В Ташкенте открылась Ташкентская международная туристическая ярмарка «Туризм на Шелковом пути-2022». Участие в этом крупнейшем отраслевом мероприятии Центрально-Азиатского региона принимают представители более 20 стран. О ситуации на российском туристическом рынке в ходе деловой сессии рассказала исполнительный директор АТОР Майя Ломидзе.
ТУРИНДУСТРИЯ УЗБЕКИСТАНА ВЕРНУЛАСЬ К УРОВНЮ ДО ПАНДЕМИИ
В Ташкенте 30 ноября открылась Ташкентская Международная Туристическая Ярмарка – «Туризм на Шелковом пути» (TITF). Выступая на открытии выставки, заместитель премьер-министра страны – министр туризма и культурного наследия Азиз Абдухакимов подчеркнул, что туризм – одна из стратегических сфер экономики Узбекистана, и отрасль активно поддерживается государством.
В TITF принимают участие представители более чем 20 стран, включая Россию. На форум приехала делегация туроператоров АТОР. Один из ключевых зарубежных участников выставки – Санкт-Петербург, который выступает в статусе официального города-партнера TITF.
Роль государства в развитии туриндустрии обсудили на деловой сессии. О том, что делают для развития туризма в Узбекистане, рассказал Бахтияр Ибрагимов, заместитель министра туризма и культурного наследия.
В 2022 году Узбекистан уже посетили 4,2 млн туристов, по итогам всего года ожидается 4,5-5 млн зарубежных гостей (в 2019 году – 6,7 млн туристов). В 2023 году Узбекистан нацелен уже на 7 млн иностранных туристов. Т.е. предполагается, что турпоток увеличится в сравнении с 2022 годом на 55%. В настоящее время без виз въехать в Узбекистан могут граждане 91 страны, а пятидневный безвизовый транзит действует для граждан 53 государств.
По оценкам г-на Ибрагимова, туристическая отрасль Узбекистана почти восстановилась до уровня 2019 года, чему во многом помогла комплексная поддержка отрасли в период пандемии. Туроператорам, средствам размещения, гидам, объектам питания были предоставлены субсидии на сумму 8,9 млрд. сум. Для скорейшего восстановления оборотов отрасли с апреля 2022 года были установлены ставки социального налога и других основных налогов на уровне 1%.
Большое внимание уделяется развитию внутреннего туризма. В Узбекистане внедрена практика покрытия государственными организациями 20% расходов по туристическим поездкам сотрудников, действует программа кешбэка с возвратом 15% от стоимости авиа, железнодорожных и автобусных билетов, 20% от стоимости проживания в гостинице и 50% – от стоимости билетов в музеи и другие объекты культуры.
РОССИЙСКОЕ ГОСУДАРСТВО ПОДСТАВИЛО ТУРБИЗНЕСУ ПЛЕЧО В ПЕРИОД КРИЗИСА
О мерах государственной поддержки в России на пленарной дискуссии в рамках TITF рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе.
Она отметила, что когда случились потрясения, бизнес оказался в сложных обстоятельствах, а главная задача государства была в том, чтобы «подставить ему плечо», сделать так, чтобы бизнес не потерял мотивацию и продолжил заниматься своим делом.
По ее оценке, господдержка российского турбизнеса шла по 2 основным векторам. Первый – это создание условий развития предпринимательской инициативы и возможности зарабатывать деньги для всех участников индустрии туризма.
Это главная суть поддержки государством туризма, которая по формам была разнообразной – налоговые льготы, гранты, субсидии, кредиты с госгарантией и пр.
К концу 2020 году общий объем потерь российского туррынка составил 1,3 трлн р. или более 2 млрд долларов. Для государства роль помогающего была непривычна, но, тем не менее, важные и действенные меры поддержки были предложены рынку. Из самых эффективных можно отметить туристический кешбэк, который поддержал потребителей и спрос в низкий сезон, и отсрочка обязательств туроператоров перед потребителями больше чем на 2 года.
Кроме федеральных властей, турбизнес поддерживали и регионы России. Так, Санкт-Петербург освободил участников туриндустрии от всех местных налогов.
«Это единственный регион, который сделал такой беспрецедентный шаг, что позволило сохранить в Санкт-Петербурге высокий уровень гостеприимства и качества туруслуг».
По словам г-жи Ломидзе, сейчас крайне важны и меры поддержки въездного туризма, и в этом секторе таким инструментов станет переход на электронные визы, которого так ждет турбизнес.
Елена Мягкова
Фото: АТОР