из-за непогоды, которая обрушилась на южную часть Таиланда, но также из-за не менее острой проблемы возврата средств за путевку. Правовая служба Ассоциации туроператоров России (АТОР) подготовила подробный комментарий для тех, кого интересует - возможно ли вернуть полную стоимость тура в Таиланд, если отказаться от него за день – два, за неделю до вылета.

Туризм, согласно законодательству Российской Федерации, должен быть безопасным. Это аксиома, опровергать которую никто не возьмется. Но вот что считается безопасным туризмом и что делать, если он вдруг оказывается вовсе небезопасным? Предлагаем разобраться на примере ситуации в Таиланде.

На острове Самуи, что на юге Таиланда, в результате длительных проливных дождей и сильного ветра были приостановлены полеты, остановлено паромное сообщение. Многие туристы не смогли вылететь в Бангкок, остров оказался просто «отрезанным» от мира. В других районах страны подобной проблемы нет, сообщение между городами и странами функционирует в полном объеме, однако погода не балует. В Таиланде резко похолодало, сильные дожди, и порывистый ветер не позволяют купаться в море и совершать прогулки.

Россияне, почитав информацию о причудах тайской погоды, серьезно задумались о том, стоит ли совершать путешествие в эту страну. Причем речь идет не только о турах на Самуи, россиян смущают также и остальные регионы: Бангкок, Паттайя, и т.д. К репортажам СМИ сегодня добавилась тревожная информация от МИД РФ, которое рекомендует российским гражданам воздерживаться от поездок на охваченные непогодой острова.

Задуматься, действительно, есть о чем. В туризме невозможно передумать ехать в поездку за день до ее начала. То есть договор расторгнуть, конечно, можно всегда, а вот получить обратно свои деньги, уплаченные за поездку, вряд ли получится. Для того чтобы понять, ехать или нет в ближайшее время в Таиланд, давайте сначала определим, когда туроператор обязан отдать деньги за тур все и сразу.

Ответ на этот вопрос находится в статье 14 закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Данная статья содержит определение понятия «безопасности туризма», а также порядок информирования заинтересованных лиц об угрозе безопасности в той или иной стране. Согласно указанной статье обязанность по информированию туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности туристов в стране (месте) временного пребывания возложена на Федеральный орган исполнительной власти в сфере туризма, то есть на Федеральное агентство по туризму (Ростуризм). В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания туристов (экскурсантов) угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, турист (экскурсант) и (или) туроператор (турагент) вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения.

Другими словами, официально изданное распоряжение Ростуризма о приостановлении организации туров в ту или иную страну сразу же приводит в действие статью 14, и турист получает право на расторжение договора в судебном порядке и требование полной стоимости туров. Рекомендация Ростуризма или МИДа воздержаться от поездок права на 100-процентный возврат денежных средств, уплаченных за тур, не дает.

Это подтверждает также Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию». В статье 5 указано, что «в случае, если на территории какого-либо иностранного государства возникают обстоятельства, серьезно затрудняющие принятие мер по защите граждан Российской Федерации и оказание им покровительства со стороны Российской Федерации, Правительство Российской Федерации принимает меры по доведению до сведения граждан Российской Федерации рекомендаций о нежелательности въезда в это государство. Такие рекомендации не являются основанием для временного ограничения права на выезд из Российской Федерации».

Соответственно, юридически значимых причин отказаться от тура, например, на Пхукет, у туриста нет. При этом, конечно, турист по своему усмотрению вправе отказаться от поездки и расторгнуть договор с агентством в любое время. С правовой точки зрения данное решение будет трактоваться как односторонний отказ от исполнения договора. Отказаться от тура клиент может в любой момент, однако, поскольку обоснованных причин (угрозы безопасности туристов в данном регионе) для этого нет, при рассмотрении подобной ситуации обратимся к ФЗ «О защите прав потребителей». Согласно статье 32 указанного закона, потребитель вправе отказаться от исполнения договора о выполнении работ (оказании услуг) в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договору. Если отказ от тура происходит за день-два до его начала, понятно, что затраты туркомпании составят практически всю стоимость турпродукта.

На причинах отказа хотелось бы остановиться поподробней. Главный аргумент при отказе туриста, например, от тура в Бангкок звучит следующим образом: «Там погода плохая, что я туда поеду, целыми днями в номере сидеть?». Понятно, что приобретая тур, туристы планировали купаться и наслаждаться солнцем, но, позвольте, разве хорошую погоду кто-нибудь может гарантировать? Или, может, туроператор повинен в ливневых дождях? Оформляя тур, он, также как все, не мог предположить, что погода резко изменится, так почему же у туристов считается допустимым требовать у туроператора за плохую погоду возврат денежных средств, которых у него уже давно нет - они перечислены авиакомпаниям и принимающим сторонам в Таиланде. Чтобы было понятно, насколько это требование абсурдно, приведем простой пример. Человек купил большой вкусный торт, намереваясь угостить его всех своих коллег. Принеся его в офис, он узнает, что все его коллеги на диете и к торту никто не притронулся. Деньги оказались выброшенными зря! Но разве в этом виноваты производитель и продавец торта?! Совершенно понятно, что попытка вернуть полную стоимость не пригодившегося торта, в магазине закончится полным фиаско. Более того, никому и в голову не придет пытаться вернуть даже не распакованный торт!

А если поездка туриста планировалась на «пострадавший» остров Самуи? Если самолеты туда летят, а отели принимают клиентов, то отказаться от тура без финансовых потерь также не получится. Плохая погода и отсутствие солнца существенным условием договора о реализации турпродукта не являются. Если же самолеты не летают, паромы не ходят, а в гостинице не ждут, то в такой ситуации надо послушать предложения туроператора. Чаще всего туристам предлагается разместиться на другом курорте Таиланда.

Исходя из изложенного, резюмируем: турфирма свои обязательства перед туристами выполнила, для них были забронированы и своевременно предоставлены все услуги, входящие в тур, которыми они могут воспользоваться в течение закрепленного в договоре периода. Туристам, добровольно отказавшимся от путешествия в Таиланд, туроператор по закону вправе вернуть денежные средства за вычетом фактически понесенных расходов: приобретение авиабилетов, оплата проживания в стране и др. В большинстве случаев, эти денежные средства являются невозвратными. Так что, прежде чем отказаться от поездки, мы рекомендуем внимательно изучить условия договора и еще раз взвесить все за и против данного решения.

P.S. На сайтах прогнозов погоды сообщается, что через два дня в Таиланде будет светить солнце…
 

 
 
Подпишитесь на рассылку АТОР