Росавиация выдала сертификат соответствия компании Global Jet Technic, которая теперь сможет обслуживать российские самолеты в ОАЭ. Это должно минимизировать задержки рейсов из-за поломок и упростить процедуры техобслуживания и ремонта. Западные партнеры необходимы, потому что российские техцентры не справляются сами?
САМОЛЕТЫ РОССИЙСКИХ АВИАКОМПАНИЙ СМОГУТ ПРОЙТИ ТЕХОБСЛУЖИВАНИЕ В ЭМИРАТАХ
Федеральное агентство воздушного транспорта (Росавиация) вручило сертификат соответствия организации по техническому обслуживанию Global Jet Technic из Объединенных Арабских Эмиратов. Документ подтверждает, что организация соответствует требованиям российских авиационных властей к предприятиям, которые занимаются техническим обслуживанием гражданских самолетов.
Теперь компания из ОАЭ получила право проводить техническое обслуживание самолетов Boeing 737, Airbus 318/319/320/321 и Airbus 330 российских авиаперевозчиков, говорится в телеграм-канале ведомства.
Как рассказали «Вестнику АТОР» в Росавиации, Global Jet Technic будет ремонтировать и обслуживать российские самолеты в ОАЭ. Работать в России она сможет лишь в случае принятия соответствующего решения ее головным офисом.
В соответствии с информацией, приведенной на сайте Global Jet Technic, она специализируется на взаимодействии с авиатехникой, в том числе, стран «третьего мира» и имеет аналогичные сертификаты от авиавластей Саудовской Аравии, Бермудских островов, Каймановых островов, Египта, Индии и Пакистана.
САМОЛЕТЫ БУДУТ РЕЖЕ ЗАДЕРЖИВАТЬСЯ В ОАЭ ИЗ-ЗА ПОЛОМОК
С точки зрения пассажира, наличие партнера в ОАЭ у российских авиакомпаний минимизирует риск задержек самолетов на этих направлениях.
В качестве примера, сегодня, 14 февраля, телеграм-каналы сообщили, что рейс авиакомпании «Победа» DP992 на протяжении суток не может вылететь из Дубая из-за поломки. По мере наращивания сотрудничества с новым партнером, таких случаев быть не должно: авиакомпании не придется ждать прибытия своих техников – самолет починят местные партнеры.
Кроме того, опять же, в теории, такое сотрудничество может положительно влиять на стоимость авиабилетов: в случае, если опыт взаимодействия будет удачным, авиакомпаниям не придется содержать большой штат собственного персонала в ОАЭ. До февраля 2022 года там работали всего несколько представителей, а сегодня некоторые перевозчики вынуждены поддерживать куда большую численность персонала, необходимую для проведения масштабных ремонтных работ.
В текущих условиях снижения стоимости авиаперелетов в ОАЭ из-за появления нового партнера ждать не приходится. Но, по меньшей мере, это может повлиять на сокращение издержек самих авиакомпаний.
НАЛИЧИЕ ПАРТНЕРА В ОАЭ – ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЙ СИГНАЛ ДЛЯ РЫНКА
Опрошенные изданием эксперты все же предлагают расставить акценты чуть иначе: вручение российского сертификата Global Jet Technic – формальность. Первостепенный интерес к практическому сотрудничеству в этой сфере имеют сами российские авиакомпании, испытывающие довольно острый дефицит запчастей и возможностей для выполнения ремонта и обслуживания воздушных судов.
То есть, с точки зрения рынка, это не «арабская компания получила возможность чинить наши самолеты», а «российские авиаторы получили возможность сотрудничать с партнером из ОАЭ». Но, во-первых, формальности должны соблюдаться, во-вторых, сам факт наличия желания со стороны партнера этот сертификат получить – неплохой сигнал для отрасли.
Как ранее шутили знакомые с арабским авиационным бизнесом эксперты, «дружба дружбой, а техобслуживание врозь» – компании из ОАЭ, несмотря на «дружеские» отношения между странами, не спешили оказывать услуги по ремонту и обслуживанию российским перевозчикам, опасаясь вторичных санкций.
Кроме того, наличие официального партнера может некоторым образом стабилизировать обстановку в отношении поставок запчастей. По словам осведомленного источника «Вестника АТОР», акцент в сотрудничестве будет сделан именно на этом. Но, скорее всего, будет компания оказывать и консалтинговые услуги.
САМИ С УСАМИ: РОССИЙСКИЕ ТЕХЦЕНТРЫ УЧАТСЯ САМОСТОЯТЕЛЬНО ОБСЛУЖИВАТЬ ЗАПАДНУЮ ТЕХНИКУ
«Приход зарубежного партнера для наших авиакомпаний означает дополнительные возможности. Российские сервисные центры все могут сделать сами, но это – расширение сотрудничества», – подчеркивают в Росавиации.
Знакомые с ситуацией специалисты соглашаются, что российские техцентры действительно быстрее, чем прогнозировалось годом ранее, приспособились к изменчивой конъюнктуре рынка. В том числе и в вопросах поставок запчастей. Но все процессы стали значительно (до 2-3 раз по отдельным задачам) дороже.
Пока сомнения остаются в отношении возможности проведения тяжелых форм обслуживания. Но есть положительная динамика и в этом направлении. В частности, технический департамент специализирующейся на чартерных авиаперевозках AZUR air в 2022 году выполнил 12 так называемых C-check на самолетах авиакомпании, восемь из них – на широкофюзеляжных лайнерах Boeing-767 и Boeing-777.
«Всего в 2022 году технический департамент авиакомпании выполнил 122 формы периодического технического обслуживания, от легких форм до C-чеков. Кроме того, в течение года выполнялись замены двигателей, вспомогательных силовых установок, стоек шасси, а также другие дополнительные работы. Технический департамент AZUR air ежедневно выполнял пред- и послеполетную подготовку воздушных судов, в рамках этой работы выполнено более 12000 форм оперативного технического обслуживания», – рассказали представители авиакомпании.
Ранее провайдер технического обслуживания и ремонта «А-Техникс» группы «Аэрофлот» отчитался, что за прошедший год выполнил 54 «тяжелые» формы C-check, 19 из которых — на широкофюзеляжном флоте (Boeing 777, Boeing 747-400 и Airbus A330).
АВИАТОРЫ ПРОСЯТ РАЗРЕШЕНИЯ РЕЖЕ ПРОВОДИТЬ ТЕХНИЧЕСКИЕ РАБОТЫ
Но и говорить, что все технические проблемы российских авиакомпаний решены, тоже не приходится.
В частности, представители авиакомпании S7 (также управляет собственным, одним из крупнейших в России, техцентром в Новосибирске) подчеркивают, что через два года ремонт в массовом порядке потребуется двигателям иностранного производства. В 2025-2028 годах в нем будут нуждаться силовые установки с 739 самолетов. Об этом говорили в рамках отраслевой конференции MRO Russia and CIS, посвященной актуальным вопросам техобслуживания и ремонта воздушных судов.
В связи с возникающими сложностями, российские авиаторы периодически просят у авиавластей пересмотреть тем или иным образом подход к выполнению технического обслуживания и ремонта самолетов.
Прежде речь была о возможности использовать неоригинальные запасные части, теперь перевозчики обратились к Росавиации и Ространснадзору разрешить проредить интервалы ремонта западных самолетов. Пока что, по словам представителей «Аэрофлота», речь идет об «исключительных случаях».
Екатерина Тропова
Фото: neddpix.com