Туристический рынок находится в экстремальных условиях и ищет способы пережить кризисный период. О том, что поможет реанимировать отрасль и как в текущих условиях сохранить туроператорский и турагентский бизнес, рассказали эксперты 15 марта в рамках пленарной сессии туристической выставки MITT-2022.
ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ НЕ ЗАКОНЧИЛСЯ
Выездной туризм получил беспощадный удар, но он не будет сломлен, заявил, выступая на конференции в рамках туристической выставки MITT, генеральный директор компании Space TravelАртур Мурадян.
В своем выступлении эксперт детально обозначил текущие проблемы и предложил некоторые возможные пути их решения.
ОСНОВНАЯ ПРОБЛЕМА – ПЛАТЕЖИ
Основным фактором, блокирующим желание туристов путешествовать, по словам гендиректора компании Space Travel, являются проблемы со снятием наличной валюты. Проще говоря, туристам не с чем ехать на отдых.
«Введение Центробанком запрета на покупку и лимита на снятие наличной валюты в перспективе на фоне блокировки российских карт за рубежом может привести к исчезновению валютной массы у населения, что в свою очередь значительно ограничит возможности туристов за границей. Напомню, во многих странах, за исключением Турции и Египта, отели работают на завтраках и туристам нужны деньги, как на еду, так и в целом на отдых. Карта «Мир» сейчас не настолько распространена за границей. Что же до платежных карт UnionPay, то Китай не спешит заходить на российский рынок массовой эмиссией», – говорит эксперт.
ДЕНЬГИ НЕ ДОХОДЯТ ДО КУРОРТОВ
«Помимо этого, отсутствие доступа туроператоров к каналам валютных платежей осложнит возвраты денежных средств туристам за отмененные туры. Ведь иностранные партнеры опасаются в текущей ситуации переводить деньги в Россию», – описывает проблему г-н Мурадян. Но сложности, по словам эксперта, возникают и с новыми бронированиями.
«Можно в теории платить через банки, которые не столкнулись с санкциями, но с другой стороны, отключение системы SWIFT и другие специфические проблемы из-за санкций привели к тому, что деньги не доходят в зарубежные страны, которые ждут российских туристов и куда хотят ехать россияне. Это, например, такие страны, как Мальдивы и Сейшелы. До них просто не доходят платежи из России. В своих системах мы видим, как эти деньги «гуляют» по разным странам, а клиенты не понимают, почему они не доходят», – рассказывает г-н Мурадян.
Выходом из этой сложной финансовой ситуации, по словам г-на Мурадяна, могли бы стать прямые межбанковские платежи, а также какой-то третьей валюты, кроме доллара и евро. Туроператорам надо переходить на прямые финансовые отношения с банками, по максимум исключая систему банков-корреспондентов.
РОССИИ НУЖНО ОТКРЫТОЕ НЕБО
Отдельное внимание Артур Мурадян уделил проблемам, с которыми столкнулась авиация. Западные санкции против российской авиационной отрасли сделали для многих российских авиакомпаний невозможными полеты в зарубежные страны.
По прогнозам авиационных экспертов, рассказывает г-н Мурадян, минимум 10 лет потребуется на серийное производство и ввод в эксплуатацию российских дальнемагистральных самолетов, которых сейчас нет.
А решением авиапроблем сейчас, пока еще не начался туристический сезон, могло бы стать открытие неба России для третьих стран, с которыми сохранились хорошие отношения.
«Если мы хотим сохранить турпотоки в Турцию, азиатские страны, то нам нужно открывать небо для их авиакомпаний и разрешать здесь осуществлять им свою операционную деятельность без ограничений на внутренние и внешние полеты, пока наша собственная авиация будет вставать с колен», – считает гендиректор Space Travel.
ДРАЙВЕР РОСТА ВЪЕЗДНОГО ТУРИЗМА
На самолетах из дружественных России стран могут приезжать и иностранные путешественники. Это может стать началом возрождения въездного туризма. Особенно, если страны Азии решатся отправлять своих туристов в Россию.
