В Финляндии намерены более тщательно следить за транзитом россиян, использующим финский шенген для поездок в другие страны Евросоюза, но о каком-то «запрете» транзитных поездок или тем более о прекращении выдачи виз речь не идет. Российские СМИ слишком панически истолковали некоторые моменты из заявлений финских дипломатов.
В ФИНЛЯНДИИ ВИДЯТ РОСТ ТРАНЗИТНЫХ ПОЕЗДОК ИЗ РОССИИ, ОДНАКО НЕ СЧИТАЮТ ЕГО КРИТИЧНЫМ
По оценке главы консульской службы министерства иностранных дел Финляндии Юсси Таннера, после снятия ограничений из-за коронавируса количество пересечений границы россиянами с Финляндией увеличилось на 10–30% по сравнению с весной и началом лета из-за «курортного сезона».
Тем не менее, въездной поток из РФ в 2022 году по-прежнему в разы меньше, чем до пандемии. По словам г-на Таннера, с начала текущего года финско-российскую границу пересекли около 800 тыс. человек, в то время как в пиковые допандемийные годы фиксировалось ок. 13 млн пересечений.
В этом году сформировался новый тренд со стороны российского рынка. «Некоторые лица используют Финляндию только как транзитную страну, например, по дороге в места отдыха на Средиземноморье», – рассказал Юсси Таннер.
Финские власти уже обратили внимание на этот «транзит», но намерены вмешаться в ситуацию, но только в том случае, если финские визы начнут массово использоваться для таких трансграничных поездок, подчеркнул он.
Как добавил г-н Таннер, информация о «таком явлении довольно быстро поступает из других стран Шенгенского соглашения», поэтому отследить растущий тренд будет не сложно.
«С визой, выданной Финляндией, вы можете путешествовать в другие страны, подписавшие Шенгенское соглашение, то есть во все страны Северной Европы и большинство стран ЕС. Если виза, выданная Финляндией, явно используется только для транзита в другую страну, новая виза может быть не выдана», – пояснил Юсси Таннер.
Переводя с дипломатического на русский: никто не будет проверять, куда человек летит или едет дальше после прилета в Финляндию или запрещать лететь из Хельсинки (да это и технически невозможно). Но некие (при том, только лишь возможные) санкции могут наложены только потом (не выдадут новую визу)
Прокомментировал глава консульской службы МИД Финляндии и соответствующее предложение российских транспортных компаний по доставке российских путешественников в аэропорты Хельсинки и Лаппеенранты. По его словам, о такой бизнес-идее российских транспортников финские власти знают, и вскоре на пути такого приграничного предпринимательства поставят заслон.
«В будущем Финляндия и ЕС, вероятно, установят некоторые ограничения для подобной деловой активности», – отменил г-н Таннер.
ВОПРОС ВЫДАЧИ ШЕНГЕНА РОССИЯНАМ ЕС РАССМОТРИТ В АВГУСТЕ
Вопрос выдачи шенгенских виз будет рассматриваться уровне ЕС в конце августа на неформальной встрече министров иностранных дел. Между РФ и ЕС по-прежнему действует соглашение, которое облегчает выдачу краткосрочных виз. Применение соглашения частично приостановлено, но не прекращено.
«Вероятно, в ближайшие недели мы еще услышим об этом», – заявил Таннер.
ВИЗОВОЕ РЕШЕНИЕ – ЗА ФИНСКИМ ПРАВИТЕЛЬСТВОМ
По словам представителя финского МИД, по факту Финляндия уже ограничила выдачу виз россиянам, поскольку заявления на получение визы можно подавать только по предварительной записи. Эта мера была введена в период пандемии, но из-за событий вокруг Украины ее оставили и после снятия ковидных ограничений.
По словам Таннера, для подачи заявления на визу нужно записываться на несколько недель вперед. «Спрос на подачу заявлений значительно превышает предложение», - добавил он.
Как пояснил Юсси Таннер, прекращение выдачи виз, не говоря уже об аннулировании действующих виз, наталкивается на юридические проблемы.
Тем не менее, на практике можно регулировать количество выдаваемых виз: например, ограничив ежедневное количество принимаемых заявлений. Сейчас посольство и консульства Финляндии в РФ принимают около 1000 заявлений на получение визы. Юсси Таннер не исключил, что такой метод будет использоваться и Финляндией.
Однако для изменения «визовой позиции» политическая поддержка, и поэтому МИД Финляндии ожидает разъяснения правительства страны по данному вопросу.
При этом в МИД Финляндии визовый вопрос не считают «угрозой безопасности» или иным образом настолько срочным, что потребовало бы от правительства спешки в его рассмотрении.
ПОЧЕМУ РОССИЯНЕ ЛЕТЯТ ТРАНЗИТОМ В ЕВРОПУ ЧЕРЕЗ ФИНЛЯНДИЮ
В настоящее время Финляндия остается единственной приграничной страной ЕС, которая оформляет россиянам визы под туристические поездки.
С 15 июля власти РФ сняли ковидные ограничения на пересечение сухопутных границ, в том числе, с Финляндией, чем и воспользовалась определенная аудитория российских путешественников. В соответствии с правилами Шенгенской зоны, по многократной визе наши соотечественники могут посещать не только страну, которая ее выдала, но и другие страны Евросоюза.
Соскучившись по отдыху в Европе, россияне на своих личных автомобилях, рейсовых и коммерческих автобусах поехали в Хельсинки, чтобы из финской столицы улететь в другие страны Европы. Эксперты туристического рынка из-за сложной логистики оценивали такой транзитный поток как незначительный: 3-5% от общего количества путешествующих за рубеж. К тому же препятствием на пути транзита в Европу остается виза: у многих россиян за время пандемии срок действия шенгена истек, а с получением новых виз есть сложности.
Основная причина транзита в Европу через Финляндию – доступные цены на перелеты из Хельсинки. Лоукостером отправиться на курорты Испании, Италии, Греции можно в среднем за 150-200 евро (от 9000 р. до 12,2 тыс.р.).
Для сравнения: за перелет на европейские курорты со стыковкой в Стамбуле или в аэропортах Ближнего Востока придется отдать от 80 до 150 тыс.р. на одного.
Елена Мягкова
Фото: piqsels.com