Куда идет российский туризм. Эксперты обсудили приоритеты, законопроекты и текущие вызовы

Какие основные приоритеты и ключевые задачи будут определять развитие туристической отрасли в России в ближайшие годы, обсудили на туристической выставке «Интурмаркет-2023». Оценки Минэкономразвития и турбизнеса совпадают: необходимо наращивать доступный номерной фонд и для этого необходима поддержка государства.

ГЛАВНЫЙ ПРИОРИТЕТ – ДОСТУПНОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ В ДОСТАТОЧНОМ КОЛИЧЕСТВЕ

В рамках туристической выставки «Интурмаркет» 13 марта состоялось пленарное заседание по актуальным вопросам развития отрасли, участие в котором приняли представители исполнительной и законодательной власти, регионов и отраслевых организаций. 

Как заявил заместитель министра экономического развития РФ Дмитрий Вахруков, туризм в России постепенно восстанавливается, что подтверждают и данные за 2022 год. По итогам прошлого года зафиксирован 61 млн туристических поездок по стране, что на 4 млн больше, чем было в 2021 году. 

По мнению г-на Вахрукова, развитие отрасли сдерживает недостаток качественного предложения, в первую очередь, это касается номерного фонда. В этой связи увеличение номерного фонда и туристического предложения в тех местах, где уже развита туристическая инфраструктура, является одним из ближайших приоритетов. 

Заместитель министра экономического развития Дмитрий Вахруков во время выступления на пленарной сессии выставки-форума "Интурмаркет-2023". Фото: АТОР

Кроме того, наряду с мероприятиями, предусмотренными национальным проектом «Туризм и гостеприимство», запускаются еще две программы – по строительству модульных гостиниц на 2023-2024 гг. и по финансированию проекта строительства крупных гостиниц. В рамках последней инициативы будет проведен еще один отбор инвесторов на получение льготных кредитов по ставке от 3 до 5% годовых.

Как пояснил Дмитрий Вахруков, обе заявленные программы уже известны рынку, но в Минэкономразвития намерены их масштабировать и обновить. 

Г-н Вахруков напомнил о целях в развитии туризма, предусмотренных нацпроектом:  этопочти двукратный рост туристического потока к 2030 году. Для достижения этого результата, как отметил замминистра, необходимо работать над ценовой и транспортной доступностью туристических услуг, чтобы «как можно большее количество семей, и прежде всего, семей с детьми могли путешествовать по стране».

Как подчеркнул Дмитрий Вахруков, именно этот приоритет и будет определять стратегию развития туризма на ближайшие годы. В этой связи в Минэкономразвития видят необходимым увеличение доступного предложения, в первую очередь, гостиниц категории 3* и модульных некапитальных объектов.

«Это предложение должно концентрироваться на границах 500-600 км вокруг крупных городов, чтобы люди могли позволить себе поездки выходного дня и короткие поездки на 3-4 дня. Наш главный приоритет – доступное предложение в достаточном количестве», – резюмировал заместитель министра экономического развития РФ.

ИНВЕСТОРАМ НУЖНЫ СТИМУЛЫ ДЛЯ СТРОИТЕЛЬСТВА БОЛЬШИХ ОТЕЛЕЙ

Нехватку номерного фонда в качестве ключевого блокирующего фактора для развития туризма в стране назвал и Илья Уманский, глава Российского союза туриндустрии и генеральный директор Национального туроператора АЛЕАН.

Илья Уманский, генеральный директор Национального туроператора АЛЕАН. Фото: АТОР

По мнению г-на Уманского, очень важно, что в этом позиции турбизнеса и государства совпадают. Но для дальнейшего движения вперед нужно решить проблему недобросовестной конкуренции между официально зарегистрированными объектами размещения, которые платят налоги, и нелегальным частным сектором, который, соответственно, не несет налоговой нагрузки.

Кроме того, нужно запустить налоговые стимулы для привлечения крупного бизнеса в строительство больших отелей, а также установить четкие правила для создания и функционирования гостевых домов.

По оценкам главы АЛЕАН, номерной фонд гостевого дома не должен превышать 20 номеров, в противном случае есть риски потерять интерес отельеров и инвесторов к строительству гостиничных объектов большего номерного фонда.

«Давайте стараться, чтобы Россия не была «страной маленьких отелей». Бизнес крупных гостиниц максимально зарегулирован, в то время как по гостевым домам такого нет. Это же касается и разницы в тарифах на энергоресурсы и коммунальных услуги», – подчеркнул Илья Уманский.

