По итогам 2022 года круизные туроператоры надеются на заполняемость теплоходов на уровне не менее 95%. Разбирались с экспертами, какие факторы способны повлиять на этот результат, что дал кешбэк, и почему в круизе будет комфортно осенью.
ТЕКУЩАЯ ЗАГРУЗКА ЭТОГО ГОДА ВЫРОСЛА НА 20%
Текущий сезон с самого начала навигации отличался достаточно хорошим спросом на речные путешествия. Уже в конце июня сложилась ситуация, когда круизы были забронированы почти на 80% до конца навигационного периода.
Летом спрос также не снижался, и к началу осени выполнение плана по загрузке теплоходов составляло 85-88%. Некоторые суда были к этому моменту загружены уже полностью – например, у компании «ВодоходЪ» к 1 сентября из оставшихся до конца сезона 382 круизов в стопе находилось 70.
Как отмечают эксперты этой судоходной компании, динамика прироста заполняемости судов в этом году значительная – так, в 2021 г. в аналогичный период загрузка была на уровне 70%, а в кризисный 2020 г. – 66 %.
Ожидают в компании «ВодоходЪ» и роста доходов – прогнозы составляют от 7% до 10% финансового прироста к 2021 г., но итоги будут понятны только по окончанию осенних месяцев, которые традиционно относятся к сезону пониженного спроса.
О ЗАГРУЗКЕ ОСЕННИХ КРУИЗОВ ДО СТАРТА КЕШБЭКА
Высокий спрос, который сохранялся в течение всего навигационного года, отразился и на осенних круизах. В среднем, к моменту старта кешбэка 25 августа, средняя загрузка осенних рейсов составляла порядка 45%.
В первую очередь загружались рейсы продолжительностью от 7 дней и более – по данным компании «ВодоходЪ» к началу сентября они были проданы на 40%, а у компании «Инфофлот» данные даже чуть выше – 50%.
«Популярные и длительные рейсы всегда загружаются заранее, иногда даже за год-полтора. И это не значит, что люди как-то невнимательны к кешбэку – из-за динамического ценообразования и скидок по раннему бронированию осенние круизы также приобретаются ими по очень выгодной цене», – говорит Андрей Михайловский, генеральный директор круизного центра «Инфофлот».
Глубина продаж на осенние круизы продолжительностью менее 7 дней традиционно ниже, чем в топовые летние месяцы, что отражается на загрузке рейсов – на конец августа она составляла в компании «ВодоходЪ» не более 15%. Короткие круизы в Карелию из Санкт-Петербурга начинают активно заполняться за 10 дней до начала рейса.
Сезонный фактор действительно важен. Осенью традиционно более популярны маршруты на юг России – в Нижний Новгород, Казань и Астрахань, а также в Санкт-Петербург, особенно в сентябре. Доля круизов по Карелии значительно снижается, а Соловки уже выпадают из программы.
КРУИЗНЫЕ ОПЕРАТОРЫ СТРЕМЯТСЯ К 95% ЗАГРУЗКЕ РЕЙСОВ
Круизные операторы по итогам года хотели бы видеть свои круизы проданными на 95% от общего объема предложения. В этом они во многом они надеются на кешбэк, который очень ждали туристы.
«В момент объявления Ростуризмом нового этапа государственной программы кешбэка и до даты официального старта 25 августа динамика продаж резко снизилась, так как потенциальные клиенты ждали старта акции», – отмечает Илья Суховольский, заместитель генерального директора по развитию компании «ВодоходЪ».
И это неудивительно – стоимость осенних круизов благодаря кешбэку оказывается значительно ниже по сравнению с аналогичными предложениями летнего периода.
Так, если сложить скидку по акции с традиционно более низкой ценой в конце сезона, то путешествие может оказаться и на 40% дешевле. При этом ни теплоход, ни маршрут, ни уровень обслуживания никак не меняются.
«Кешбэк в этом году идеально пришелся на традиционно низкий, но еще вполне комфортный сезон с 1 сентября, так что даже те люди, которые не планировали круиз в этом году, оказались готовы пересмотреть свое решение на осень», – отмечает г-н Михайловский.
В первую очередь акция кешбэка привлекает новичков – их уже не менее 20% от общего количества «осенних» туристов, а также тех постоянных путешественников, которые отправляются в несколько круизов за сезон.
ПЕРИОДА КЕШБЭКА КРУИЗНОМУ СЕКТОРУ МОЖЕТ НЕ ХВАТИТЬ
Впрочем, сейчас у круизных операторов уже есть опасения, что тренд на высокую заполняемость судов может прерваться.
Последний в этом году кешбэк достаточно короткий – туристам дается всего лишь 17 дней на принятие решения, что может оказаться недостаточно для круизного бизнеса.
«За первую неделю акции продажи осенних круизов с кешбэком действительно выросли на 20-35%, но уже 31 августа мы зафиксировали последний пик роста, после чего, с 1 сентября, пошел явный спад спроса», – сообщили «Вестнику АТОР» представители компании «ВодоходЪ».
Это связано с целым рядом факторов – и начало учебного года, и уменьшение количества отпусков, и даже внезапно испортившаяся погода.
Эксперты оператора уверены, что результат был бы ощутимо лучше, если бы удалось продлить «окно продаж» на речные круизы еще на пару недель. А также «подсветить» на федеральном уровне круизные возможности в этой акции. Тем более, что на период школьных осенних каникул, которые пройдут с 3 по 10 октября или с 31 октября по 6 ноября, в компании «ВодоходЪ» есть интересные варианты мини-круизов от 4-х до 6 дней. Они оптимально подойдут для семейного отдыха по системе «все включено».
«Многие семьи, кто путешествует с детьми, в конце августа и начале сентября обычно заняты вопросами, связанными с началом очередного школьного года и просто не успевают принять решение и рассмотреть варианты на ближайшие каникулы», – подчеркивает г-н Суховольский из «Водохода».
В КАКОЙ КРУИЗ МОЖНО ОТПРАВИТЬСЯ ОСЕНЬЮ
Как отмечают эксперты «Водохода», наибольшим спросом в осенние месяцы пользуются круизы средней продолжительности (5-6 дней) и короче. Например, круизы в Плес в рамках программы «Очарование русской провинции», а также в Карелию, где будет приятно завершить сезон. Тут можно выбрать любой из 30 тематических круизов на Валаам, в Мандроги или на остров Кижи.
Тематические круизы вообще становятся важным элементом конца сезона – например, с «Водоходом» будет приятно продегустировать вино на премиальном теплоходе в путешествии «Академия вина с Simple».
Также компания подготовила серию круизов с приоритетом на взрослых пассажиров и самостоятельный выбор тарифа и направления вновом классе “Водоход.Лайт”.
Все осенние круизы компании «ВодоходЪ» здесь.
Также интересные осенние круизы предлагает и компания «Мостурфлот», в .ч. с отправлением из Санкт-Петербурга в Карелию и на южном направлении. Подробнее – здесь.
Ольга Пегасова
Фото – компания «ВодоходЪ»