14 июля, воскресенье
 
 

АТОР подвела предварительные итоги туристического 2022 года

В ходе пресс-брифинга на площадке Национальной службы новостей исполнительный директор Ассоциации туроператоров (АТОР) Майя Ломидзе рассказала об итогах уходящего 2022 года во внутреннем, въездном и выездном туризме в России. Представляем ключевые цифры, факты и тенденции от Аналитической службы АТОР.

ВНУТРЕННИЙ ОРГАНИЗОВАННЫЙ ТУРИЗМ В 2022 ГОДУ РОС ВЫШЕ РЫНКА

По прогнозу Минэкономразвития в 2022 году внутри России ожидается более 61 млн поездок, что на 7% больше, чем в 2021 году (57 млн. поездок).

Согласно предварительным прогнозам администраций ряда регионов РФ, турпоток (и организованный, и самостоятельный) по итогам 2022 года составит:

  • Московская область – 22 млн (+57%)
  • Москва – свыше 18 млн (+7%)
  • Краснодарский край – 17 млн (+3%)
  • Петербург – 8,1 млн (+32%)
  • Крым – 6,5 млн (-32%)
  • Казань – 3,3 млн (+11%)
  • Тюменская область – 3,3 млн (+13%)
  • Приморье – 3 млн (+7%)
  • Ставропольский край (Кавминводы) – 1,5 млн (+20%)
  • Республика Алтай – 2,1 млн (+7%)
  • Дагестан – 2 млн (+100%)
  • Калининград – 1,8 млн (-5%)
  • Свердловская область – 1,8 млн (+12%)
  • Тульская область – 1,52 млн (+16%)
  • Иркутская область – 1,5 млн (+30%)

Организованный внутренний турпоток в России в 2022 году демонстрирует более высокие темпы роста. Это свидетельствует о том, что часть самостоятельных туристов в этом году, в отсутствие ушедших зарубежных систем бронирования, пошла к турагентам. Доля туроператоров на внутреннем туристическом рынке растет второй год подряд, и в 2022 году, по предварительным оценкам она выросла с 23% до 30%.

Большинство регионов РФ по объемам организованного потока превзошли уровень 2019 года, который является сейчас базой для сравнения. Если общий турпоток в России в 2022 году вырос на 7%, то количество туристов, отправленных по России туроператорами – на 16% в среднем по стране.

В четырех ключевых туристических регионах РФ прирост количества клиентов туроператоров также выше, чем прирост общего количества туристов:

Регион

Прирост общего турпотока в 2022 году (предварительный прогноз)

Прирост организованного турпотока в 2022 году (оценочно)

Краснодарский край

+3%

+30%

Санкт-Петербург

+32%

+42%

Ставропольский край (Кавминводы)

+20%

+40%

Москва

+7%

+38%

Туроператоры отмечают, что во многих регионах изменился и сам характер турпотока: за счет вытеснения классическими туристами командировочных. В ряде индустриальных регионов РФ, где на туризм ранее не приходилось более 10-15% всего годового потока, его доля выросла до 40% за счет сокращения доли деловых поездок.  

По предварительной оценке Аналитической службы АТОР, по итогам 2022 года три четверти проданных туров и размещения в России пришлось на 5 регионов (они же – лидеры и новогоднего спроса в РФ):

  1. Краснодарский край (44%)
  2. Санкт-Петербург (12%)
  3. Кавминводы (9%)
  4. Москва (6%)
  5. Подмосковье (5,5%)

В ТОП-10 также вошли Крым, Калининградская область, Карелия, речные круизы, регионы Урала и Сибири.   

Рост речного круизного турпотока в 2022 году составил порядка +28%, а общее количество туристов на реках России приблизилось к допандемийным показателям. Многие теплоходы были забронированы на 80% уже в середине сезона.