НОВЫЙ ЗАКОН О ТУРИЗМЕ БУДЕТ РАМОЧНЫМ

В Госдуме готовы в оперативном порядке обсудить новый отраслевой закон. Как рассказал глава комитета по туризму и развитию туристической инфраструктуры Госдумы РФ Сангаджи Тарбаев, уже есть понимание, как закон должен выглядеть и какие положения включать. 

Сангаджи Тарбаев, глава профильного комитета Госдумы по туризму. Фото: АТОР

По его словам, это будет рамочный документ, определяющий правила игры. В новом «Законе о туризме» будет прописан понятийный аппарат, определяющий понятие «туристическая услуга» и другие туристические взаимоотношения и процессы.  Глава отраслевого комитета Госдумы РФ выразил надежду, что новый «Закон о туризме» в ближайшее время будет «доведен до ума в Минэкономразвития» и поступит на рассмотрение в парламент. 

«Готовы его в срочном порядке обсуждать. Надеюсь, в весеннюю, в крайнем случае, в осеннюю сессию, мы увидим новую редакцию закона», – сказал г-н Тарбаев.

В законодательной повестке Госдумы РФ еще несколько вопросов, связанных с туризмом. Это законопроекты по цифровизации отрасли и построению общего цифрового контура, о развитии туризма на особо охраняемых природных территориях (ООПТ). Готовы обсуждать в Госдуме законопроект о гостевых домах и разрабатывать проект закона о медицинском туризме в РФ.

ПЕТЕРБУРГ ИЩЕТ СПОСОБЫ ПРИВЛЕЧЬ ИНТУРИСТОВ, А КРЫМ – ПОСТАВИТЬ БОЛЬШЕ ПОЕЗДОВ

События, с которыми столкнулся российский туризм, определяют новые вызовы и задачи для городов и регионов.  Как отметил Председатель Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга Сергей Корнеев, Северная столица является своего рода «индикатором» всех изменений, которые произошли в отечественном туризме в последние несколько лет.

Сергей Корнеев, глава Комитета по развитию туризма Санкт-Петербурга, выступает в ходе пленарной сессии выставки-форума "Интурмаркет-2023". Фото: АТОР

Так, из-за пандемии Петербург столкнулся с новыми вызовами, что потребовало поиска и принятия комплексных антикризисных мер. Для поддержки туриндустрии правительство Санкт-Петербурга «обнулило» для участников отрасли местные налоги, предоставило льготные займы и субсидии.

Ведется большая информационная и маркетинговая компания, город активно участвует в отраслевых выставках на внутреннем и выездном рынках. Как результат, в 2022 год турпоток в Санкт-Петербург увеличился на 33%, в то время как по стране средний показатель роста составил 10%. 

По словам г-на Корнеева, несмотря на «хорошее восстановление», необходимо продолжать активную работу по возвращению иностранных туристов, что, и делает Санкт-Петербург, представляя свой потенциал в странах ближнего зарубежья, АТР и Ближнего Востока.  Он напомнил, что если до пандемии средняя годовая загрузка петербургских гостиниц составляла 70%, то в 2022 года этот показатель был на уровне 60%.

«В Санкт-Петербурге создана качественная инфраструктура, но она пока недозагружена в том объеме, как могло бы быть. И это наш главный вызов», – заявил Сергей Корнеев.

Транспортно-логистические ограничения стали новым вызовом для туриндустрии Крыма в прошлом году.  По словам министра курортов и туризма Крыма Вадима Волченко, в 2022 году турпоток в регион сократился на 20-25%, и предстоящий туристический сезон Крым встречает с теми же логическими ограничениями.

Власти полуострова прилагают определенные усилия для решения проблем, например, для ускорения прохождения проверок безопасности для автомобилистов на Крымском мосту, а также по увеличению количества поездов в Крым.

«Спрос на отдых в Крыму сохраняется. Сейчас наша задача сгруппироваться и создать тот продукт, который будет конкурентным.  Мы понимаем: Крым ждет непростой сезон, но мы справимся», – отметил Вадим Волченко.

Елена Мягкова

Фото: АТОР

 
 

ВНИМАНИЕ:

Подпишитесь на канал АТОР в Telegram или на канал в Яндекс.Дзен 

Также можно читать новости АТОР в "ВКонтакте или в "Одноклассниках"

Для турагентов: бесплатные онлайн-курсы, вебинары и электронные каталоги туроператоров вы найдете в "Академии АТОР".

Подпишитесь на рассылку АТОР