По данным крупнейших многопрофильных туроператоров, на майские праздники Турция лидирует среди зарубежных направлений по спросу на турпакеты. Однако спрос не слишком яркий, и тем более не ажиотажный. Пик бронирования еще не наступил – туристы откладывают покупку туров в Турцию до последнего. Узнали о ценах на майские туры в Турцию и выяснили, почему июнь в ряде случаев бронируется слабее, чем майские праздники.
ТУРЦИЯ – ЛИДЕР ПО СПРОСУ НА МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ СРЕДИ ЗАРУБЕЖНЫХ НАПРАВЛЕНИЙ
В сегменте организованного туризма Турция на период майских праздников лидирует по спросу среди остальных зарубежных направлений, в целом по рынку уступая только России. У большинства крупных многопрофильных туроператоров сейчас занимает первое место (от 23% до 51% продаж, в зависимости от ассортиментного фокуса компании), опережая Египет, ОАЭ и Таиланд.
«Это связано, в том числе, и с доступностью бронирований туров с прямыми чартерными перелетами в Анталью из многих городов России», – отмечают в ANEX Tour.
У некоторых игроков рынка по продажам на майские праздники сейчас лидируют ОАЭ или Египет. Однако все опрошенные компании сходятся в том, что в связи с небольшой глубиной продаж пик спроса на майские туры в Турцию ожидается на следующей неделе, поэтому картина может еще поменяться.
«В настоящее время спрос на турецкое направление на майские праздники не самый высокий, основные продажи происходят за 1-2 неделю до вылета, поэтому рост количества бронирований ожидается на следующей неделе», – поясняют в TEZ Tour.
Практически все организованные туристы, выбирающие пляжный отдых в Турции на майские праздники, едет в Анталью, так как на Эгейском побережье существенно прохладнее.
По данным TEZ Tour, среди курортов Антальи по спросу на праздничные даты лидирует самый южный курорт – Аланья. Средняя продолжительность тура в Турцию в апреле-мае составляет 7 ночей (летом – 10 ночей). Около 90-97% бронирований у туроператоров приходится на полные турпакеты (с перелетом), оставшиеся 3-10% туристов предпочитают самостоятельно приобретать авиаперевозку и далее бронировать через туроператоров наземное обслуживание.
НЕ СЛЕДУЕТ ОБМАНЫВАТЬСЯ ЦИФРАМИ ГОДОВОГО ПРИРОСТА
По агрегированным данным туроператоров на 10 апреля, количество бронирований туров в Турцию с заездом в период майских праздников (начиная с конца апреля и по 10 мая) опережает показатели на ту же дату 2022 года. В зависимости от компании прирост составляет от 20-40% до 6 раз.
Эксперты туроператорских компаний обращают внимание на то, что наблюдаемый рост в годовом выражении вызван исключительно «эффектом низкой базы», так как в прошлом году продажи шли плохо из-за геополитического и транспортного кризиса.
В ANEX Tour напоминают, что в прошлом году для спроса на майские праздники в Турции было сразу несколько сдерживающих факторов. Это и начало событий на Украине, авиасанкции и резкое сокращение количества прямых рейсов, а также то, что праздники пришлись как раз на мусульманский праздник Ураза Байрам, когда у турецких у отелей была большая загрузка.
В сравнении же с «нормальными» периодами и ожиданиями компаний спрос на майскую Турцию пока выглядит не слишком ярким. Во многом это связано с низкой глубиной продаж. Так, в PEGAS Touristik отмечают, что продажи туров на майские праздники в Турцию в январе-феврале оказались ниже того уровня, чем ожидалось, а спрос стал более активным только в марте.
«Спрос на майские праздники в Турции стабильный, но в целом чуть ниже ожидаемого», – признаются и в FUN&SUN (такая оценка весьма показательна, если учесть, что прирост по сравнению с провальной весной 2022 года у этой компании составил 6 раз).
НИЗКАЯ ГЛУБИНА БРОНИРОВАНИЯ ТУРЦИИ ПРЕДСТАВЛЯЕТ СЕРЬЕЗНУЮ ПРОБЛЕМУ УЖЕ ДЛЯ ИЮНЯ
Сокращение глубины бронирования по Турции представляет собой довольно серьезную проблему: туристы выжидают до последнего. По итогам кампании раннего бронирования Турции даже у компаний – лидеров рынка не менее двух третей летнего ассортимента на май-октябрь придется реализовывать в ходе сезона, а у большинства туроператоров – и существенно большую долю.
Показательно, что сейчас у некоторых крупных игроков рынка на весь июнь 2023 года в Турцию забронировано меньше турпакетов, чем на 10 дней майских праздников.
