Новости компании «Экстрагид»

По следам героев «Мастера и Маргариты»: обзор экскурсии

Как приятно и познавательно провести время на отдыхе или дома в выходные? Конечно, сходить на экскурсию! Отправляемся по Москве Булгакова, мистической и реальной. Узнаем о тайных смыслах «Мастера и Маргариты», увидим, где в Москве «проживал» Воланд со свитой, где познакомились Мастер и Маргарита, и многое другое.

Сейчас трудно представить, но в начале 30-х годов прошлого века район Москвы, где сейчас располагается метро Маяковская, едва ли можно было назвать очень престижным – за Садовым кольцом Белорусский вокзал, а за ним черта города, и дальше уже область. Да, сто лет назад Москва была намного меньше теперешней.

Здесь, на Большой Садовой, и поселился по приезде в Москву молодой писатель Михаил Булгаков. Он занимал тут в коммуналке, в «нехорошей квартире», самую дальнюю комнату с видом в другое окно из-за особенностей архитектуры здания. Чем же квартира была нехороша?

Как следует из романа «Мастер и Маргарита», здесь иногда пропадали люди. Булгаков в романе лукаво приписывает исчезновения людей проискам нечистой силы, но имеет в виду, конечно, репрессии.

Но и у реальной квартиры, а не мистической из романа, репутация была не самая лучшая. Одна из соседок Булгакова, например, вела декадентский образ жизни: просыпалась в полдень, требовала у некоего мужчины, что жил при ней то ли слугой, то ли личным помощником, рюмку водки, выпивала и выходила в прозрачном пеньюаре по Садовому кольцу гулять. В квартиру периодически наведывались с проверками органы власти, подозревая, что там функционирует притон. Словом, нехорошая была квартира.

Сюда Булгаков и «поселяет» Воланда со свитой.

Теперь в квартире расположен музей, весь подъезд изрисован и исписан цитатами из романа, что добавляет месту особенного колорита.

После «нехорошей квартиры» отправляемся к Патриаршим прудам. Тут всё и закрутилось в романе, на одной из этих скамеек. Место это тоже особенное и нередко вводит в заблуждение не только гостей столицы, но и москвичей. Почему этот один пруд именуют во множественном числе – Патриаршими прудами?

Раньше прудов было три. В XIX веке два пруда из трех засыпали. А еще раньше, (гид нагоняет мистики) в XVII веке, тут были грязные и смрадные Козьи болота, в которых, по утверждениям местных жителей, водилась нечисть. Болота осушили, но на их месте вырыли те самые три пруда, чтобы выращивать в них рыбу для Патриаршей слободы.

С Патриарших прудов отправляемся к красивому особняку Маргариты. Основной опознавательной чертой его является сад перед домом. По наличию сада именно перед домом булгаковеды смогли понять, какой дом имел в виду автор, описывая жилище своей героини. И особняк этот тоже не прост. Его кованый забор украшают фигурки демонов и горгулий, что должно было защищать дом от проникновения темных сил.

Следуя с экскурсоводом по «следам» героев «Мастера и Маргариты», мы увидим и перекресток, где Булгаков «объединил» Берлиоза, трамвай и Аннушку с маслом.

Сейчас на нем трамвайных путей нет, но в булгаковские времена были.

Далее по Тверскому бульвару мимо здания МАССОЛИТа (в реальной Москве в нем расположен Литературный институт), которое в романе Булгаков, знаменитый литературный «пироман», с удовольствием сжег, дойдем до Тверской.

Свернем и в Гнездниковский переулок, где Маргарита познакомилась с Мастером. Оказывается, это место для знакомства героев автором выбрано также не случайно. В том же переулке Булгаков познакомился со своей женой, только не на улице, а в гостях у друзей.

Интересен в контексте исторической Москвы и путь еще одного героя – поэта Ивана Бездомного, который сходит с ума после встречи с Воландом. Бездомный, как и положено советскому поэту тех лет, неверующий, но столкновение с нечистой силой заставляет его украсть в чужой квартире иконку со свечкой и бежать с этими предметами за Воландом со свитой. Не догнав их, Иван решает искупаться в Москве-реке в том самом месте, как считают булгаковеды, где прежде стоял Храм Христа Спасителя. Таким образом, автор героя «окрестил» и спас.

Борьба художника и власти (выступающей в романе в виде Воланда) – один из тайных смыслов «Мастера и Маргариты». Так кому же была, на самом деле, адресована эта книга, которую литературоведы называют «книгой для одного читателя», и о чем автор хотел попросить своего адресата?

Сохранить, не душить творческого человека, позволить работать пусть и в условиях очень жесткой цензуры. И хотя послание «Мастер и Маргарита» так и не дошло до адресата, Сталин все же однажды позвонил Булгакову, тщетно искавшему тогда работу, и посоветовал обратиться во МХАТ, где для него, действительно, нашлась работа.

Источник: https://extraguide.ru/

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".