«Как это ни парадоксально, но сейчас могут быть созданы условия для активизации въездного туризма. Ковид-ограничения в России отменяются, как и по всему миру. Ну и самое главное – рубль сильно ослабел. С учетом курсовой разницы туры в Россию стали дешевле. Так, тур в Москву на Новый год с размещением в отеле категории 5* стоил 12 тыс. долл. Сейчас ценник снижен в два раза. Осталось решить визовые вопросы и полноценно внедрить электронную визу для граждан дружественных стран. Тогда к нам будут ехать не только туристы, но и бизнес-путешественники», – считает г-н Мурадян.
НУЖНО УЗАКОНИТЬ МИНИМАЛЬНЫЙ ПРЕДЕЛ КОМИССИИ ТУРАГЕНТА
Турагентам гендиректор Space Travel рекомендовал искать новые возможности в плане удовлетворения потребностей своих клиентов. А также заявил, что, по его мнению, российским законодателям пора узаконить минимальный размер агентской комиссии.
«Мы видим поддержку туроператорам, отелям, но ее должны получать и турагенты», – убежден г-н Мурадян.
Выступая вслед за коллегой из Space Travel, директор сети турагентств «Розовый Слон» Алексан Мкртчян, назвал турагентов главными фигурами на сегодняшнем организованном туррынке.
Эксперт пояснил: именно турагенты общаются с туристами, понимают их и всегда пытаются помочь, зачастую действуя исключительно в интересах туристов, в ущерб своим.
«Сейчас, в безумно сложной ситуации, турагенты принимают на себя весь гнев туристов. И это, уж поверьте, очень непросто. Кто не справляется – уходят, остальные продолжают свою деятельность», – рассказывает г-н Мкртчян.
Тем турагентам, которые продолжают работать, Алексан Мкртчян настоятельно рекомендует не отчаиваться, верить в себя и в своих туристов.
«Да, рынок, особенно выездной, сейчас будет сужаться. Да, мы с вами сейчас находимся на дне. Но мы от этого дна оттолкнемся и начнем движение вверх», – заверил г-н Мкртчян.
ТУРИЗМ БУДЕТ ВОССТАНАВЛИВАТЬСЯ ШАГ ЗА ШАГОМ
Директор сети турагентств «Розовый Слон» говорит, что постепенное восстановление уже началось.
Эксперт напоминает, что есть страны, где по-прежнему ждут российских туристов, а перевозка сейчас постепенно, хотя и частично, восстанавливается.
«Рейсы за границу постепенно начинают летать. Посмотрите на авиакомпании «Азимут», Red Wings, «Уральские авиалинии». Сегодня общался с директором «Азимута», он рассказал, что из Сочи в Стамбул летает три рейса в день, а в конце марта их количество может быть увеличено до пяти рейсов в день. И это не предел. С конца марта перевозчик планирует рейсы в Шарм-эль-Шейх, потом в Хургаду, Тель-Авив, Дубай. Все рейсы выполняются на самолетах Sukhoi Superjet 100. Это хорошая машина. Лично проверял», – говорит г-н Мкртчян.
Конечно, уточняет директор сети турагентств «Розовый Слон», сейчас не приходится говорить о больших объемах и быстром возобновлении международного туризма. Но шаг за шагом можно будет вернуться к прежней жизни, и сейчас главное никому не отчаиваться.
Александра Полянская
Фото на обложке: pxhere.com
ВНИМАНИЕ:
Обновляемая таблица с условиями въезда в 100 стран мира находится здесь, а таблица с актуальными ограничениями в 85 регионах России - вот здесь.
Еще больше материалов от АТОР – в нашем канале на Яндекс.Дзен.
Читать новости можно, подписавшись на Instagram-аккаунт Ассоциации туроператоров, на канал АТОР в Telegram, или на обновления нашей странички в Facebook и сообщества АТОР "Вконтакте".
Бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".
Новое: подписывайтесь на официальный канал АТОР в YouTube и вступайте в официальную группу АТОР в "Одноклассниках".