Россия и Иран договорились о сотрудничестве в авиационной сфере и увеличении количества рейсов между странами. Тем временем эксперты окончательно пришли к выводу, что послаблений для авиации со стороны ЕС ждать не стоит. Сможет ли партнерство с исламской республикой помочь российской пассажирской авиации?
Россия и Иран подписали Меморандум о взаимопонимании, согласно которому частота полетов пассажирских рейсов между двумя странами увеличилось до 35 в неделю, пишут иранские СМИ со ссылкой на представителя управления гражданской авиации Ирана Мир-Акбара Разави.
Договоренности были достигнуты в ходе встречи заместителя министра транспорта России и главы Организации гражданской авиации Ирана Мохаммада Мохаммади-Бахшема.
РОССИЙСКИЕ САМОЛЕТЫ СМОГУТ РЕМОНТИРОВАТЬ В ИРАНЕ
Кроме того, в ходе переговоров было подписано соглашение о сотрудничестве в области экспорта из Ирана в Россию запчастей для нужд гражданской авиации, выполнения ремонтных работ и технической поддержки российских самолетов ремонтными центрами страны.
Несмотря на кажущуюся неоднозначность таких перспектив, опрошенные эксперты авиаотрасли оценивают их скорее как позитивные.
«За 40 лет под санкциями Иран действительно приобрел компетенции по ремонту и обслуживанию воздушных судов, в том числе, сложных агрегатов», – говорит руководитель аналитического агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев.
К БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ В ИРАНЕ ЕСТЬ ВОПРОСЫ, НО ИХ ВСЕ МЕНЬШЕ
Да, нельзя отрицать, что к результату использования этих механизмов, а именно безопасности полетов в Иране у специалистов также было много вопросов.
«Как теперь и России, Ирану запрещено продавать оборудование и технологии, а с 1995 года – и новые самолеты. Страна была вынуждена искать на вторичном рынке запчасти для своих стареющих самолетов и приобретать «бэушные» воздушные суда. Профессиональные навыки пилотов начали снижаться. К рубежу XX и XXI века безопасность полетов в стране опустилась до таких уровней, что некоторым авиакомпаниям было запрещено использовать воздушное пространство Евросоюза», – напоминают специалисты профильного агентства AviaSafety.
Но это в прошлом. Другие эксперты отмечают положительную динамику обеспечения безопасности полета, которой в итоге удалось самостоятельно достичь Исламской республике.
Проблемы, связанные непосредственно с гражданской авиацией приходятся как раз на те годы, когда страна только попала под санкции и во многом связаны с эксплуатацией советской авиационной техники. Последние же два десятилетия ситуация стала значительно лучше.
Да и российская авиация сама по себе давно не блещет высокими показателями безопасности, поэтому нам уже есть чему поучиться у Ирана – отмечают опрошенные редакцией специалисты авиаотрасли.
ИРАН НАУЧИЛСЯ ПОЛУЧАТЬ ЗАПЧАСТИ И РЕМОНТИРОВАТЬ САМОЛЕТЫ
«В Иране выросла неплохая авиационная школа. Конечно она не такая зрелая, как у нас. Но они шли шаг за шагом, им не на кого было надеется. У них есть чему поучиться в рамках наложенных рестрикций», – рассуждает еще один авиаэксперт.
Более того, так как в 2010 году санкции против Ирана в части авиации были ослаблены, страна смогла обновить авиапарк и сейчас эксплуатирует те же типы воздушных судов, что и Россия.
В текущих условиях важно и то, что Иран имеет богатый опыт налаживания каналов поставок запчастей и технологий для обслуживания самолетов.
«Диверсифицировать цепочки поставок, находящиеся под постоянным риском закрытия на фоне санкций – это хорошо. Лучше 10 маленьких «ручейков», чем одна «большая труба». Так как крупный отлаженный канал перекрыть намного проще», – говорит Олег Пантелеев.
Также представители российской авиационной отрасли рассказывают, что ранее Иран и сам приглашал на работу российских инженеров. Так что практика взаимного обмена авиационным опытом у двух государств уже есть.
РАССЧИТЫВАТЬ НА ОСЛАБЛЕНИЕ САНКЦИЙ НЕ ПРИХОДИТСЯ
Тем более что рассчитывать на скорое возобновление авиационных взаимоотношений все же не приходится. Некоторый оптимизм, с которым российские СМИ встретили сообщение Совета ЕС о том, что санкции для авиаотрасли могут смягчить, оказался неоправданным.
Еще раз внимательно проанализировав документы, эксперты пришли к выводу, что эти надежды были напрасными. В документах речь явно не идет о чем-то большем, чем обмен информацией, причем в исключительно пользу Международной организации гражданской авиации (ICAO).
И даже сама информация о грядущих послаблениях исчезла из официального заявления Совета ЕС. В более подробных документах Евросоюза же появились оговорки о рамках, которыми строго ограничивается это взаимодействие.
Санкциями по-прежнему напрямую запрещается оказывать представителям российской авиаиндустрии любую «техническую помощь».
Согласно разъяснением Европейского агентства авиационной безопасности (EASA) это определение включает в себя «любую техническую поддержку, связанную с ремонтом, разработкой, производством, сборкой, испытаниями, обслуживанием или любым другим техническим обслуживанием, и может принимать такие формы, как инструктаж, консультирование, обучение, передача рабочих знаний или навыков или консультационные услуги, включая устные формы помощи».
Российские специалисты полагают, что сделанные в седьмом пакете санкций исключения из этих правил специально оговорили для крайне узкого применения, не способного повлиять на рынок. В частности, речь может идти об «информационном сотрудничестве» в случае, когда российская авиакомпания готова передать подсанкционные самолеты лизингодателю или другой авиакомпании.
Но, согласно протоколам ЕС и ранее позволялось обслужить самолет перед возвратом, но только если он юридически уже не имеет отношения к России. Не исключено, что поправки были приняты для того, чтобы иметь возможность получить доступ к авиатехнике, которую решено вернуть, как бы «на шаг раньше», пока юридические формальности еще не улажены.
РОССИЙСКИМ ТУРИСТАМ БУДЕТ НА ЧЕМ ЛЕТАТЬ
Таким образом, благодаря сотрудничеству с Ираном, российские путешественники на фоне тотальных санкций со стороны ЕС (которые никто и не думал ослаблять), получат дополнительную возможность летать.
Сейчас любая помощь «со стороны» уменьшает риски выбытия авиапарка и продлевает ситуацию весьма относительной, но все же стабильности на рынке.
Екатерина Тропова
Фото: piqsels.com