ГЛАВНЫЕ ТРЕНДЫ ВНУТРЕННЕГО ТУРИЗМА В 2022 ГОДУ

Туроператоры отмечают несколько важных трендов, характеризовавших внутренний туризм в 2022 году:

  • Средний чек на пакетный отдых в России составил в 2022 году 75 тыс. р. на 1 человека (учтены и пакеты с перелетом), что на 15% больше, чем в 2021 году.  Цены на проживание в отелях южных курортных регионов в среднем по рынку выросли в пределах инфляции, хотя рост стоимости в высоком ценовом сегменте у ряда объектов мог быть на уровне 30% и более.
  • Продолжает расти доля бронирований отдыха в «домашнем» или сопредельном регионе, на фоне нестабильной ситуации сокращается количество дальних поездок. Соответственно, растет и доля туристов, добирающихся до места отдыха на собственном автомобиле.
  • Туроператоры на фоне ухода глобальных платформ бронирования в 2022 году расширили и будут продолжать расширять ассортимент за счет гостевых домов, мини-отелей и апартаментов в городах. В марте у туроператоров наблюдались буквально очереди из заявок на подключение от небольших объектов, которые продавались ранее через Booking.com и AirBnB. 
  • Спрос на люксовый отдых, отели 5* и систему «все включено» в России стабильно растет – при этом на рынке наблюдается дефицит таких объектов во всех основных курортных регионах.
  • Глубина бронирования остается, на фоне общей ситуации, небольшой – 1-1,5 месяца как максимум. Пика раннего бронирования на 2023 год туроператоры ожидают в феврале 2023 года.

ВЪЕЗДНОЙ ТУРИЗМ В РОССИЮ В 2022 ГОДУ СОКРАТИЛСЯ НА 99,5%

По итогам трех кварталов 2022 года въездной турпоток в Россию формально составил 147,4 тыс. поездок иностранных граждан с целью туризма. Это на 99,5% меньше, чем за этот же период в 2019 году и даже на 16% меньше, чем в жестком ковидном 2021 году.

По итогам 9 месяцев 2022 года на первом месте по турпотоку в Россию находится Германия: 18,3 тыс. визитов (для сравнения, за 9 месяцев 2019 года граждане Германии посетили Россию с туристическими целями 465 тыс. раз). На втором месте по итогам трех кварталов турпоток из Турции – 15,8 тыс. визитов. На третьем – из Ирана (12 тыс.).

С учетом традиционно «низкого» для въездного туризма IV квартала, по итогам 2022 года въезд с целью туризма в Россию может составить порядка 180 тыс. визитов.  

При этом в реальности большинство этих поездок тоже не будут относиться к классическому туризму  – здесь учтены, например, «челноки» с Кубы, деловые поездки из Турции, визиты к родственникам в РФ из Германии и пр. Как таковой организованный въездной туризм в России в 2022 году существовал, по определению туроператоров, лишь «на уровне статпогрешности».

Перспективы возобновления сколько-нибудь массового въездного туризма в России туроператоры связывают с тремя факторами:

  1. Снятие ковидных ограничений для поездок граждан КНР за рубеж (до пандемии Китай был главным въездным рынком России).
  2. Запуск электронной визы и введение безвизовых режимов для граждан из списка «дружественных стран», среди которых, помимо КНР, самые большие надежды возлагаются на Индию и арабские страны.
  3. Нахождение решения с возможностью безналичной оплаты товаров и услуг иностранцами в России (анонсирован запуск предоплаченных карт).

ВЫЕЗДНОЙ ТУРИЗМ: РОСТ НА 10% В ЦЕЛОМ ПО РЫНКУ, НА 22% – ПО ТУРИСТИЧЕСКИМ СТРАНАМ

По предварительным прогнозам, со всеми целями визитов в этом году за границу выедут не менее 23,5 млн россиян (на 10% больше, чем в 2021 году). При этом около 40% этого выездного потока придется на 17 направлений, где выездной поток носит целиком или преимущественно туристический характер. 

По оценкам Аналитической службы АТОР, в 2022 году по 17 ключевым туристическим зарубежным направлениям, включая Абхазию, будет зафиксировано свыше 9,4 млн поездок россиян. Это на 22% больше, чем по ключевым открытым для туризма направлениям в 2021 году (7,7 млн), то есть туристический выездной поток рос в 2022 году более быстрыми темпами, чем общий выезд за границу.