«На текущий момент продаж Турции на июнь меньше, чем на майские праздники (хотя и больше, чем в сравнении с 2022 годом)», – отмечают, например, в PEGAS Touristik.
«В 2023 году доля Турции в продажах на майские праздники в нашем ассортименте – 51%, в 2022 году на долю Турции приходилось не более 30% продаж на этот период. А вот на июнь в этом году пока лидерство у России в данный момент, и это говорит о том, что глубина бронирования по Турции драматически сократилась», – рассказывают в «Интуристе».
Туристы не спешат бронировать Турцию заранее не только в силу известных факторов неопределенности, связанных с геополитикой, но в немалой степени и потому, что ждут снижения цен.
Туроператоры отмечают, что рост цен по сравнению с прошлым годом на период майских праздников менее заметен, чем на лето. Напомним, что аналитики АТОР уже отмечали, что цены, которые давали туроператорам отельеры Турции в кампании раннего бронирования на лето 2023 года, повысились в среднем на 30%, а по ряду объектов высокого уровня – и до 50% по сравнению с прошлым годом.
ВЫСОКИЕ ЦЕНЫ НА ТУРЦИЮ И СЛАБЕЮЩИЙ РУБЛЬ ДАВЯТ НА СПРОС
Ценовой фактор оказывает очень сильное давление на спрос на Турцию в летнем сезоне, говорят в PEGAS Touristik. Дополнительное негативное влияние на спрос оказало и ослабление рубля в последние недели, когда как раз активизировался спрос. Каждое колебание курса валют может оказать существенное влияние на конечную стоимость поездки, подчеркивают в ANEX Tour.
При этом большинство участников рынка отмечают относительно небольшой рост среднего чека на майскую Турцию в валюте за год: в FUN&SUN говорят о подорожании +4%, в ANEX Tour – о +5,6% (средний чек за тур на троих в 2022 году на майские праздники составил у компании 2436 евро в 2023 году – 2574 евро).
«Средний чек на одного туриста на майские праздники в 2022 году у нас составлял 709 евро, в 2023 – 792 евро: то есть туристы стали платить за Турцию в валюте всего на 12% больше, чем в прошлом году. Но в рублях разница будет гораздо больше, т.к. курс евро к рублю растет», – отмечают в «Интуристе».
Напомним, что у крупных туроператоров 11 апреля 2022 года внутренний курс конвертации евро был на уровне 83,75 рубля за евро, а год спустя евро конвертируется в туркомпаниях по курсу 91,94 рубля, то есть все туры на рынке автоматически выросли в рублевой цене на 10% только из-за валютного фактора.
В связи с тем, что спрос на Турцию в период майских праздников не выглядит ажиотажным из-за низкой глубины продаж и сильного ценового давления, на этот высокий период в турецких отелях в 2023 года нет дефицита мест. Туры сейчас можно спокойно бронировать, подтверждают все опрошенные туроператоры.
Прогнозы по летнему спросу пока делать рано: с обной стороны, объемы перевозки в Турцию выросли не менее, чем на 30% и это дает основания полагать, что летние продажи будут выше прошлогодних в этих же пределах. С другой стороны, из-за низкой глубины продаж спрос, очевидно, окажется неравномерным. А некоторые отели Турции, наиболее существенно повысившие цены, могут недосчитаться большого количества российских гостей.
СКОЛЬКО СТОЯТ ТУРЫ НА МАЙСКИЕ ПРАЗДНИКИ 2023 ГОДА В ТУРЦИЮ
По данным туроператоров, сейчас недельные турпакеты с перелетом из Москвы на курорты Антальи в отели 4* со включено с заездом на первые майские праздники (вылеты в конце апреля) стоят 108-111 тыс. рублей на двоих (с системой «все включено»).
Турпакеты на 7 ночей в Турцию в отели 5* на «все включено» с вылетом в конце апреля можно купить, начиная с сумм 110-120 тыс. р. на двоих (бюджетные 5*). Цены на аналогичные туры в отели 5* уровня Deluxe начинаются от 200-210 тыс. р. на двоих за неделю с перелетом.
Заезды на вторые майские праздники (заезды 6 мая), по данным PEGAS Touristik, лишь незначительно дешевле. Так, недельные турпакеты в турецкие «четверки» с системой «все включено» стоят от 100 тыс. р. на двоих, туры в отели 5 – от 110 тыс. р., в отели уровня 5* Deluxe – от 200 тыс. р. на двоих за турпакет с перелетом.
Редакция «Вестника АТОР»
Фото: АТОР