Цифра в 9,5 млн учитывает как организованных, так и самостоятельных путешественников, но не включает поездки в страны «ближнего зарубежья», где, в связи с событиями марта и сентября и очень большой разнородностью рынков, вычленить долю туристов крайне сложно. Оценочно, с учетом стран СНГ, количество туристических поездок россиян может быть близко к 9,8 млн.

Ниже приведены ключевые зарубежные направления с преимущественной или значительной долей туроператоров (прогноз российского турпотока по всему 2022 году и динамика к 2021 году):

  • Турция – 5,3 млн (+13% к 2021 году)
  • Абхазия – около 1,1 млн (-25%)
  • ОАЭ – около 1 млн (+60%)
  • Египет – менее 900 тыс. (предположительно -10%)
  • Таиланд – 410 тыс. (многократный рост практически с нуля)
  • Мальдивы – 205 тыс. (-7%)
  • Доминикана – 92 тыс. в первом квартале (-48,6%)
  • Шри-Ланка – более 85 тыс. (рост в 6 раз)
  • Сербия – более 80 тыс. (+26%)
  • Куба – около 60 тыс. (-60%)
  • Катар – около 60 тыс. (+55%)
  • Гоа (Индия) –  около 60 тыс. (рост практически с нуля)
  • Израиль – 48 тыс. (рост практически с нуля)
  • Сейшелы – 30 тыс. (-5%)
  • Венесуэла – 25 тыс. (рост в три раза)
  • Иран – 20 тыс. (+27%)
  • Индонезия – 20 тыс. (рост с нуля)

По отдельно взятому Новому году у туроператоров из зарубежных стран лидирует ОАЭ, затем Египет, на третье место в новогоднем топе вышел резко набравший силу Таиланд,

В 4 квартале 2022 года в Таиланд приедут 140-150 тыс. туристов, по данным таиландских источников. А в 2023 году там ожидают 0,9 – 1 млн туристов из РФ, в том числе в I квартале – около 330 тыс.

Турция в новогоднем рейтинге у туроператоров на 4 месте и Шри-Ланка – на пятом.

ОСНОВНЫЕ ТРЕНДЫ И КЛЮЧЕВЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ В ВЫЕЗДНОМ ТУРИЗМЕ В 2022 ГОДУ

Ключевой тренд в выездном туризме в 2022 году – существенное увеличение доли туроператоров на рынке выездного туризма.

Агрегированный рейтинг зарубежных направлений в продажах туроператоров в 2022 году выглядит так:  

  1. Турция
  2. Египет
  3. ОАЭ
  4. Таиланд
  5. Абхазия

Продажам туроператоров на основных массовых направлениях в 2022 году помогал и другой новый фактор. Из-за сложностей с авиаемкостями туроператоры перешли от конкуренции к сотрудничеству, фрахтуя совместные чартеры в Турцию, ОАЭ, Египет, на Кубу и др.

Глубина продаж в выездном туризме в связи с геополитической обстановкой по большинству направлений остается небольшой – от 2 недель до 1,5 месяцев в среднем.

В связи с резким удорожанием авиаперелетов наблюдается изменение в предпочтениях туристов: они все больше выбирают за рубежом отели 4* и 5*, так как доля наземного размещения в составе турпакета уменьшилась, а средний чек за тур по ряду направлений вырос до 100%.

Продолжает расти доля «люкса» и «премиума», в том числе по массовым направлениям. Однако такие страны как Мальдивы, скорее всего, в 2023 году будут терять позиции по мере открытия новых стран ЮВА: многие люксовые туристы побывали там по 6-8 раз за 2020-22 годы.

В отличие от Мальдив, ставших массовым (сотни тысяч туристов) направлением, бронирования отдыха в Европе перешли в разряд «экзотики». Совсем небольшой спрос на эти страны все же есть – к туроператорам поступают заявки на бронирования отелей и туров в Италию, Францию, Грецию, Черногорию, Кипр и Болгарию.

Редакция «Вестника АТОР»

Фото: chaylek, Vecteezy.com

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР